Ролевое проигрывание ситуаций
Цель этого этапа состоит в комплексном применении полученного в тренинге опыта и психолого-педагогических знаний для решения актуальных проблем участников. Ситуации предлагают сами родители, они же распределяют роли среди членов группы. После «инсценирования» исходной ситyации участники делятся своими мыслями и чувствами. Завершается работа поиском и ролевым проигрыванием новых, более эффективных способов реагирования в зaданных условиях.
Подведение итогов работы группы
Родители письменно и устно делятся своими впечатлениями, связанными c эффективностью тренинговой работы. Письменные отчеты обычно структурированы вопросами, на которые необходимо дать ответы. Эти вопросы могут быть следующими: что было наиболее полезным и интересным на тренинге (упражнения, ролевые игры, групповые дискуссии, информация психолога, домашние задания); на какие вопросы получили ответы; какие вопросы остались неразрешенными; над какой проблемой хотели бы дополнительно поработать в группе?
Домашнее задание
1) Написать сочинение «Мой ребенок».
2) Подготовить совместно c ребенком концертный номер для Праздника Семьи.
ЗАНЯТИЕ10
ПРАЗДНИК СЕМЬИ
Цель: отработка навыков сотрудничества и равноправных взаимоотношений c ребенком; закрепление позитивного опыта неформального общения; создание атмосферы взаимопонимания и доверия между членами семьи и тренинговой группы.
Торжественное вручение дипломов об успешном прохождении тренинга
Этот ритуал преследует цель не столько выдачи каких-либо документов, сколько создания атмосферы праздника и закрепления ощущения успешности родителей. Традиционно дети, пришедшие на праздник, получают от группы, заранее приготовленные подарки, сувениры, символизирующие добрые и открытые взаимоотношения, любовь.
Психологические игры и упражнения
Применение конкретных методике целью сплочения детей и родителей. получения ими опыта сотрудничества зависит от личных и профессиональных предпочтений психолога. Мы используем различные техники игровой и арт-терапии, приведенные P. Шерманом и H. Фредманом. Выбор методик также зависит от возраста и количества детей, других членов семьи, пришедших на праздник.
Праздничный концерт
Семьи представляют концертные номера, подготовленные ими для праздника. Часто это оказывается первым опытом родителей в сфере подобного сотрудничества c детьми.
Ритуал завершения праздника
B нашей практике применяется следующая процедура: все участники праздника садятся в круг, передают друг другу зажженную свечу и говорят o том, как они представляют себе счастливую семью.
Тренинг родительской эффективности "Мы – вместе"
Беседы, лекции и индивидуальные консультации не всегда могут помочь в разрешении сложных ситуаций в процессе воспитания ребенка в семье. Эффективным средством может стать групповая форма работы с родителями.
Эффект группового занятия позволяет снять ощущение уникальности своей личной проблемы. У заинтересованных родителей появляется возможность расширить уровень психологической компетентности по вопросам воспитания детей и установлению доверительных отношений в семье.
Данная программа тренинга разработана для родителей учащихся 5-х классов. Не случайно выбрана именно эта категория участников. Пятый класс – переходный момент и для младших подростков, и для их родителей: изменение режима деятельности, новый социальный статус, увеличение учебной нагрузки усиливают переживания детьми возрастных физиологических изменений. Родители, в свою очередь, не всегда понимают и принимают эти перемены.
Ожидаемым результатом тренинга является успешное прохождение младшими подростками периода адаптации к новым условиям, улучшение межличностных отношений в семье.
Цель тренинга: Оказание помощи родителям в выходе на новый уровень понимания детей, активизация конструктивных ресурсов семьи.
Задачи тренинга:
- Формирование навыков эффективного общения с детьми.
- Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.
Режим работы:
- Периодичность – 2 раза в неделю;
- Продолжительность занятий 1 – 1,5 месяца
- Продолжительность одного занятия – 1,5 – 2 часа.
Состав группы: 10 – 12 родителей (5 занятий совместно с их детьми)
Условия проведения тренинга:
- комната для тренинга и комната для проведения перерывов
- оборудование: стулья, кресла, маркеры, бумага, бэйджи.
Критерии эффективности работы:
- Анализ результатов прохождения адаптационного периода детьми в течение учебного года (эмоционально-волевая сфера).
- Изучение межличностных отношений в семье.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕНИГА
Тема встречи | Цель встречи | Участники тренинга | |
1. | Знакомство. | Активизация и сближение группы, уменьшение напряжения. Исследование ожиданий и опасений. | Родители и дети |
2. | Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга? | Развитие умения анализировать поведение другого человека с учетом его особенностей. | Родители и дети |
3. | “Язык принятия”, “Язык непринятия”. | Знакомство с понятием “принятие ребенка”. Рассмотреть и проанализировать особенности принимающего и непринимающего поведения родителей. | Родители |
4-5 | Семейные конфликты. | Повышение сензитивности к ребенку и его проблемам. Дать представление о причинах и способах разрешения семейных конфликтов. | Родители |
6. | Социальные стереотипы помогают или мешают? | Анализ собственных стереотипов. Обогащение личного опыта, помощь в устранении предвзятых установок. | Родители |
7. | Высокая ответственность за ребенка. Всегда ли она оправдана? | Повышение психолого-педагогической грамотности родителей, закрепление новых навыков общения в семье, основанных на доверии. | Родители |
8. | Всегда ли мы поступаем правильно? | Обыгрывание и обсуждение типичных ситуаций внутрисемейного общения. | Родители и дети |
9. | Права. Обязанности. | Осознание собственных прав и обязанностей. | Родители и дети. |
Завершающий круг. | Закрепление новых способов общения с детьми. | Родители и дети |
ЗАНЯТИЕ №1
ТЕМА: ЗНАКОМСТВО
ОБОРУДОВАНИЕ:мяч, чистые листы бумаги, простые карандаши
(фломастеры), платок или шарфик.
I - Введение в тренинг.
- Цели, задачи тренинга. Особенности работы.
- Принятие режима занятий.
- Обсуждение правил групповой работы.
II – Знакомство участников друг с другом.
Упражнение “Расскажи о себе” (Кто я? Ожидания от тренинга.)
Упражнение “Закончи предложение”.
Бросая мяч, участники продолжают фразы:
- Мне нравится в людях такая черта, как …
- Я люблю …
Обсуждение:
- Что интересного я узнал об участниках тренинга?
- Кому из участников вы хотели бы задать вопрос?
Упражнение “Узнай по руке”
Ребенок (потом кто-то из родителей) с завязанными глазами из множества рук узнает руки своего близкого человека.
Обсуждение:
- Что помогало тебе узнать руки мамы (ребенка)?
- Что ты чувствовал, когда ощущал родные руки?