Основные этапы развития личности ребенка
Лекция психолога решает задачу психологического просвещения родителей, предоставления им информации o содержании этапов развития личности по Э. Эриксону, o необходимых условиях их благоприятного прохождения. Возможно расширение этой темы за счет рассказа o внутриутробном развитии плода, базальных перинатальных матрицах (по Ст. Грофу), другой психологической информации. Преподносить этy информацию необходимо c максимальной корректностью, учитывая уровень личностного развития и актуального состояния родителей.
Групповая дискуссия: «Какие выводы позволяет сделать родителям эта информация?» Часто первая реакция родителей - это ощущение беспомощности, осознание совершённых ошибок, которые очень сложно исправить. Важно так организовать дискуссию, чтобы от фрустрации прийти к позитивному восприятию перспектив взаимодействия c ребенком, к осознанию ресурсов, позволивших воспитывать его до сих пор c определенным успехом.
Упражнение 2. «Детронация». Это упражнение названо термином A. Адлера, обозначающим процесс изменения внутриличностной и внешней ситуации в связи c рождением второго ребенка в семье. Ролевая игра, в которой психолог демонстрирует психотравмирующие высказывания, обостряющие процесс «детронации» старшего ребенка, позволяет проникнуть в мир его переживаний, понять причины многих проблем во взаимоотношениях детей. B процессе обсуждения родители вырабатывают правила предотвращения детского соперничества.
Осознание родительских позиций и стиля взаимодействия c ребенком
Возвращаясь к теме позиций Родителя, Взрослого и Ребенка в межличностных отношениях, рассматриваем концепцию K. Стейнера об эго-состоянии «Свинский родитель». Осознанию собственных реакций, исходя-щих из этого состояния, способствует следующее упражнение, идею которого мы взяли y E. Сидоренко.
Упражнение 3. «Свинский родитель».
Родителям предлагается использовать данные им на карточках вербальные и невербальные реакции в импровизированном обращении к воображаемому ребенку. Приводим содержание карточек:
1) морщины на лбу;
2) вытянутый палец;
З) покачивание головой;
4) «ужасающий» взгляд;
5) притопывание ногой;
6) руки на груди;
7) вздох;
8) «я бы никогда в жизни...»;
9) «Если бы я был(а) на твоем месте...»;
10) «Ты осмелился(лась)?!»
11) «Ну и что?..»
Задания подобраны таким образом, чтобы была возможна трактовка их позиционного содержания как в авторитарном, так и в равноправном контексте. Например, морщины на лбу могут быть расположены как вертикально (гнев, задумчивость), так и горизонтально (удивление, восторг). То: какой контекст мы выбираем чаще, свидетельствует o наших ригидных родительских позициях. На наших занятиях подавляющее количество родителей выбирают авторитарный контекст, то есть демонстрируют позицию «Свинский родитель». Столкновение c неприглядной собственной сущностью фрустрирует, повергает в уныние, активизирует защитные механизмы. Преодолеть это состояние помогают арттерапевтические приемы, один из вариантов которых описан ниже.
Упражнение 4. «Рисуем Свинского родителям. Микрогруппы, состоящие из 3-4 человек, получают листы бумаги, краски и задание изобразить «Свина», не переговариваясь друг c другом. После обсуждения полученных рисунков необходимо трансформировать их так, чтобы «Свин» утратил свою силу и власть.
Психолог рассказывает o способах, которыми наш внутренний «Свин» мешает нашим гармоничным взаимоотношениям c ребенком: негативной мотивации (когда мы заставляем детей плохо относиться к самим себе); гиперопеке (когда мы делаем слишком много для детей, решаем их проблемы вместо них); повышенной требовательности; неуважении; вседозволенности,отсутствии четких границ дозволенного поведения.
Подведение итогов занятия. «Поддержка».
Домашнее задание
1) Обсудить c детьми тему наказания: что для них является самым «страшным» наказанием, наказывали ли их несправедливо, будут ли они наказывать своих детей и пр.
2) Практиковать общение c ребенком c позиции Взрослого.
ЗАНЯТИЕ 4
ПОНЯТИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель: осознание психотравмирующего влияния физического и эмоционального насилия на формирование личности ребенка; понимание логических последствий предоставления выбора для установления границ дозволенного поведения.