К методике «экспресс-диагностики характерологических особенностей личности»
Ключ
I. Экстраверсия (Э):
«Да»: 1,3,9,11,14,17,19,22,25,27,30,35,38,41,43,46,49,53,57. «Нет»: 6,33,51,55,59.
II. Нейротизм (Н):
«Да»: 2,5,7,10,13,15,18,21,23,26,29,31,34,37,39,42,45,47,50,52,54,56,58,60.
III. «Ложь»:
«Да»: 8,16,24,28,36,44. «Нет»: 4,12,20,32,40,48.
Нормативы для подростков 12-17 лет: экстраверсия (Э) - 11-14 баллов, «ложь» - 4-5 баллов, неротизм (Н) - 10-15 баллов.
ТАБЛИЦА ТИПОВ
№ | Данные по тесту Айзенка | |
Э в баллах | Н в баллах | |
0-4 | 0-4 | |
20-24 | 0-4 | |
20-24 | 20-24 | |
0-4 | 20-24 | |
0-4 | 4-8 | |
0-4 | 16-20 | |
0-4 | 8-16 | |
4-8 | 0-4 | |
8-16 | 0-4 | |
16-20 | 0-4 | |
20-24 | 4-8 | |
20-24 | 8-16 | |
20-24 | 16-20 | |
16-20 | 20-24 | |
8-16 | 20-24 | |
4-8 | 20-24 | |
16-20 | 4-8 | |
4-8 | 16-20 | |
4-8 | 4-8 | |
16-20 | 16-20 | |
12-16 | 8-12 | |
8-12 | 8-12 | |
16-20 | 8-12 | |
12-16 | 4-8 | |
8-12 | 4-8 | |
4-8 | 8-12 | |
4-8 | 12-16 | |
8-12 | 16-20 | |
12-16 | 16-20. | |
16-20 | 12-16 | |
8-12 | 12-16 | |
12-16 | 12-16 |
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
К МЕТОДИКЕ «ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ»
Айзенк (подростковый вариант)
Инструкция: На предлагаемые вопросы вы должны отвечать «да» или «нет», не раздумывая. Ответ заносится на опросный лист по соответствующим номером.
ОПРОСНИК АИЗЕНКА
1. Любишь ли ты шум и суету возле себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят?
4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?
12. Ты когдаОнибудь нарушал правила поведения в школе?
13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?
14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же, наоборот, склонен к неторопливости,
ответь «нет»).
15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя
все кончилось хорошо?
16. Тебе можно доверить любую тайну?
17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно бьется сердце?
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?
20. Ты когда-нибудь говорил неправду?
21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
23. Ты часто чувствуешь себя усталым?
24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
25. Ты обычно весел и всем доволен?
26. Обидчив ли ты?
27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29. У тебя бывает головокружение?
30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
32. Любишь ли ты иногда похвастаться?
33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
35. Ты обычно быстро принимаешь решения?
36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
37. Тебе часто снятся страшные сны?
38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
39. Тебя легко огорчить?
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на
обдумывание?
42. Если оказываешь в глупом положении, то потом долго переживаешь?
43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?
46. Ты любишь часто ходить в гости?
47. Бывают ли такие моменты, когда тебя о чем-нибудь просят?
48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?
56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже-кричишь в ответ?
58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании
сверстников?
60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ
МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ
Ключ
Шкала | Пункты, номер |
Познавательная активность | 2 6 10 14 18 22 26 30 34 38 |
Мотивация достижения | 4 8 12 16 20 24 28 32 36 40 |
Тревожность | 1 5 9 13 17 21 25 29 33 37 |
Гнев | 3 7 11 15 19 23 27 31 35 39 |
Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. минимальная оценка по каждой шкале – 10 баллов, максимальная – 40 баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатов целым числом.
Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3, общий балл – 28.
При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.
ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:
ПА+МД+(-Т) +(-Г), где
ПА – балл по шкале познавательной активности;
МД – балл по шкале мотивации достижения;
Т – балл по шкале тревожности
Г – балл по шкале гнева.
Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.
Выделяются следующие уровни мотивации учения:
I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
IV уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;
V уровень – резко отрицательное отношение к учению.
Распределение баллов по уровням представлены в табл.2.
Табл. 2.
Уровень | Суммарный балл |
I | 45 – 60 |
II | 29 – 44 |
III | 13 – 28 |
IV | (-2) – (+12) |
V | (-3) – (-60) |
В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель. В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ, общее количество испытуемых – 500 человек, девушек и юношей примерно поровну.
Таким образом определяется степень выраженности каждого показателя (см. табл. 3).
Табл. 3.
Шкала | Уровень | Половозрастные группы, интервал значений | |||||
10 – 11 лет | 12 – 14 лет | 15 – 16 лет | |||||
Дев. | Мал. | Дев. | Мал. | Дев. | Мал. | ||
Познавательная активность | Высокий Средний Низкий | 31-40 21-26 10-25 | 28-40 22-27 10-21 | 28-40 21-27 10-20 | 27-40 19-26 10-18 | 29-40 18-28 10-17 | 31-40 21-29 10-20 |
Тревожность | Высокий Средний Низкий | 27-40 20-26 10-19 | 24-40 17-23 10-16 | 25-40 19-24 10-18 | 26-40 19-25 10-18 | 25-40 17-24 10-16 | 23-40 16-22 10-15 |
Гнев | Высокий Средний Низкий | 21-40 14-20 10-13 | 20-40 13-19 10-12 | 19-40 14-19 10-13 | 23-40 15-22 10-14 | 21-40 14-20 10-13 | 18-40 12-18 10-11 |
Анализируется сочетание показателей по всем трем шкалам. Варианты интерпретации на примере наиболее часто встречающихся сочетаний представлены в табл.4.
Табл.4. Интерпретация данных.
Шкала | интерпретация | ||
Познавательная активность | Тревожность | гнев | |
Высокий | Низкий, средний | Низкий | Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению |
Средний | Низкий, средний | Низкий | Позитивное отношение к учению |
Низкий | Низкий, средний | Низкий, средний | Переживание «школьной скуки» |
Средний | Низкий, средний | Низкий, средний | Диффузное эмоциональное отношение |
Средний | Низкий, средний | Высокий | Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей |
Низкий | Низкий, средний | Высокий | Негативное эмоциональное отношение |
Низкий | Низкий | Высокий | Резко отрицательное отношение к школе и учению |
Высокий | Высокий | Высокий | Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей |
Высокий | Высокий | Средний | Повышенная эмоциональность на уроке |
Средний, низкий | Высокий | Средний, низкий | Школьная тревожность |
Высокий | Средний, низкий | Высокий | Позитивное отношение при фрустрированности потребностей |
Высокий, средний | Высокий | Низкий, средний | Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту1 |
1 Данный результат, как и тот, при котором показатели по всем шкалам оказываются низкими, может также свидетельствовать о нежелании отвечать, симуляции результата, а также о несерьезном отношении к работе. Поэтому подобные результаты требуют дополнительного анализа.
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
к методике «ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ»
Спилберг-Андреева
Фамилия, имя _______________________________ Школа _______ Возраст________
Класс ______ дата проведения_______
Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках и в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете.
№ | Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда | |
Я спокоен | |||||
Мне хочется узнать, понять, докопаться до истины | |||||
Я разъярен | |||||
Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе | |||||
Я напряжен | |||||
Я испытываю любопытство | |||||
Мне хочется стукнуть кулаком по столу | |||||
Я стараюсь получить только хорошие и отличные оценки | |||||
Я раскован | |||||
Мне интересно | |||||
Я рассержен | |||||
Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе | |||||
Меня волнуют возможные неудачи | |||||
Мне кажется, что урок никогда не кончится | |||||
Мне хочется на кого-нибудь накричать | |||||
Я стараюсь все делать правильно | |||||
Я чувствую себя неудачником | |||||
Я чувствую себя исследователем | |||||
Мне хочется что-нибудь сломать | |||||
Я чувствую, что не справлюсь с заданиями | |||||
Я взвинчен | |||||
Я энергичен | |||||
Я взбешен | |||||
Я горжусь своими школьными успехами | |||||
Я чувствую себя совершенно свободно | |||||
Я чувствую, что у меня хорошо работает голова | |||||
Я раздражен | |||||
Я решаю самые трудные задачи | |||||
Мне не хватает уверенности | |||||
Мне скучно | |||||
Мне хочется что-нибудь сломать | |||||
Я стараюсь не получить двойку | |||||
Я уравновешен | |||||
Мне нравится думать, решать | |||||
Я чувствую себя обманутым | |||||
Я стремлюсь показать свои способности и ум | |||||
Я боюсь | |||||
Я чувствую уныние и тоску | |||||
Меня многое приводит в ярость | |||||
Я хочу быть среди лучших |
Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.
Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям.
Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.
Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
Расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки. За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремится достичь. Притязания в значительной степени основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.
Расхождение от 1 до 7 баллов, и особенно случаи полного совпадения уровня притязания и уровня самооценки, указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности.
Расхождение в 23 балла и более характеризует резкий разрыв между уровнем притязаний и уровнем самооценки. Такой разрыв указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится, и тем, что он считает для себя возможным.
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Обработка результатов
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются как показатели соответствующих видов тревожности, показатели по всей шкале отражают общий уровень тревожности.
Показатели уровня тревожности
№ | Уровень тревожности | Группа учащихся | Уровень различных видов тревожности (в баллах) | ||||
класс | пол | общая | школьная | самооценочная | межличностная | ||
Нормальный | IX | Дев. Юн. | 30-62 17-54 | 7-19 4-17 | 4-18 11-21 | 7-20 5-17 | |
X | Дев. Юн. | 17-54 10-48 | 2-14 1-13 | 6-19 1-17 | 4-19 3-17 | ||
XI | Дев. Юн. | 35-62 23-47 | 5-17 5-14 | 12-23 8-17 | 5-20 5-14 | ||
Несколько повышенный | IX | Дев. Юн. | 63-78 55-73 | 20-25 18-23 | 22-26 19-25 | 21-27 18-24 | |
X | Дев. Юн. | 55-72 49-67 | 15-20 14-19 | 20-26 18-26 | 20-26 18-25 | ||
XI | Дев. Юн. | 63-76 48-60 | 18-23 15-19 | 24-29 18-22 | 21-28 15-19 | ||
Высокий | IX | Дев. Юн. | 79-94 74-91 | 26-31 24-30 | 27-31 26-32 | 28-33 25-30 | |
X | Дев. Юн. | 73-90 68-86 | 21-26 20-25 | 27-32 27-34 | 27-33 26-32 | ||
XI | Дев. Юн. | 77-90 61-72 | 24-30 20-24 | 30-34 23-27 | 29-36 20-23 | ||
Очень высокий | IX | Дев. Юн. | >94 >91 | >31 >30 | >31 >32 | >33 >30 | |
X | Дев. Юн. | >90 >86 | >26 >25 | >32 >34 | >33 >32 | ||
XI | Дев. Юн. | >90 >72 | >30 >24 | >34 >27 | >36 >23 | ||
«Чрезмерное спокойствие» | IX | Дев. Юн. | <30 <17 | <7 <4 | <11 <4 | <7 <5 | |
X | Дев. Юн. | <17 <10 | <2 - | <6 - | <4 <3 | ||
XI | Дев. Юн. | <35 <23 | <5 <5 | <12 <8 | <5 <5 |
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Опросник анализа семейного воспитания (АСВ)
Э. Г. Эйдемиллера
Любой психолог, наблюдая за семьей и ребенком, может определить тип семейного воспитания: «Балуют», «Растет как трава в поле», «Держат в ежовых рукавицах» и т. д. Однако для выявления психологических причин нарушений семейного воспитания часто требуются доказательные объективные методики. Можно рекомендовать надежную методику — опросник Э. Г. Эйдемиллера АСВ (анализ семейного воспитания).
Этот опросник диагностирует тип семейного воспитания и характер нарушений. Его рекомендуется использовать в исследовании проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении.
Тест «Ассертивны ли Вы?»
Ассертивно поступающий человек не действует в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволяет и «вить из себя веревки». Желаемой цели он достигает, не причиняя вреда окружающим. Он добивается своего, не манипулируя оппонентами посредством чувства вины или каким-либо иным способом из разряда приемов эмоционального шантажа. Он умеет склонить других к оказанию ему помощи или любезности. Не замыкается в себе, получая отказ в том, на что он, собственно, и не имел права рассчитывать. При столкновении интересов он способен договориться и найти компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны.
Если согласны со следующими утверждениями, впишите против них «да», если нет, то - «нет».
1. Меня раздражают ошибки других людей.
2. Я могу напомнить другу о долге.
3. Время от времени я говорю неправду.
4. Я в состоянии позаботиться о себе сам.
5. Мне случалось ездить «зайцем».
6. Соперничество лучше сотрудничества.
7. Я часто мучаю себя по пустякам.
8. Я человек самостоятельный и достаточно решительный.
9. Я люблю всех, кого знаю.
10. Я верю в себя. У меня хватит сил, чтобы справиться с текущими проблемами.
11. Ничего не поделаешь, человек всегда должен быть начеку, чтобы суметь защитить свои интересы.
12. Я никогда не смеюсь над неприличными шутками.
13. Я признаю авторитеты и уважаю их.
14. Я никому не позволяю «вить из себя веревки». Я заявлю протест.
15. Я поддерживаю всякое доброе начинание.
16. Я никогда не лгу.
17. Я практичный человек.
18. Меня угнетает лишь факт того, что я могу потерпеть неудачу.
19. Я согласен с изречением: «Руку помощи ищи прежде всего у собственного плеча».
20. Друзья имеют на меня большое влияние.
21. Я всегда прав, даже если другие считают иначе.
22. Я согласен с тем, что важна не победа, а участие.
23. Прежде чем что-либо предпринять, хорошенько подумаю, как это воспримут другие.
24. Я никогда никому не завидую.
Теперь подсчитайте количество положительных ответов в следующих позициях: 1,6,7,11,13,18,20,23. Счет А =
2,4,8, 10,14,17,19,22. Счет Б =
3,5,9,15,16.21,24. Счет В =
Самый высокий показатель достигнут в счете А: вы имеете представление об ассертивности, но не слишком-то пользуетесь ей в жизни. Вы часто испытываете недовольство собой и окружающими.
Самый высокий показатель получен по счету Б: вы на правильном пути и можете очень хорошо овладеть ассертивностыо. В принципе, вы уже сейчас способны действовать в нужном направлении. Временами ваши попытки ассертивно действовать выливаются в агрессивность. Но это неважно. Какой ученик не набивал себе шишек.
Самый высокий показатель по счету В означает: несмотря на результаты предыдущих двух подсчетов, у вас очень хорошие шансы овладеть ассертивностыо, У вас сложилось мнение о себе и своем поведении, вы оцениваете себя реалистично, а это хорошая база для приобретения какого-либо навыка, необходимого при контактах с окружающими.
Наименьший показатель по счету А означает: вам не удается использовать многие шансы, которые дает жизнь, но это не трагедия. Важно научиться жить в согласии с собой и знать, что нужно делать.
Наименьший показатель по счету Б означает: ассертивности можно научиться, как сказал С. Лек: «Тренировка — это все, даже цветная капуста - всего навсего хорошо вымуштрованная белокочанная».
Наименьший показатель по счету В означает: у вас есть проблема. Вы переоцениваете себя и ведете не вполне искренне. Речь идет даже не столько о самообмане, сколько о том, что вы видите себя в лучшем свете... Неплохо было бы поразмыслить над собой.
Тестовой материал
Задачи программы
A) Психологическое просвещение - дать родителям знания o механизмах семейных систем, показать влияние их родительских семей на актуальную ситуацию в их собственной семье.
Б) Обучение - дать определенную модель построения взаимоотношений c детьми и обучить различным навыкам межличностного общения, необходимым для
реализации этой модели.
B) Переориентация - самоисследование родительских позиций, развитие многомерности психологического видения детско-родительских и иных межличностных отношений: преодоление стереотипов, ригидных паттернов поведения.
Организационные принципы
A) Комплектование групп. Группа обычно состоит из восьми - десяти родителей. Наилучшим вариантам является такой, при котором в группу входят только отдельные родители или только супружеские пары. Это позволяет проводить корректировку методов тренинга в соответствии со спецификой группы, что значительно повышает эффективность работы. Возникающее чувство группы и групповой сплоченности - важные характеристики процесса родительской психокоррекции, поэтому после второй сессии группа закрывается, и новые участники к ней не присоединяются.
Б) Временные рамки. Родители встречаются на 1 - 2 часа каждую неделю в течение десяти недель. Такой режим позволяет применять на практике полученные знания и корректировать их в процессе обсуждения на последующих занятиях.
B) Основные этапы
· Подготовительный (мотивационный) - представляет собой групповую консультацию для родителей по результатам диагностики детско-родительских взаимоотношений. Знакомство c результатами диагностики и их психологической интерпретацией создает мотивацию, необходимую для эффективного прохождения тренинга.
•Основной (рабочий) - структура занятий планируется в соответствии c принятыми правилами проведения социально-психологического тренинга.
•Завершающий - последнее занятие проводится в виде «праздника семьи», в котором принимают участие все желающие члены семьи.
•Контрольно-закрепляющий - практикуется проведение дополнительных встреч участников тренинга c целью наблюдения и закрепления полученных позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.
ЗАНЯТИЕ 1
РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОЗИЦИИ
И СТИЛИ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ
C ДЕТЬМИ
Цель: знакомство участников друг c другом и c правилами групповой работы; осознание родительских установок, дифференциация их на «мешающие» и «помогающие» в процессе взаимодействия c ребенком; научиться различать эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.
Подведение итогов занятия
Этот этап очень важно провести не спеша, чтобы дать возможность родителям осознать и вербализовать свой новый опыт, полученный в процессе занятия, получить поддержку от психолога и других участников. Кaждому предлагается ответить на три вопроса: «Что я чувствую?», «О чем я думаю?», «Что я хочу сделать?». Мы практикуем в конце каждого занятия оказание поддержки одному иэ участников по принципу гештальтистского «горячего стула».
Домашнее задание
1) Родителям предлагается написать сочинение «Мой ребенок» c целью последующего обсуждения его в группе. Никаких дополнительных инструкций относительно содержания, формы или объема сочинения не дается.
2) Родителям и детям - изобразить семью, обозначая ее членов в виде окружностей так, чтобы рисунок схематически отрaжал систему их взаимоотношений. Сравнение представлений o семейной структуре разных ее членов дает богатый материал для рефлексии и поиска эффективных форм взаимодействия.
З) Описать несколько ситуаций взаимодействия со своим ребенком c разных позиций.
ЗАНЯТИЕ 2
БАЗОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
ДЕТСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Цель:знакомство c концепцией Адлера-Дрейкурса об «ошибочных целях» поведения; обучение навыкам активного слушания; осознание неэффективных способов реагирования в ситуации, когда ребенок преследует «ошибочную цель».
Обсуждение домашнего задания
Родители зачитывают свои сочинения, при этом психолог и участники отмечают общий эмоциональный тон повествования,характерные фразы, отражающие отношение родителя к ребенку и пр. Часто на этом этапе возникает необходимость психологической поддержки родителей, форму, оказания которой психолог выбирает в соответствии c техниками, которыми он владеет.
Вторая часть домашнего задания анализируется в соответствии c методикой «Семейная социограмма». После обсуждения полученных детских и родительских схематических отображений семейной системы можно предложить родителям составить «идеальную» схему для своей семьи.
Принятие чувств ребенка
Один из мотивов работы родителей в тренинговой группе - стремление к взаимопониманию со своим ребенком. Понять ребенка - значит услышать его чувства, проникнуть в глубинную мотивацию его поведения. Необходимым навыком здесь является навык «активного слушания», освоению которого посвящается этот этап занятия.
Упражнение 1. «Памятник чувству». Это вариант известной техники «Скульптор», являющийся одновременно и разминочным упражнением, и хорошим введением в тему. Родители работают в парах, один выполняет роль «глины», другой - «скульптора». «Скульпторы» получают карточки c названиями чувств, эмоциональных состояний, «памятники» которым они должны без слов «слепить», используя тело партнера. На этапе обсуждения мы предлагаем родителям ответить на два дополнительных вопроса:
1) когда вы испытываете данное чувство по отношению к своему ребенку?
2) когда, по вашему мнению, ребенок испытывает его по отношению к вам?
Рассказ психолога o психологических механизмах подавления чувств и компенсации составляется в соответствии c образовательным уровнем участников тренинга. Основной его тезис может быть следующим: «Эмоции, которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою разрушительную силу. Называние и признание подавленных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости c родителями, сознание того, что тебя слышат и понимают».
Упражнение 2. «Принятие чувств». Участники делятся на микрогруппы по 4-5 человек, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Приводим образцы заданий и возможные варианты ответов:
•«Не смей его бить! Это же твой брат!» ( «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».)
•«Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатичный пес... Ho если боишься - давай перейдем на другую сторону».)
•«Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» («Я бы тоже расстроился. Ho, может, мы вместе найдем выход?»)
•«Подумаешь - укол! Даже малыш не боится, а ты...» («Да, укол - это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».)
B процессе обсуждения этого упражнения родители знакомятся c понятием «активного слушания», автором которого является T. Гордон, американский психолог. Слушать активно - значит улавливать, что ваш ребенок пытается вам сказать на самом деле, что он чувствует
на самом деле, и озвучивать эти чувства своими словами, окрашивая свои высказывания пониманием и неподдельной заботой (еще один термин, описывающий это явление, - «эмпатия»). Навык активного слушания невозможно выработать одним упражнением, на одном занятии. Поэтому к этой теме необходимо возвращаться на протяжении всего курса.
ЗАНЯТИЕ З
КАК МЫ ВОСПИТЫВАЕМ
СВОИХ ДЕТЕЙ
Цель:знакомство c содержанием и условиями благоприятного прохождения основных этапов формирования личности; осознание своих невербальных и вербальных проявлений эго-состояния «Свинский родитель».
Обсуждение домашнего задания
Родители рассказывают o полученных дома ответах на вопросы домашнего задания по теме «Знаем ли мы своих детей?». Здесь важно, чтобы участники группы рассказали o себе, нашли то общее, что объединяет их самих и детей. Психолог может подчеркнуть, какие животные; сказки, желания и т.д. назывались в группе чаще всего.
Психологическая разминка
Поскольку содержание данного занятия предполагает определенную степень погружения в психотравмирующие ситуации детства, возникает необходимость проработки темы сопротивления новому личностному опыту. Поэтому разминочное упражнение подобрано и интерпретируется в соответствии c этой задачей.
Упражнение 1. «Доверие». Психолог предлагает участникам определить степень их доверия друг другу: «Насколько мы можем открыться, довериться друг другу и новому опыту?» Один из участников встает на возвышение (это может быть устойчивый стул или стол), c которого ему предстоит упасть c закрытыми глазами на руки остальных. Упражнение обычно вызывает сильную эмоциональную реакцию. Поэтому главное здесь - грамотно провести анализ чувств.
Вот примерное содержание этой беседы:
Глубинная работа над собой, своей личностью всегда сопряжена c включением механизмов сопротивления. Это может выражаться в действиях: в желании сменить тему разговора, выйти из комнаты, пойти в туалет, опоздать, смотреть в сторону, в желании поесть, покурить, прекратить общение. Или даже - заболеть... Сопротивление может проявляться в некоторых убеждениях, таких как: «Мне это не подойдет», «я в это не верю».
Мы продолжаем сопротивляться и в тех случаях, когда говорим себе: «Они не позволяют мне измениться», «Это их вина». И самое большое сопротивление - это страх перед неизвестным: «Я не готов», «Я не хочу об этом говорить», «Я никому не доверяю». Если вы поймали себя на подобных мыслях или действиях - очень хорошо! Вы заметили свое сопротивление, осознали его. Не ругайте себя. Вместо этого скажите себе: «Что заставляет меня сопротивляться? Откуда y меня это чувство? Где оно находится в теле?» Ответив на эти вопросы, постарайтесь расслабиться - и скажите своему сопротивлению «спасибо» за то, что оно делает для вас что-то важное, охраняет и бережет вас, а затем попросите его помочь вам измениться, достичь вашей цели.
ЗАНЯТИЕ 4
ПОНЯТИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель: осознание психотравмирующего влияния физического и эмоционального насилия на формирование личности ребенка; понимание логических последствий предоставления выбора для установления границ дозволенного поведения.
Психологическая разминка
B качестве разминки на этом занятии подходит любое психогимнастическое упражнение, способствующее позитивному самовосприятию. Мы предлагаем лишь один из множества возможных вариантов.
Упражнение 1. «Праздник хвастунов». В течение минуты необходимо назвать как можно больше положительных эффектов для группы от своего участия в ее работе. Соревновательный контекст этого упражнения позволяет родителям раскрепоститься, творчески подойти к поиску своег<