Тема: Проблемы воспитания и обучения детей в письменных источниках Киевской и Московской Руси в XI – XVII вв. (семинар 4)

Др. Русь («Поучение…» В. Мономаха) В. Мономах (1 июня 1053 г. – 26 мая 1125 г). Сильвестр(протопоп) (в иноках Спиридон, ум. ок. 1566) «Школьное благочиние» П. Коломнятин С. Полоцкий (12 декабря 1629 г. – 25 августа 1680 г.) «Домострой» К. Истомин (1640 г. – 1718 г.)
Основная педагогическая идея. Поучение детям, отношения к Богу, отношения между властью и ее подданными, отношения человека к самому себе и взаимоотношения между людьми. "Домострой" правила семейного воспитания. «Интеллектуализм» и «элитарность» (Формирование интеллектуальной элиты, пренебрежение к неученым «простецам»). Гражданское воспитание подрастающего поколения. Помочь людям избавиться от нужды и бедности: «Да учатся той меньшие дети. И собирают разума цветы».
Об идеале человека. Достойный человек, хороший христианин. Примерный христианин. В человеке ценно благочестие и творчество. Совершенный человек, осознавший себя. Нравственный человек, духовный.
О смысле его жизни. Был примером для окружающихся, старался соответствовать своим трудам. Был деятелем деятелем из ближайшего окружения Ивана Грозного. Сугубое и обучение есть: внешнее и внутреннее. внешнее в книгах, внутреннее — в богомышлении. внешнее — в любомудрии (т. е. в философии. — О. К.), внутреннее — в боголюбии. внешнее в витийствованиях, внутреннее — в молениях. внешнее — в остроумии, внутреннее — в теплоте духа. внешнее — в художествах (т. е. в искусстве, в ремеслах. — О. К.), внутреннее — в помышлениях. внешний разум кичит, внутренний же — смиряется. Симеон высоко ценил школьный театр и его роль в процессе обучения и воспитания. Он был признанным богословом и просветителем, мыслителем и поэтом.
О цели воспитания. Воспитывать любовь к ближнему, уважение к старшим, послушание им, другие качества, соответствующие христианской морали. Помогать бедным, вдовам, постоянно трудиться и бороться с леностью. Нравственное и религиозное воспитание. «Внутренняя» «духовная» сторона натуры человека противопоставляется «внешней» и не в пользу последней. Полоцкий также стремился объяснить читателям и ученикам необходимость и ценность самопознания. «Стяжение нравов благих», привитие доброты, душевной чистоты, человеколюбия.
О доминирующих способах педагогического воздействия. Подражание детей отцу, этикет, манеры и тон поведения, а потому необходимо вырабатывать у детей прилежание и учтивость. Учение грамоте, книжным наукам. Мудрость наставляет учителя: внимательно слушай и смотри, заботься об учении, не только словами, но ранами и побоями наставляй, а также и своими делами показывай ученикам пример. Иначе говоря, слова (наставления), побои (устрашения) и образцовые поступки — вот основной арсенал учителя. Пьесы. Произведение в стихотворной форме.
О стиле педагогического взаимодействия. Демократический, авторитарный. Авторитарный, демократический. Авторитарный. Демократический. Демократический.
Тема: Развитие педагогической мысли в России в XVIII вв. (семинар 4)
XVIII век Ф. Прокопович (18 июня 1681 г. – 19 сентября 1736 г.) В.Н. Татищев (19 апреля 1686 г. – 15 июля 1750 г.) М.В. Ломоносов (19 ноября 1711 г. – 15 апреля 1765 г.) И.И. Бецкой (14 февраля 1704 г. – 9 ноября 1795 г) Н.И. Новиков (8 мая 1744 г. – 1818 г.)
Основная педагогическая идея. Научный рационализм и протестантская теология. Образование способствует преобразованию окружающего мира. Идея естественного права. Утверждение научности просвещения. Естественно научное обоснование образования. Гуманистическое общество. Н. И. Новиков выделяет "три главные части" воспитания: физическое, нравственное и умственное. Он подчеркивает приоритет физического воспитания, называя его "первой главной частью", поскольку "образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места".
Об идеале человека. Идеальный человек – просвещённый человек. Разумный человек имеющий образование. Просвещенный человек всесторонне развитый. "Идеальные дворяне ". Нравственно-этическое развитие человека, формирование "пытливого ума" и "доброго нрава", искренняя любовь к Богу и желание узнать "тайну Божественного замысла" составляло основу новиковской системы образования и воспитания.
О смысле его жизни. Был человеком, высоко ценившим и, по возможности, отстаивавшем науку и просвещение. Познание себя, мира, преданность государству. Развитие науки. Видный деятель просвещения в России Главный труд — «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Заслугой Н. И. Новикова можно назвать попытку сформировать цельное мировоззрение для решения нравственно-этических вопросов, науки "познания самого себя", цель которой - господство над самим собой и собственными страстями, исправление поступков в духе "христианского покаяния".
О цели воспитания. Решительно выступает с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергая старую теорию о первенстве духовной власти. Принцип «Разумного эгоизма» должен предлагать в первую очередь осознание человечеством самого себя. Цель воспитания- формирование человека патриота. В воспитании он видел «корень всему злу и добру»; оно должно быть сообразным природе детей, развивать в них такие качества личности, как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и знание «домостроительства». Н. И. Новиков формулирует цель воспитания по-новому - "образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами". Главная задача воспитания по Новикову - формирование активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам. Он считал главным в воспитании — воспитание сердца, т. е. формирование нравственного облика и сознания человека.
О доминирующих способах педагогического воздействия Он сатирически изображает современную ему русскую жизнь и в этом смысле может быть назван первым сатириком, первым представителем этого направления. Вербальный, коммуникативный, преданный трудовой деятельности. Применять индивидуальность. Воспитательном учреждении дети должны быть изолированы от воздействия окружающей среды, даже от родственников. Гуманность в обращении с детьми, отрицал пользу телесных наказаний и требовал уважения к личности ребенка и признания ее самостоятельности. Уже за эту новизну и прогрессивность взглядов для того времени он заслуживает внимания.
О стиле педагогического взаимодействия. Демократический. Демократический, авторитарный. Демократический. Авторитарный. Демократический .
Тема: Развитие педагогической теории в России в XIX веке (семинар 5)
XIX век Революционеры-демократы (Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов) Д.И. Писарев (14 октября 1840 г. – 1868 г.) Н.И. Пирогов (25 ноября 1810 г. – 5 декабря 1881 г.) К.Д. Ушинский (2 марта 1824 г. – 1870 г.) Л.Н. Толстой (9 сентября 1828 г. – 20 ноября 1910 г.)
Основная педагогическая идея. Признаются лишь естественные науки, проповедуется мораль разумного эгоизма. Предложил новый проект школьной системы, направленный против сословной школы. Внушал мысль о необходимости гуманного отношения к детям. Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Женское образование. Общественный характер образования. Главная составляющая сущности человека — его духовное начало.
Об идеале человека. Тип человека: «Мыслящий реалист». Самостоятельный человек. Патриот. Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами.
О смысле его жизни. Человек сам должен «внести свет в темное царство». «Без здравого смысла все правила нравственности ненадежны». Жизнь Ушинского была подчинена благородной и гуманной цели – просвещению народа, просвещению как необходимому условию процветания и блага, развития и прогресса своей родины. Единственный смысл жизни человека - это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели.
О цели воспитания. Нужно просвещение, нужно революционное изменение всего строя жизни. Основой воспитания нравственного человека он считал христианскую религию и настаивал на необходимости религиозного воспитания детей с самого раннего возраста. “Воспитание надо начинать с колыбели, если мы желаем коренного переворота нравов, влечений, убеждений общества”.   Воспитание должно давать Воспитание высокоморального человека, для которого труд является делом чести и счастья, человека-патриота, с твёрдой волей и характером, борца за дело родины, народа, за его сча­стье, за его прогресс. Стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей.
О доминирующих способах педагогического воздействия. Необходимость социально-исторического и культурного прогресса, обусловливаемого гражданскими свободами и общественно-практической направленностью науки, искусства и просвещения. Обращал внимание учителей на необходимость отбросить старые, догматические способы преподавания и применять новые методы. Надо будить мысль учащихся, развивать их умственные способности, прививать навыки самостоятельной работы. Он указывал на большое значение произведений народного творчества. На первое место ставил русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. Принцип связи обучения с жизнью, принцип доступности обучения, принцип прочности в обучении, принцип природосообразности.
О стиле педагогического взаимодействия. Демократический. Демократический. Демократический. Демократический.





Тема: Развитие педагогической теории в России в конце XIX –XX в. (семинар 6)
XX век В.П. Вахтеров П.Ф. Лесгафт (20 сентября 1837 г. – 1909 г.) А.С. Макаренко (13 января 1888 г. – 1 апреля 1939 г.) В.А. Сухомлинский (28 сентября 1918 г. – 2 сентября 1970 г.) Э.В. Ильенков
Основная педагогическая идея. Концепция «Эволюционная педагогика в основу которой легла идея «развития». Идея обновления педагогической теории за счет новых данных о физиологическом развитии человека Воспитательный коллектив развитие советского государства разработка диалектики как Логики и теории познания. Он внес большой вклад в создание диалектико – логической концепции мышления.
Об идеале человека. Представление о человеке как развивающейся и целостной личности Лесгафт в термин «идеал» вкладывал глубокий смысл «целостности личности», которую изучал со стороны нравственного, умственного, психологического, физического, гражданского совершенствования. Воспитанный, полезный обществу человек. Духовно богатый человек. Всесторонне, гармонически развитая личность
О смысле его жизни. установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе. Смысл жизни – труд, работа не для себя, а для других; только эта работа человека, совершаясь целыми поколениями, ведет к бесконечному совершенствованию человеческой личности. Воспитание в коллективе и через коллектив – это центральная идея его пед. системы. В течении 3-4-х лет он создал образцовое воспитательное учреждение – «Трудовую колонию имени Горького». Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия. Творческий человек, способный осваивать всеобщую меру бытия вещей
О цели воспитания. Всестороннее гармоническое развитие деятельности организма должно быть общей целью образования и воспитания. Лесгафт выступал против теории наследования способностей. Он считал, что, как бы ни были способны родители, их дети, оставленные без воспитания и образования, не смогут развить свои духовные силы, что ум человека, как и речь, развивается, совершенствуется под влиянием среды, воспитания и образования. Формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Воспитать личность свободно и развернуто мыслящую
О доминирующих способах педагогического воздействия. Педагог говорил о том, что нужно опираться на интерес учащихся, предоставлять возможности самостоятельного решения задач. Это позволяет активировать познавательную деятельность учащихся, что служило бы основой личностно-ориетированного обучения. В педагогической деятельности Лесгафт добивался от учителей отличного знания своего предмета на основе научных достижений в анатомии, физиологии, психологии. Хороший педагог, по его мнению, – это отменная дисциплинированность, сдержанность в управлении своими эмоциями, любовь к детям, внешняя опрятность и изящность в движениях. Актив, деление на отряды, совет командиров, внешняя атрибутика (знамя, сигналы горнистов, рапорт, форменная одежда), поощрения и наказания, традиции. Трудовая деятельность. Воспитание в коллективе, предметная деятельность
О стиле педагогического взаимодействия. Демократия, либерализм Авторитарный, демократический. Авторитарный, демократический. Демократический. Демократический

Наши рекомендации