Др. Русь | («Поучение…» В. Мономаха) В. Мономах (1 июня 1053 г. – 26 мая 1125 г). | Сильвестр(протопоп) (в иноках Спиридон, ум. ок. 1566) | «Школьное благочиние» П. Коломнятин | С. Полоцкий (12 декабря 1629 г. – 25 августа 1680 г.) | «Домострой» К. Истомин (1640 г. – 1718 г.) |
Основная педагогическая идея. | Поучение детям, отношения к Богу, отношения между властью и ее подданными, отношения человека к самому себе и взаимоотношения между людьми. | "Домострой" правила семейного воспитания. | «Интеллектуализм» и «элитарность» (Формирование интеллектуальной элиты, пренебрежение к неученым «простецам»). | Гражданское воспитание подрастающего поколения. | Помочь людям избавиться от нужды и бедности: «Да учатся той меньшие дети. И собирают разума цветы». |
Об идеале человека. | Достойный человек, хороший христианин. | Примерный христианин. | В человеке ценно благочестие и творчество. | Совершенный человек, осознавший себя. | Нравственный человек, духовный. |
О смысле его жизни. | Был примером для окружающихся, старался соответствовать своим трудам. | Был деятелем деятелем из ближайшего окружения Ивана Грозного. | Сугубое и обучение есть: внешнее и внутреннее. внешнее в книгах, внутреннее — в богомышлении. внешнее — в любомудрии (т. е. в философии. — О. К.), внутреннее — в боголюбии. внешнее в витийствованиях, внутреннее — в молениях. внешнее — в остроумии, внутреннее — в теплоте духа. внешнее — в художествах (т. е. в искусстве, в ремеслах. — О. К.), внутреннее — в помышлениях. внешний разум кичит, внутренний же — смиряется. | Симеон высоко ценил школьный театр и его роль в процессе обучения и воспитания. | Он был признанным богословом и просветителем, мыслителем и поэтом. |
О цели воспитания. | Воспитывать любовь к ближнему, уважение к старшим, послушание им, другие качества, соответствующие христианской морали. Помогать бедным, вдовам, постоянно трудиться и бороться с леностью. | Нравственное и религиозное воспитание. | «Внутренняя» «духовная» сторона натуры человека противопоставляется «внешней» и не в пользу последней. | Полоцкий также стремился объяснить читателям и ученикам необходимость и ценность самопознания. | «Стяжение нравов благих», привитие доброты, душевной чистоты, человеколюбия. |
О доминирующих способах педагогического воздействия. | Подражание детей отцу, этикет, манеры и тон поведения, а потому необходимо вырабатывать у детей прилежание и учтивость. | Учение грамоте, книжным наукам. | Мудрость наставляет учителя: внимательно слушай и смотри, заботься об учении, не только словами, но ранами и побоями наставляй, а также и своими делами показывай ученикам пример. Иначе говоря, слова (наставления), побои (устрашения) и образцовые поступки — вот основной арсенал учителя. | Пьесы. | Произведение в стихотворной форме. |
О стиле педагогического взаимодействия. | Демократический, авторитарный. | Авторитарный, демократический. | Авторитарный. | Демократический. | Демократический. |
Тема: Развитие педагогической мысли в России в XVIII вв. (семинар 4) |
XVIII век | Ф. Прокопович (18 июня 1681 г. – 19 сентября 1736 г.) | В.Н. Татищев (19 апреля 1686 г. – 15 июля 1750 г.) | М.В. Ломоносов (19 ноября 1711 г. – 15 апреля 1765 г.) | И.И. Бецкой (14 февраля 1704 г. – 9 ноября 1795 г) | Н.И. Новиков (8 мая 1744 г. – 1818 г.) |
Основная педагогическая идея. | Научный рационализм и протестантская теология. | Образование способствует преобразованию окружающего мира. Идея естественного права. | Утверждение научности просвещения. Естественно научное обоснование образования. | Гуманистическое общество. | Н. И. Новиков выделяет "три главные части" воспитания: физическое, нравственное и умственное. Он подчеркивает приоритет физического воспитания, называя его "первой главной частью", поскольку "образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места". |
Об идеале человека. | Идеальный человек – просвещённый человек. | Разумный человек имеющий образование. | Просвещенный человек всесторонне развитый. | "Идеальные дворяне ". | Нравственно-этическое развитие человека, формирование "пытливого ума" и "доброго нрава", искренняя любовь к Богу и желание узнать "тайну Божественного замысла" составляло основу новиковской системы образования и воспитания. |
О смысле его жизни. | Был человеком, высоко ценившим и, по возможности, отстаивавшем науку и просвещение. | Познание себя, мира, преданность государству. | Развитие науки. | Видный деятель просвещения в России Главный труд — «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». | Заслугой Н. И. Новикова можно назвать попытку сформировать цельное мировоззрение для решения нравственно-этических вопросов, науки "познания самого себя", цель которой - господство над самим собой и собственными страстями, исправление поступков в духе "христианского покаяния". |
О цели воспитания. | Решительно выступает с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергая старую теорию о первенстве духовной власти. | Принцип «Разумного эгоизма» должен предлагать в первую очередь осознание человечеством самого себя. | Цель воспитания- формирование человека патриота. | В воспитании он видел «корень всему злу и добру»; оно должно быть сообразным природе детей, развивать в них такие качества личности, как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и знание «домостроительства». | Н. И. Новиков формулирует цель воспитания по-новому - "образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами". Главная задача воспитания по Новикову - формирование активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам. Он считал главным в воспитании — воспитание сердца, т. е. формирование нравственного облика и сознания человека. |
О доминирующих способах педагогического воздействия | Он сатирически изображает современную ему русскую жизнь и в этом смысле может быть назван первым сатириком, первым представителем этого направления. | Вербальный, коммуникативный, преданный трудовой деятельности. | Применять индивидуальность. | Воспитательном учреждении дети должны быть изолированы от воздействия окружающей среды, даже от родственников. | Гуманность в обращении с детьми, отрицал пользу телесных наказаний и требовал уважения к личности ребенка и признания ее самостоятельности. Уже за эту новизну и прогрессивность взглядов для того времени он заслуживает внимания. |
О стиле педагогического взаимодействия. | Демократический. | Демократический, авторитарный. | Демократический. | Авторитарный. | Демократический . |
Тема: Развитие педагогической теории в России в XIX веке (семинар 5) |
XIX век | Революционеры-демократы (Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов) Д.И. Писарев (14 октября 1840 г. – 1868 г.) | Н.И. Пирогов (25 ноября 1810 г. – 5 декабря 1881 г.) | К.Д. Ушинский (2 марта 1824 г. – 1870 г.) | Л.Н. Толстой (9 сентября 1828 г. – 20 ноября 1910 г.) |
Основная педагогическая идея. | Признаются лишь естественные науки, проповедуется мораль разумного эгоизма. | Предложил новый проект школьной системы, направленный против сословной школы. Внушал мысль о необходимости гуманного отношения к детям. | Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Женское образование. Общественный характер образования. | Главная составляющая сущности человека — его духовное начало. |
Об идеале человека. | Тип человека: «Мыслящий реалист». | Самостоятельный человек. | Патриот. | Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами. |
О смысле его жизни. | Человек сам должен «внести свет в темное царство». | «Без здравого смысла все правила нравственности ненадежны». | Жизнь Ушинского была подчинена благородной и гуманной цели – просвещению народа, просвещению как необходимому условию процветания и блага, развития и прогресса своей родины. | Единственный смысл жизни человека - это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели. |
О цели воспитания. | Нужно просвещение, нужно революционное изменение всего строя жизни. | Основой воспитания нравственного человека он считал христианскую религию и настаивал на необходимости религиозного воспитания детей с самого раннего возраста. “Воспитание надо начинать с колыбели, если мы желаем коренного переворота нравов, влечений, убеждений общества”. | Воспитание должно давать Воспитание высокоморального человека, для которого труд является делом чести и счастья, человека-патриота, с твёрдой волей и характером, борца за дело родины, народа, за его счастье, за его прогресс. | Стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей. |
О доминирующих способах педагогического воздействия. | Необходимость социально-исторического и культурного прогресса, обусловливаемого гражданскими свободами и общественно-практической направленностью науки, искусства и просвещения. | Обращал внимание учителей на необходимость отбросить старые, догматические способы преподавания и применять новые методы. Надо будить мысль учащихся, развивать их умственные способности, прививать навыки самостоятельной работы. | Он указывал на большое значение произведений народного творчества. На первое место ставил русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. | Принцип связи обучения с жизнью, принцип доступности обучения, принцип прочности в обучении, принцип природосообразности. |
О стиле педагогического взаимодействия. | Демократический. | Демократический. | Демократический. | Демократический. |
Тема: Развитие педагогической теории в России в конце XIX –XX в. (семинар 6) |
XX век | В.П. Вахтеров | П.Ф. Лесгафт (20 сентября 1837 г. – 1909 г.) | А.С. Макаренко (13 января 1888 г. – 1 апреля 1939 г.) | В.А. Сухомлинский (28 сентября 1918 г. – 2 сентября 1970 г.) | Э.В. Ильенков |
Основная педагогическая идея. | Концепция «Эволюционная педагогика в основу которой легла идея «развития». | Идея обновления педагогической теории за счет новых данных о физиологическом развитии человека | Воспитательный коллектив | развитие советского государства | разработка диалектики как Логики и теории познания. Он внес большой вклад в создание диалектико – логической концепции мышления. |
Об идеале человека. | Представление о человеке как развивающейся и целостной личности | Лесгафт в термин «идеал» вкладывал глубокий смысл «целостности личности», которую изучал со стороны нравственного, умственного, психологического, физического, гражданского совершенствования. | Воспитанный, полезный обществу человек. | Духовно богатый человек. | Всесторонне, гармонически развитая личность |
О смысле его жизни. | установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе. | Смысл жизни – труд, работа не для себя, а для других; только эта работа человека, совершаясь целыми поколениями, ведет к бесконечному совершенствованию человеческой личности. | Воспитание в коллективе и через коллектив – это центральная идея его пед. системы. В течении 3-4-х лет он создал образцовое воспитательное учреждение – «Трудовую колонию имени Горького». | Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия. | Творческий человек, способный осваивать всеобщую меру бытия вещей |
О цели воспитания. | Всестороннее гармоническое развитие деятельности организма должно быть общей целью образования и воспитания. | Лесгафт выступал против теории наследования способностей. Он считал, что, как бы ни были способны родители, их дети, оставленные без воспитания и образования, не смогут развить свои духовные силы, что ум человека, как и речь, развивается, совершенствуется под влиянием среды, воспитания и образования. | Формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. | Воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. | Воспитать личность свободно и развернуто мыслящую |
О доминирующих способах педагогического воздействия. | Педагог говорил о том, что нужно опираться на интерес учащихся, предоставлять возможности самостоятельного решения задач. Это позволяет активировать познавательную деятельность учащихся, что служило бы основой личностно-ориетированного обучения. | В педагогической деятельности Лесгафт добивался от учителей отличного знания своего предмета на основе научных достижений в анатомии, физиологии, психологии. Хороший педагог, по его мнению, – это отменная дисциплинированность, сдержанность в управлении своими эмоциями, любовь к детям, внешняя опрятность и изящность в движениях. | Актив, деление на отряды, совет командиров, внешняя атрибутика (знамя, сигналы горнистов, рапорт, форменная одежда), поощрения и наказания, традиции. | Трудовая деятельность. | Воспитание в коллективе, предметная деятельность |
О стиле педагогического взаимодействия. | Демократия, либерализм | Авторитарный, демократический. | Авторитарный, демократический. | Демократический. | Демократический |