Общая характеристика лекции как одной из форм организации учебного процесса в вузе.

Лекция представляет собой систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило теоретического характера. Лекция является одной из основных системообразующих форм организации учебного процесса в вузе.

Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины.

Задачи лекции:

· обеспечить формирование системы знаний по учебной дисциплине;

· учить умению аргументированно излагать научный материал;

· формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

· отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания;

· оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с по­зиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства.

Функции лекции:

· информационная - изложение системы знаний;

· мотивационная - формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста;

· ориентировочная - обеспечение основы для дальнейшего усвоения
учебного материала;

· воспитательная - формирование сознательного отношения к процессу
обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления студентов.

Виды лекций.

По целевому назначению курса:

1. Лекции, составляющие вводные курсы (проводится для мотивации студентов, сообщения новых знаний, выделения основных проблем курса).

2. Лекции, составляющие общий систематический курс (предполагает освещение основного содержания курса в сжатой форме).

3. Лекции, составляющие обзорные курсы (представляет собой научное обобщение курса, освещение основных тем и узловых с учетом научно-теоретической и методологической подготовленности студентов).

4. Лекции, составляющие специальные курсы (предполагает изложение отдельных научных направлений и узких актуальных проблем).

По форме обучения:

5. Установочные лекции.

6. Эпизодические (разовые) лекции.

7. Обзорные лекции.

По форме организации:

1. Информационная лекция,

2. Проблемная лекция

3. Лекция-визуализация,

4. Лекция-вдвоем,

5. Лекция с заранее запланированными ошибками,

6. Лекция-пресс-конференция,

7. Лекция-дискуссия,

8. Лекция-беседа,

9. Лекция с применением обратной связи,

10. Лекция с опорным конспектированием.

11. Другие формы.

Структура лекций.

К типичным структурным элементам лекции отно­сятся: вступление, основная часть, заключение.

Вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:

• формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности, цели лекции;

• изложение плана лекции, включающего наименования основных во­просов, подлежащих рассмотрению на лекции;

• характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для органи­зации самостоятельной работы студентов;

• ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.

Основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответ­ствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концеп­туальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы ар­гументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Определя­ется видом лекции.

Заключение - подведение общего итога лекции, обобщение мате­риала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов.

Требования к содержанию и критерии оценки качества лекции.

Содержание лекций должно:

· обеспечивать постановку цели и задач курса и строиться с учетом его методологических основ;

· включать характеристики основных понятий по изучаемой дисциплине;

· учитывать основные направления в развитии представляемой научной дисциплины в решении актуальных проблем;

· отражать системные законы и закономерности, принципы, лежащие в основе изучаемого предмета, актуальные вопросы данного курса;

· строиться с позиций анализа конкретных сведений, фактов и явлений, иллюстрирующих основные теоретические положения в их взаимосвязи.

Критерии оценки качества лекции

· соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса;

· научность, соответствие современному уровню развития науки;

· точность используемой научной терминологии;

· информативность; раскрытие основных понятий темы; сочетание тео­ретического материала с конкретными примерами;

· реализация принципа органической связи теории с практикой, рас­крытие практического значения излагаемых теоретических положений;

· реализация внутри предметных и междисциплинарных связей;

· связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью.

Критерии оценки лекторских данных преподавателя:

· знание предмета;

· убежденность;

· эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная,
скучная);

· степень использования опорных материалов при чтении лекции
(обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);

· культура речи;

· речевые данные, дикция;

· внешний вид;

· манера поведения, умение держаться перед аудиторией;

· контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсут­ствует);

· отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требо­-
вательное, равнодушное и т.п.);

· отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое,
равнодушное и т.п.).

Свойства лекции, в том числе ее письменного текста (конспекта):

· информативность,

· логичность,

· доказательность и аргументированность изложения,

· иллюстративность,

· ясность и доступность материала с учетом подготовленности обучаемых,

· убедительность.

Требования к методике чтения и организации лекции:

· дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответ­ствующих ему форм и методов изложения материала;

· структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;

· акцентирование внимания аудитории на основных положениях и вы­водах лекции;

· рациональное сочетание методических приемов традиционной педа­гогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.

· соответствие темпов изложения возможностям его восприятия студентами,

· использование методов активизации мышления студентов;

· использование приемов закрепления информации (повторение, вклю­чение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции);

· использование записей на доске, наглядных пособий;

· использование раздаточного материала на лекции;

· использование технических средств обучения.

· соответствие лекции учебному расписанию;

· четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудито­рию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);

· четкость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами,
время окончания лекции по отношению к звонку);

· посещаемость лекции студентами;

· дисциплина на лекции;

· рациональное распределение времени на лекции;

· соответствие аудитории, в которой проводится лекция, современным
нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования
технических средств, оформление и т.п.);

· наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

Требования к руководству деятельностью студентов на лекции:

· осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций;

· оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи
наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычер­чивания схем и т.п.);

· использование приемов поддержания внимания и снятия усталости
студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рас­сказы из жизни замечательных людей, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.);

· разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после
нее);

· согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием дру­гих видов аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Рекомендации по улучшению качества лекций

1. Подготовка лекционного материала должна осуществляться в соответствии с ГОС ВПО, учебным планом и рабочей программой по дисциплине профессиональной подготовки, с учетом указанных выше требований.

2. В процессе подготовки и чтения лекций необходимо обращать внимание не только на реализацию учебных, но и на достижение развивающих и воспитательных целей в подготовке будущего специалиста, создавать внутреннюю мотивацию к овладению профессией, формировать научное и профессиональное мышление.

3. Лекция должна обеспечивать создание мотивации у студентов, вызывать интерес к самостоятельной работе (изучение дополнительной литературы, электронных ресурсов, архивных материалов и т.д.)

4. В целях улучшения качества лекционных материалов следует на заседаниях кафедр выносить на обсуждение научно-теоретические вопросы преподаваемой дисциплины (дисциплин). Для обеспечения преемственности в преподавании дисциплин целесообразно организовывать методические семинары с преподавателями других кафедр, что позволит приблизить общие дисциплины к задачам специальной подготовки и избежать дублирования в лекционном содержании.

5. Для начинающих лекторов необходимо организовывать специальные семинары по технологии подготовки и методике чтения лекций, а также пробные лекции, которые должны читаться студентам в присутствии профессоров и преподавателей факультета с последующим обсуждением на кафедре (по предварительно выделенным критериям оценки качества лекций, в том числе таким, как ясность изложения, стиль общения, эмоциональный тон, использование различных методических приемов и средств обучения и др.).

6. К подготовке и проведению лекций следует прежде всего привлекать профессоров, доцентов, имеющих степени доктора и кандидата наук, а также опытных преподавателей. Особое внимание необходимо обратить на вводные и обзорные лекции, имеющие важное значение в учебном процессе и наиболее трудные для преподавателей.

7. В процессе проведения лекции преподавателю необходимо целенаправленно обучать студентов конспектированию и различным приемам работы с информацией (особенно это требование относится к лекторам, преподающим на 1-2 курсах).

8. Кафедрам важно организовывать систематический обмен учебным опытом чтения лекций, а также углубленное изучение и обсуждение опыта лучших лекторов (возможно использование видео и электронных средств для записи и презентаций).

9. Оборудование аудиторий для лекционных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.

Наши рекомендации