Общая характеристика лекции как одной из форм организации учебного процесса в вузе.
Лекция представляет собой систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило теоретического характера. Лекция является одной из основных системообразующих форм организации учебного процесса в вузе.
Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины.
Задачи лекции:
· обеспечить формирование системы знаний по учебной дисциплине;
· учить умению аргументированно излагать научный материал;
· формировать профессиональный кругозор и общую культуру;
· отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания;
· оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства.
Функции лекции:
· информационная - изложение системы знаний;
· мотивационная - формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста;
· ориентировочная - обеспечение основы для дальнейшего усвоения
учебного материала;
· воспитательная - формирование сознательного отношения к процессу
обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления студентов.
Виды лекций.
По целевому назначению курса:
1. Лекции, составляющие вводные курсы (проводится для мотивации студентов, сообщения новых знаний, выделения основных проблем курса).
2. Лекции, составляющие общий систематический курс (предполагает освещение основного содержания курса в сжатой форме).
3. Лекции, составляющие обзорные курсы (представляет собой научное обобщение курса, освещение основных тем и узловых с учетом научно-теоретической и методологической подготовленности студентов).
4. Лекции, составляющие специальные курсы (предполагает изложение отдельных научных направлений и узких актуальных проблем).
По форме обучения:
5. Установочные лекции.
6. Эпизодические (разовые) лекции.
7. Обзорные лекции.
По форме организации:
1. Информационная лекция,
2. Проблемная лекция
3. Лекция-визуализация,
4. Лекция-вдвоем,
5. Лекция с заранее запланированными ошибками,
6. Лекция-пресс-конференция,
7. Лекция-дискуссия,
8. Лекция-беседа,
9. Лекция с применением обратной связи,
10. Лекция с опорным конспектированием.
11. Другие формы.
Структура лекций.
К типичным структурным элементам лекции относятся: вступление, основная часть, заключение.
Вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:
• формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности, цели лекции;
• изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции;
• характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов;
• ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.
Основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Определяется видом лекции.
Заключение - подведение общего итога лекции, обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов.
Требования к содержанию и критерии оценки качества лекции.
Содержание лекций должно:
· обеспечивать постановку цели и задач курса и строиться с учетом его методологических основ;
· включать характеристики основных понятий по изучаемой дисциплине;
· учитывать основные направления в развитии представляемой научной дисциплины в решении актуальных проблем;
· отражать системные законы и закономерности, принципы, лежащие в основе изучаемого предмета, актуальные вопросы данного курса;
· строиться с позиций анализа конкретных сведений, фактов и явлений, иллюстрирующих основные теоретические положения в их взаимосвязи.
Критерии оценки качества лекции
· соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса;
· научность, соответствие современному уровню развития науки;
· точность используемой научной терминологии;
· информативность; раскрытие основных понятий темы; сочетание теоретического материала с конкретными примерами;
· реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений;
· реализация внутри предметных и междисциплинарных связей;
· связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью.
Критерии оценки лекторских данных преподавателя:
· знание предмета;
· убежденность;
· эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная,
скучная);
· степень использования опорных материалов при чтении лекции
(обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);
· культура речи;
· речевые данные, дикция;
· внешний вид;
· манера поведения, умение держаться перед аудиторией;
· контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);
· отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требо-
вательное, равнодушное и т.п.);
· отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое,
равнодушное и т.п.).
Свойства лекции, в том числе ее письменного текста (конспекта):
· информативность,
· логичность,
· доказательность и аргументированность изложения,
· иллюстративность,
· ясность и доступность материала с учетом подготовленности обучаемых,
· убедительность.
Требования к методике чтения и организации лекции:
· дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала;
· структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;
· акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции;
· рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.
· соответствие темпов изложения возможностям его восприятия студентами,
· использование методов активизации мышления студентов;
· использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции);
· использование записей на доске, наглядных пособий;
· использование раздаточного материала на лекции;
· использование технических средств обучения.
· соответствие лекции учебному расписанию;
· четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);
· четкость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами,
время окончания лекции по отношению к звонку);
· посещаемость лекции студентами;
· дисциплина на лекции;
· рациональное распределение времени на лекции;
· соответствие аудитории, в которой проводится лекция, современным
нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования
технических средств, оформление и т.п.);
· наличие необходимых средств наглядности и технических средств.
Требования к руководству деятельностью студентов на лекции:
· осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций;
· оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи
наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычерчивания схем и т.п.);
· использование приемов поддержания внимания и снятия усталости
студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рассказы из жизни замечательных людей, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.);
· разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после
нее);
· согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов.
Рекомендации по улучшению качества лекций
1. Подготовка лекционного материала должна осуществляться в соответствии с ГОС ВПО, учебным планом и рабочей программой по дисциплине профессиональной подготовки, с учетом указанных выше требований.
2. В процессе подготовки и чтения лекций необходимо обращать внимание не только на реализацию учебных, но и на достижение развивающих и воспитательных целей в подготовке будущего специалиста, создавать внутреннюю мотивацию к овладению профессией, формировать научное и профессиональное мышление.
3. Лекция должна обеспечивать создание мотивации у студентов, вызывать интерес к самостоятельной работе (изучение дополнительной литературы, электронных ресурсов, архивных материалов и т.д.)
4. В целях улучшения качества лекционных материалов следует на заседаниях кафедр выносить на обсуждение научно-теоретические вопросы преподаваемой дисциплины (дисциплин). Для обеспечения преемственности в преподавании дисциплин целесообразно организовывать методические семинары с преподавателями других кафедр, что позволит приблизить общие дисциплины к задачам специальной подготовки и избежать дублирования в лекционном содержании.
5. Для начинающих лекторов необходимо организовывать специальные семинары по технологии подготовки и методике чтения лекций, а также пробные лекции, которые должны читаться студентам в присутствии профессоров и преподавателей факультета с последующим обсуждением на кафедре (по предварительно выделенным критериям оценки качества лекций, в том числе таким, как ясность изложения, стиль общения, эмоциональный тон, использование различных методических приемов и средств обучения и др.).
6. К подготовке и проведению лекций следует прежде всего привлекать профессоров, доцентов, имеющих степени доктора и кандидата наук, а также опытных преподавателей. Особое внимание необходимо обратить на вводные и обзорные лекции, имеющие важное значение в учебном процессе и наиболее трудные для преподавателей.
7. В процессе проведения лекции преподавателю необходимо целенаправленно обучать студентов конспектированию и различным приемам работы с информацией (особенно это требование относится к лекторам, преподающим на 1-2 курсах).
8. Кафедрам важно организовывать систематический обмен учебным опытом чтения лекций, а также углубленное изучение и обсуждение опыта лучших лекторов (возможно использование видео и электронных средств для записи и презентаций).
9. Оборудование аудиторий для лекционных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.