Возниконовение и развитие классических обучающих систем.
Процесс обучения представляет собой два взаимосвязанных вида деятельности: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность учащихся).
Эффективность процесса обучения во многом зависит от искусства, мастерства и умения воздействовать на процесс учения. В этом и заключается сущность технологии процесса обучения.
Рассмотрим логику эволюции этого процесса.
1.Этот процесс на первых стадиях своего возникновения носил характер подражательной деятельности. Дети непосредственно включались в различные виды жизнедеятельности семьи и общества.
2. На определенном этапе эволюции общества совершенствовалось новое средство передачи накопленного опыта, новое средство обучения - слово. Поэтому возникла новая обучающая система - догматическое обучение. Суть его заключалась в механическом запоминании передаваемой информации и механическом же ее воспроизведении. Такая технология долгое время удовлетворяла общество. Наряду с индивидуальными формами обучения стали возникать и развиваться групповые.
3. С внедрением машинной техники, с накоплением все большего объема знаний стали появляться элементы более прогрессивного и более эффективного способа передачи. Стали использоваться различные средства доказательности - наглядные, а в последствии и технические средства обучения. Педагоги стали стремиться к тому, чтобы учащиеся не механически, а осознанно усваивали и воспроизводили информацию. Возникла новая технология - объяснительно-иллюстративное обучение.
4. На определенном этапе стала эффективно развиваться и внедряться в процесс обучения специально организованная творческая, поисково-познавательная деятельность учащихся. Зародилась новая технология - проблемное обучение, суть которого заключалась в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Проблемное обучение - это систематическое включение учащихся в процесс решения творческих задач практического и познавательного характера при изучении узловых положений учебной дисциплины.
Особенностью проблемного обучения, в отличие от традиционного - объяснительно-иллюстративного, является то, что учащимся не сообщаются знания в готовом виде. Знания приобретаются ими в процессе разрешения проблемных ситуаций. Осуществление «открытий» воздействует на чувства учащихся, что вызывает положительные эмоции.
Если способ решения задачи ученику заранее известен (по образцу) или дан ему в готовом виде, такая задача не является проблемной. Возьмем два примера:
47 - 13 = 34
43 - 17 = ?
При обучении детей счету вначале их учат вычитать из единиц единицы, а из десятков десятки (первый пример), а потом детям предлагается совершенно новое задание, где подобная манипуляция с единицами и десятками не походит (второй пример) и необходимо самостоятельно найти способ решения - и это уже проблема.
5. С целью систематического формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности в 50-е гг. в нашей отечественной дидактике стало внедряться программированное обучение.
По форме программированное обучение представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом.
Самая типичная форма такого обучения состоит в том, например, когда дается пять ответов на вопрос, из которых надо выбрать один правильный.
Программированное обучение делится на два вида: линейное и разветвленное. Линейное - это такое программированное обучение, когда при неправильном выполнении задания (неправильно выбранные ответы), ученик должен повторить весь соответствующий материал и выполнить вновь это задание или подобное ему.
При разветвленном (если задание не выполнено) ученику указывают на его ошибки и дают задание повторить именно те страницы и параграфы, которые приведут его к правильному ответу.
Преимущество программированного обучения состоит в наличии постоянной обратной связи. Программированное обучение также предполагает использование новых средств обучения: соответствующих учебных пособий, контролирующих и обучающих устройств, компьютеров и т. д. Его нельзя рассматривать только как метод, это сужает его функции, это - своеобразная обучающая система.
Главной особенностью программированного обучения является то, что ученик не может при изучении учебного материала сделать следующего шага, если он не усвоил предыдущего материала. Хорошо организованная индивидуальная работа с отдельным учащимся тоже может рассматриваться как обучение с элементами программирования, так как при этом программируется весь путь познавательной деятельности учащегося, когда на каждом шагу обучения обучающий располагает средствами постоянного контроля за знаниями и развитием учащегося.
Все выше названные технологии обучения не отвергали предыдущих систем. Они и сегодня все вместе и в определенной взаимосвязи присутствуют в процессе обучения. Но где, когда и какой учебный материал должен усваиваться подрастающим поколением с помощью элементов той или другой технологии обучения, всегда определяется самим педагогом в зависимости от его профессиональных и творческих способностей.
В конце 50-х начале 60-х гг. стал широко распространяться так называемый липецкий опыт, потом появились московский, казанский, ростовский. По многим учебным предметам были созданы методические пособия для учителей, так называемые «разработки уроков», целью которых являлось вооружить учителя технологией обучения для каждого конкретного урока.
Благодаря поискам новых технологий обучения в последние годы появилось так называемое модульное обучение, ориентированное на результат в развитии самостоятельной познавательной деятельности учащихся. «Именно модульное обучение интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике» (Шамова Т.И. Модульное обучение: теоретические вопросы, опыт, перспективы. - М., 1994). Оно как бы объединяет важнейшие характерные особенности всех предыдущих классических обучающих систем.
Следует отметить, что поиски новых технологий обучения - это объективное явление в эволюции способов передачи накопленного опыта. Если классические технологии ориентировались прежде всего на усвоение определенного содержания (догматическое обучение), на его уровень (объяснительно-иллюстративное обучение), а затем на характер усвоения (проблемное и программированное обучение), то сегодня новые технологии ориентируются на развитие самой познавательной деятельности учащихся.
Литература
1. Куписевич, Ч. Основы общей дидактики [Текст] / Ч. Куписевич. – М., 1986. 2. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И.Я. Лернер. – М., 1981.3. Основы педагогического мастерства [Текст] / Под ред. И. А.Зязюна. — М., 1989.
4. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие [Текст] / Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. —544с.
5. Российская педагогическая энциклопедия. [Текст] / Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: Большая рос. энцикл., 1993-1999.
6. Шестак, Н. В. Высшая школа : технология обучения [Текст] : [Словарь] / Шестак Н. В. – М.: Вузовская книга, 2000.