Понятие и структура процесса обучения.
Одним из положений декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций, является необходимость создания условий для всесторонней самореализации личности человека.
Важнейший принцип образования в России (Закон РФ «Об образовании», 1992 г.) - гуманизация системы образования. Это ориентирует нашу школу на организацию разноуровневого обучения. Оно предполагает новые образовательные учреждения: гимназии, лицеи, частные учебные заведения, специальные классы в отдельных общеобразовательных школах, разрабатываются авторские программы.
Все это действительно создает разнообразные условия для всестороннего развития возможностей и способностей каждого ребенка. Такие изменения в системе образования рассматриваются как реформа этой системы. но как реформа социально-экономического характера, а не дидактического.
Процесс обучения – явление многогранное:
1) это дидактический процесс и всегда носит консервативный характер. Сегодня действительно меняются общественные ценности, поэтому естественно, меняются цели обучения, меняется его содержание;
2) это социальный процесс. Он возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества.
3) это процесс передачи опыта. Следовательно, и процесс обучения в средних и высших учебных заведениях, можно назвать процессом передачи накопленного опыта обществом подрастающему поколению.
Этот опыт включает в себя: 1) знания об окружающей действительности (знания о мире), которые постоянно совершенствуются, 2) способы применения этих знаний в практической деятельности человека.
Постоянно совершенствуясь и развиваясь, процесс обучения по своей природе остается тем же, чем он был всегда: педагог не может обойтись без классной доски, учебника и слова учителя. Поэтому коренное реформирование процесса обучения может произойти только в результате повсеместного внедрения совершенно новых средств обучения (источников информации): например, компьютеров с соответствующими программами, в настоящее время ведутся разнообразные эксперименты по обучению при помощи гипнотического сна. Но станут ли эти методы достоянием массовых учебных учреждений, пока что неясно. Современное обучение должно ориентироваться не столько на количество передаваемой информации, сколько на ее качество.
Процесс обучения – это система. Он состоит из двух элементов:
1) преподавание (деятельность обучающего)
2) учение (деятельность обучающихся).
Поэтому процесс обучения рассматривается как включающий в себя два вида деятельности. Эффективность обучения в наибольшей степени зависит от обучающихся. Чтобы способствовать развитию обучающихся, необходимо их включение в непосредственную деятельность по приобретению знаний. При этом нельзя ограничиваться только пассивным их усвоением.
В.Ф. Шаталов отмечал, что в начале своей экспериментальной работы почти к каждому уроку он готовился по 5-б ч., продумывая не только и не столько то, что он будет рассказывать, сколько характер деятельности учащихся (какие вопросы перед ними будет ставить, как будет вызывать у них интерес к теме урока, как вызовет у них желание проявить самостоятельность и т. д.).
Деятельность обучающего и обучающегося предполагает наличие средств обучения, принципов, содержания образования, методов, форм, способов контроля и коррекции. Все это также входит в понятие процесса обучения.
Содержание образования. Это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.
Принципы обучения. Это основные правила деятельности.
Средства обучения. Это источники информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).
Методы обучения. Это способы осуществления обучения.
Формы обучения. Это характер и способы организации деятельности обучающих и обучающихся. Они могут быть индивидуальными, групповыми; это и лекции, и практические занятия, и семинары и т. д.
Цели процесса обучения
Для чего мы с вами учимся?
Цели процесса обучения состоят в приобретении обучающимися знаний, умений и навыков (ЗУН). Однако время, когда процесс обучения формировал только ЗУНы прошло. Сегодня процесс должен ориентироваться на создание условий для самореализации личности.
Цели обучения имеют два аспекта: 1) предметный и 2) личностный.
Предметный аспект - это овладение обучающимися основами научных знаний, общая подготовка к практической деятельности и формирование научных убеждений.
Личностный аспект - это развитие умения мыслить (овладение такими мыслительными операциями, как классификация, синтез, сравнение и т. п.), развитие творческих и познавательных способностей, психологических качеств (восприятие, воображение, память, внимание, двигательная сфера). Кроме того, здесь должно происходить формирование потребностей, мотивов поведения и системы ценностей.
В нашей отечественной дидактике, вплоть до конца 50-х гг., при определении целей в процессе обучения учителя ориентировались в основном только на пересказ содержания учебников. Процесс в большинстве случаев носил догматический характер. Знания учащихся ограничивались определенным уровнем представлений об изучаемых явлениях.
В 1958 г. был принят закон о связи школы с жизнью. Существенно стал меняться и процесс обучения и его цели. Учителя стали больше уделять внимания на организацию деятельности учащихся, а не только на преподавание. И уже в конце 60-х начале 70-х гг. таких учителей было 40% .
Не меньшее внимание проблеме целей обучения уделялось и в начале 80-х гг. В этот период появилась плеяда известных педагогов-новаторов, как В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, Е.Н. Ильин, А.Ф. Иванов и др.
В конце 80-х начале 90-х гг. в дидактике наметилось четыре основных типа целей обучения (М.В. Кларин):
1. Определение цели через содержание изучаемого материала (изучить тему, теорему, параграф, главу и пр.). Такая постановка цели хотя и ориентирует учителя на конкретный результат, но не дает возможности продумать отдельные этапы процесса обучения на уроке, его конструкцию.
2. Определение целей через деятельность учителя: ознакомить, показать, рассказать и пр. Такие цели не предусматривают достижения конкретных результатов: что должно быть достигнуто в процессе обучения, каков будет уровень знаний, общего развития и т. п.
3. Определение целей через внутренние процессы развития учащихся (интеллектуальное, эмоциональное, личностное и т. п.): сформировать интерес, развить познавательную активность, сформировать умения и пр. Цели такого типа слишком обобщены и их выполнение практически невозможно контролировать.
4. Определение целей через организацию учебной деятельности учащихся на уроке: решить задачу, выполнить упражнение, поработать самостоятельно. Такие цели хотя и ориентируют на организацию активной познавательной деятельности учащихся, однако не всегда могут дать ожидаемый результат.
Проблема постановки целей в дидактике получила название таксономия. Это означает систему целей по иерархии. Данное слово происходит от греческих слов taxis (расположение по порядку) и nomos (закон).
Таким образом, для управления познавательной деятельностью обучающий должен уметь определять первоочередные цели. Это логика, последовательность (иерархия) конкретных целей для каждого этапа обучения с учетом перспектив дальнейшей учебной работы. Необходимо разъяснять учащимся ориентиры в учебной работе, обсуждать ее конкретные цели, чтобы учащиеся ясно и четко понимали их смысл.
Необходимость такого характера постановки целей объясняется особенностями познавательной деятельности. Она состоит из трех основных этапов: 1) мотивационный, 2) организационный и 3) контрольно-оценочный.
Мотивационный этап включает в себя потребности, мотивы и цели;
Организационный этап - объект, образец и операции;
Контрольно-оценочный этап - результаты, оценку и коррекцию.
Таким образом, сначала цель должна быть осознана и принята учащимися, и только после этого осуществляется выполнение необходимых учебных действий (анализ, сравнение, сопоставление, классификация, сравнение, выделение главного, систематизация фактов и т. п.). В процессе выполнения задания должны применяться условия контроля (самоконтроля): прогнозирующий, пошаговый (пооперационный) и итоговый.