Назначение весовых факторов и определение уровней решения

Числа в скобках, стоящие справа от каждого факта, представляют собой весовые факторы. Весовые факторы необходимы при принятии решений. В нашем примере все весовые факторы имеют значение 1. Поскольку весовые факторы по сути дела указывают на степень важ­ности фактов, все факты в примере вносят одинаковый вклад при оценке трудностей, препятствующих усвоению материала. В системе существуют установленные уровни решения. Каждый факт может иметь значение для выявления затруднений. Если многие факты гово­рят о затруднениях, считается, что затруднения большие, если же фактов немного, то на затруднения можно не обращать внимание. При определении затруднений суммируются веса входящих в определен­ные подразделы фактов, т.е. фактов, относящихся к арифметике, вни­мательности и т.д. Полученная сумма называется общим весовым фактором. Наименьшая сумма весовых факторов в пределах подраз­дела, при которой можно говорить о затруднениях в усвоении матери­ала, называется уровнем решения. Если общий весовой фактор какого-либо человека в пределах подраздела равен или превышает уровень решения, считается, что человек испытывает затруднения при изучении материала в соответствующей области. Например, если речь идет о наследственности и для этого раздела установлен уровень реше­ния, равный единице, а по результатам тестирования общий весовой фактор составляет 2 или более, есть вероятность, что человек испыты­вает трудности из-за наследственности. Достаточно, чтобы имел место хотя бы один фактор этого раздела, поскольку все они имеют весовой фактор, равный 1.

Значения уровням решения присваиваются на основании резуль­татов тестирования и исследовательских работ. Тестируя группу лю­дей, исследователь определяет для проблемной области степень трудности. Конечно, более полные исследования могут дать результаты, позволяющие уточнить значения весовых факторов и уровней ре­шения.

Для всех фактов каждого раздела составляются определенные воп­росы. Вопросы формулируются так, чтобы ответы на них позволяли учитывать или не учитывать соответствующий фактор. Отрицатель­ный ответ указывает, что факт не учитывается. Исследователь сидит за компьютером и просто отвечает на вопросы. Если он вводит положи­тельный ответ (ДА), значение весового фактора (в примере всегда 1) соответствующего факта добавляется к общей сумме. Если же он вво­дит отрицательный ответ (НЕТ), общая сумма остается без изменений. Весовые факторы суммируются по подразделам. Если общий весовой фактор равен или превышает уровень решений для подраздела, дела­ется вывод, что согласно этому подразделу выявлены затруднения, о чем и информируется исследователь. Подразделов, для которых пре­вышен уровень решения, может быть несколько: чем их больше — тем серьезнее затруднения. Если уровень в нашем примере превышен в трех подразделах, то это значит, что существуют серьезные затруднения, если в двух — затруднения не велики, а если в одном — то затруднений совсем нет или нужно продолжать исследования.

1. Система вычисляет общий весовой фактор, суммируя весовые факторы всех фактов, на вопросы, о которых был получен положитель­ный ответ.

2. Для каждого подраздела система проверяет превышение уровня решения.

3. На печать выводится название и номер каждого подраздела, в котором превышен уровень решения.

4. В зависимости от числа таких подразделов система определяет степень затруднений или их отсутствие.

ПРИМЕР РАБОТЫ СИСТЕМЫ АНАЛИЗА ОБУЧЕНИЯ

Имя ребенка? Петров Иван

Возраст? 7 лет 8 месяцев

Класс? 1 класс, 4 четверть

Дата проверки? 7 июня 2004 года

Имя исследователя? Смирнова Галина

А. Образование

А-1. Чтение

А-1.1. Произношение

Ребенок испытывает затруднения при:

А-1.1.1. Распознавании букв алфавита? НЕТ

А-1.1.2. Произнесении слов без пропускаиизменения букв? ДА

А-1.1.З. Верной расстановке акцентов? ДА

А-1.1.4. Правильном разбиении слов на части ? ДА

А-1.1.5. Запоминании и воспроизведении звуков, соответствующих

буквам слова ? ДА

Общий весовой фактор = 4

Уровень решения = 2

Оценка за тест = 5 класс, 2 четверть

А-1.2. Понимание

Ребенок испытывает затруднения при:

А-1.2.1. Запоминании фактов? НЕТ

А-1.2.2. Представлении общей картины? ДА

А-1.2.3. Понимании трудных слов? НЕТ

А-1.2.4. Толковании понятий? ДА

Общий весовой фактор = 2

Уровень решения = 1

Оценка за тест = 4 класс, 2 четверть

А-2. Арифметика

Ребенок испытывает затруднения при:

А-2.1. Сложении однозначных чисел? НЕТ

А-2.2. Сложении многозначных чисел? НЕТ

А-2.3. Вычитании однозначных чисел? НЕТ

А-2.4. Вычитании многозначных чисел? НЕТ

А-2.5. Умножении однозначных чисел? НЕТ

А-2.6. Умножении многозначных чисел? НЕТ

А-2.7. Делении без остатка? НЕТ

А-2.8. Делении с остатком? НЕТ

Общий весовой фактор =0

Уровень решения = 2

Оценка за тест = 8 класс, 1 четверть

Б. Биология и физиология

Б-1. Наследственные факторы

Б-1.1. Родители ребенка проявляли неспособность к обучению? ДА

Б-1.2. Родные братья и сестры (не близнецы) проявляли неспособность

к обучению? НЕТ

Б-1.3. Близнецы проявляли неспособность к обучению? НЕТ

Б-1.4. Были ли хромосомные аномалии или наследственные

болезни в семье? НЕТ

Общий весовой фактор = 1

Уровень решения = 1

В. Психология

В-1. Самоуверенность

Ребенок:

В-1.1. Отказывается от работы? НЕТ

В-1.2. Не мотивирует поступки? ДА

В-1.3. Старается показать себя с лучшей стороны? НЕТ

Общий весовой фактор = 1

Уровень решения = 3

Результаты исследования

Уровень решения превышен в следующих подразделах:

1) произношение при чтение;

2) понимание при чтении;

3) наследственные факторы.

Общее число подразделов с превышенным уровнем решения: 3.

Результат 3 указывает на серьезные трудности.

Результат 2 указывает на легкие затруднения.

Результат 1 или 0 указывает на отсутствие затруднений.

Наши рекомендации