Назначение весовых факторов и определение уровней решения
Числа в скобках, стоящие справа от каждого факта, представляют собой весовые факторы. Весовые факторы необходимы при принятии решений. В нашем примере все весовые факторы имеют значение 1. Поскольку весовые факторы по сути дела указывают на степень важности фактов, все факты в примере вносят одинаковый вклад при оценке трудностей, препятствующих усвоению материала. В системе существуют установленные уровни решения. Каждый факт может иметь значение для выявления затруднений. Если многие факты говорят о затруднениях, считается, что затруднения большие, если же фактов немного, то на затруднения можно не обращать внимание. При определении затруднений суммируются веса входящих в определенные подразделы фактов, т.е. фактов, относящихся к арифметике, внимательности и т.д. Полученная сумма называется общим весовым фактором. Наименьшая сумма весовых факторов в пределах подраздела, при которой можно говорить о затруднениях в усвоении материала, называется уровнем решения. Если общий весовой фактор какого-либо человека в пределах подраздела равен или превышает уровень решения, считается, что человек испытывает затруднения при изучении материала в соответствующей области. Например, если речь идет о наследственности и для этого раздела установлен уровень решения, равный единице, а по результатам тестирования общий весовой фактор составляет 2 или более, есть вероятность, что человек испытывает трудности из-за наследственности. Достаточно, чтобы имел место хотя бы один фактор этого раздела, поскольку все они имеют весовой фактор, равный 1.
Значения уровням решения присваиваются на основании результатов тестирования и исследовательских работ. Тестируя группу людей, исследователь определяет для проблемной области степень трудности. Конечно, более полные исследования могут дать результаты, позволяющие уточнить значения весовых факторов и уровней решения.
Для всех фактов каждого раздела составляются определенные вопросы. Вопросы формулируются так, чтобы ответы на них позволяли учитывать или не учитывать соответствующий фактор. Отрицательный ответ указывает, что факт не учитывается. Исследователь сидит за компьютером и просто отвечает на вопросы. Если он вводит положительный ответ (ДА), значение весового фактора (в примере всегда 1) соответствующего факта добавляется к общей сумме. Если же он вводит отрицательный ответ (НЕТ), общая сумма остается без изменений. Весовые факторы суммируются по подразделам. Если общий весовой фактор равен или превышает уровень решений для подраздела, делается вывод, что согласно этому подразделу выявлены затруднения, о чем и информируется исследователь. Подразделов, для которых превышен уровень решения, может быть несколько: чем их больше — тем серьезнее затруднения. Если уровень в нашем примере превышен в трех подразделах, то это значит, что существуют серьезные затруднения, если в двух — затруднения не велики, а если в одном — то затруднений совсем нет или нужно продолжать исследования.
1. Система вычисляет общий весовой фактор, суммируя весовые факторы всех фактов, на вопросы, о которых был получен положительный ответ.
2. Для каждого подраздела система проверяет превышение уровня решения.
3. На печать выводится название и номер каждого подраздела, в котором превышен уровень решения.
4. В зависимости от числа таких подразделов система определяет степень затруднений или их отсутствие.
ПРИМЕР РАБОТЫ СИСТЕМЫ АНАЛИЗА ОБУЧЕНИЯ
Имя ребенка? Петров Иван
Возраст? 7 лет 8 месяцев
Класс? 1 класс, 4 четверть
Дата проверки? 7 июня 2004 года
Имя исследователя? Смирнова Галина
А. Образование
А-1. Чтение
А-1.1. Произношение
Ребенок испытывает затруднения при:
А-1.1.1. Распознавании букв алфавита? НЕТ
А-1.1.2. Произнесении слов без пропускаиизменения букв? ДА
А-1.1.З. Верной расстановке акцентов? ДА
А-1.1.4. Правильном разбиении слов на части ? ДА
А-1.1.5. Запоминании и воспроизведении звуков, соответствующих
буквам слова ? ДА
Общий весовой фактор = 4
Уровень решения = 2
Оценка за тест = 5 класс, 2 четверть
А-1.2. Понимание
Ребенок испытывает затруднения при:
А-1.2.1. Запоминании фактов? НЕТ
А-1.2.2. Представлении общей картины? ДА
А-1.2.3. Понимании трудных слов? НЕТ
А-1.2.4. Толковании понятий? ДА
Общий весовой фактор = 2
Уровень решения = 1
Оценка за тест = 4 класс, 2 четверть
А-2. Арифметика
Ребенок испытывает затруднения при:
А-2.1. Сложении однозначных чисел? НЕТ
А-2.2. Сложении многозначных чисел? НЕТ
А-2.3. Вычитании однозначных чисел? НЕТ
А-2.4. Вычитании многозначных чисел? НЕТ
А-2.5. Умножении однозначных чисел? НЕТ
А-2.6. Умножении многозначных чисел? НЕТ
А-2.7. Делении без остатка? НЕТ
А-2.8. Делении с остатком? НЕТ
Общий весовой фактор =0
Уровень решения = 2
Оценка за тест = 8 класс, 1 четверть
Б. Биология и физиология
Б-1. Наследственные факторы
Б-1.1. Родители ребенка проявляли неспособность к обучению? ДА
Б-1.2. Родные братья и сестры (не близнецы) проявляли неспособность
к обучению? НЕТ
Б-1.3. Близнецы проявляли неспособность к обучению? НЕТ
Б-1.4. Были ли хромосомные аномалии или наследственные
болезни в семье? НЕТ
Общий весовой фактор = 1
Уровень решения = 1
В. Психология
В-1. Самоуверенность
Ребенок:
В-1.1. Отказывается от работы? НЕТ
В-1.2. Не мотивирует поступки? ДА
В-1.3. Старается показать себя с лучшей стороны? НЕТ
Общий весовой фактор = 1
Уровень решения = 3
Результаты исследования
Уровень решения превышен в следующих подразделах:
1) произношение при чтение;
2) понимание при чтении;
3) наследственные факторы.
Общее число подразделов с превышенным уровнем решения: 3.
Результат 3 указывает на серьезные трудности.
Результат 2 указывает на легкие затруднения.
Результат 1 или 0 указывает на отсутствие затруднений.