На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов?

По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы.

Первая группа –это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся. Систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» - диктует жёсткий отбор форм и методов обучения. Это такие предметы как русский язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика.

На уроках этой группы метод проектов имеет относительно низкую эффективность. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

Вторая группа предметов ориентирована на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других).

Эти предметы не так связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегрированный и (или) прикладной характер. Кроме того они все тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы как: иностранные языки, информатика, изо, технология, экология. Для данных предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.

Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

ЕТОД ПРОЕКТОВ — ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОД ПРОЕКТОВ — ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Васильева Лидия Павловна

учитель МБОУ СОШ № 3, г. Протвино, Московская область

E-mail: vasilevа [email protected]

Новый социальный заказ, определяющий пути развития российс­кого общества на обозримую перспективу, не только предопределяет центральную роль образования в решении важнейших общегосударст­венных задач, но и требует переосмысления с современных позиций целей и ценностей образования, его роли в реализации жизненных устремлений обучающихся и выпускников школы, в становлении их успешной профессиональной карьеры. Именно на это направлена про­водимая в Российской Федерации модернизация образования, одним из результатов которой должна стать новая модель российской школы.

Модернизация системы образования в России предполагает соз­дание устойчивого механизма ее развития и достижения ее главной цели — обеспечение нового современного качества образования. Кардинальная задача этой модернизации — развитие человеческого потенциала страны, генерация нового поколения россиян: людей с новым мышлением, современным стилем поведения и новой мотива­цией, способных жить и работать в условиях все более усложняю­щихся общественных, экономических и политических отношений, развития институтов управления, в своей деятельности опирающихся на общественно одобряемую систему ценностей.

Формирование новой модели российской школы, в свою очередь, потребовало создания нового поколения государственных образова­тельных стандартов (ФГОС) — принципиально новый для отечествен­ной школы документ, потребовавший глубокого анализа и синтеза накопленного опыта, современных перспективных тенденций развития отечественной и зарубежной школы, ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций. Только фундаментальность образования может обеспечить развитие инновационных технологий, определяющих конкурентоспо­собность страны. Инновационность в широком смысле, как ориента­ция на внедрение новых образовательных технологий, развитие твор­ческого потенциала учащихся, должна пронизывать весь воспитатель­но-образовательный процесс [2]..Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Инновационный процесс заключается в формировании и разви­тии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распрост­ранению новшеств.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образователь­ное пространство. Увеличивается роль науки в создании педагогичес­ких технологий, адекватных уровню общественного знания. Одной из таких технологий является метод проектирования. Практика пока­зывает, что использование проектной деятельности возможно при обу­чении различным дисциплинам, входящим в школьную программу. Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным мето­дом обучения. Она тесно связано с проектной культурой, которая возникла как результат объединения двух досихпор не пересекавшихся направлений в образовании: гуманитарно-художественного и научно-технического. В основе этого метода также лежат идеи Дьюи, Лая и других американских ученых, которые обратились к активной познава­тельной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Все, что ребенок познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касаю­щихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь — это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Метод проектов предусматривает умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

Главная идея методики проектного обучения состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им свободно. Лозунг этой деятель­ности: «все из жизни, все для жизни». Проект — это возможность уча­щимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения мест с иллюстрациями, картой и т. д. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация [3, c. 9].

Суть проектной методики состоит в том, что учащийся в про­цессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых объектов, процессов.

Основные условия применения метода проектов в начальной школе сводятся к следующему:

·существование некой значимой проблемы, требующей реше­ния путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

·значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

·применение исследовательских методов при проектировании;

·структурирование этапов выполнения проекта;

·самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Проекты в младших классах — это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность [5, c. 18—19].

Рассмотрим основные особенности структуры уроков. Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности. В ходе этого этапа происходит распределение детей на инициативные группы. Например, группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности необходимо детей пересадить в соответствии с образо­вавшимися группами. Состав группы формируется с учетом диффе­ренцированного подхода. Наиболее сильные дети объединяются в группы «аналитиков» и «испытателей».

Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности. Целеполагание — выделение цели с помощью учителя.

Третий этап является подготовительным. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели. В ходе этой работы состав­ляется план деятельности по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план лишь корректируется при необходимости. Далее определяются основные разделы проекта. Здесь необходимо уточнить, что в нашем случае проектирование рассматривается как разработка определенной темы, результатом которой является определенный про­дукт. Поэтому учитель может направить работу детей так, чтобы результатом «мозгового штурма» стал выбор, близкий к выбору, запланированному учителем. Здесь очень важна роль «аналитиков», которым предстоит скорректировать предложения остальных детей.

Четвертый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. Выполнение проекта (конкретное практическое дело, либо ряд практических шагов к намеченной цели). Работа проводится в группах. Причем работа может быть по-разному организована. Каждый раздел разрабатываться каждой группой по очереди. Тогда результат оформления каждого раздела будет складываться из проме­жуточных продуктов деятельности групп. Эта форма организации удобна на первых уроках цикла, когда идет обучение учащихся и необ­ходима руководящая роль учителя. В дальнейшем можно каждой груп­пе поручить разработку своего раздела и повысить этим степень самостоятельности детей. На четвертом этапе урока очень важно роле­вое участие детей в проекте. Именно здесь каждый ученик должен внести свой вклад в соответствии с выбранной ролью. Начинают рабо­ту «экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, позволяю­щие «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде правил, схем, рисунков и так далее. За практическое применение, апробирова­ние отдельных частей и всего проекта в целом отвечают «испытатели». Следующий этап — подведение итогов выполнения проекта и определение задач для нового проекта.

Пятый этап — практическое применение разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям». Но зна­чение остальных групп, также остается важным. Группы внимательно следят за «работой» своей части проекта и при необходимости могут внести коррективы.

Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. В ходе самоанализа дети получают положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.

Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников. Во время работы над проектом строятся новые отношения между учителем и учениками. Учитель уже не является для ребят единственным источником информации. Он ста­новится помощником, консультантом. Свою работу ученики предъяв­ляют скорее своим товарищам, чем учителю. Эта педагогическая технология может быть эффективно использована на всех уровнях обучения, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и свя­занных с реальной жизнью задач. Таким образом, проект является той общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изоб­ретения, созидания, исполнения и оформления, и которая определяется как дизайн, или проектирование.

Список литературы:

1. Арефьев И. П. Школьная технология // Школьные технологии. 2008. № 1.

2. Кондаков А. М., Кузнецов А. А. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад российской академии образования // Педагогика. 2008. № 8.

3. Слободчиков В. И. Инновации в образовании: основания и смысл // Исследовательская работа школьников. 2004. № 2.

4. Факторович А. А. Сущность педагогической технологии // Педагогика. 2008. № 2.

5. Федотова В. А. Проект — эффектный метод обучения // Специалист. 2006. № 1.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: МЕТОД ПРОЕКТОВ

Ручинская Т.

Текст научной работы размещён без изображений и формул. Полная версия научной работы доступна в формате PDF На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов? - student2.ru Прочитать публикацию в формате PDF 49 Кб
На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов? - student2.ru Скачать сертификат участника      

На современном этапе развития общества и нашего государства особой актуальности приобретает проблема формирования общественно активной, творческой, компетентной личности, которая, в отличие от человека-исполнителя, самостоятельно генерирует новые идеи, принимает нестандартные решения. Значительное влияние информатизация учебного процесса взыскивает на усовершенствование и развитие методических систем обучения.

Актуальность этой статьи заключается в том, что происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин, а основная масса учителей -предметников относится к этому с некоторым опасением, поэтому при раскрытии темы этой статьи надо показать возможности использования компьютерной техники в обучении.

В поисках эффективных путей формирования и изготовление стратегии языкового образования педагогическая наука обращается к разным источникам и привлекает современные инновационные средства, которые включают в себя средства информационных технологий.

Использование информационных технологий в обучении дает возможность изучать на качественно новому равные не только учебные дисциплины естественно-научного цикла, но и гуманитарные. Для студентов языковых специальностей ВНЗ компьютер становится, прежде всего, средством наставительно-познавательной и научно-исследовательской деятельности, эффективным инструментом интенсификации процесса обучения, которое дает возможность решать не только стандартные задачи, но и задача, которые требуют творческого подхода.

Одним из основных направлений решения проблемы, повышения качества образования, есть развитие материальных и нематериальных составных систем обучения, введение к их составу высокотехнологических объектов деятельности, достижение на этой основе нового, высшего уровня учебно-воспитательного процесса.

В последнее время значительного распространения в педагогической практике приобрели интерактивные технологии обучения, сущность которых заключается в том, что учебный процесс происходит по условия постоянного, активного взаимодействия всех участников.

Одной из интерактивных технологий обучения есть проектная работа, которая предусматривает создание проекта одним, двумя или группой исполнителей.

Цель статьи заключается в том, чтобы исследовать проблематику метода проектов для повышения качества обучения и достижение высшего уровня учебно-воспитательного процесса.

Метод проектов - это совокупность приемов, действий студентов в их определенной последовательности для достижения поставленной цели, которая была определенной, значащей для студентов и оформленной в виде какого-то конечного продукта.

Основная цель метода проектов заключается в предоставлении студентам возможности учить самостоятельному получению знаний в процессе решения практических задач или проблем, которое требует интеграции знаний из разных наглядных сфер.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предусматривает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих за своей сутью.

Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Метод проектов становится "интегрированным" компонентом целиком разработанной и структурированной системы образования.

Популярность метода проектов обеспечивается возможностью объединения теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Кроме того, метод проектов поддерживает становление новых подходов к организации педагогического управления, есть одним из эффективных средств построения личностно - ориентированной педагогической системы.

Разработанный еще в первой половине XX ст. на основе прагматической педагогики Дж. Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Следует заметить, что метод проектов не является новостью в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно ранее выхода в мир известной статьи американского педагога В. Килпатрика "Метод проектов" (1918), в которой он определил это понятие как "от души выполняемый замысел". В России метод проектов был известен еще в 1905 г., когда под руководством С.Т. Шацкого работала группа русских педагогов над внедрением этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. Но в 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) этот метод был осужден как чужой советской школе и не использовался вплоть до 80- конца 80-х гг. ХХ ст.

На сегодня метод проектов есть одним из основных современных активных инновационных методов обучения, если педагог сможет применить эту технологию на практике.

Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. В последнем случае группа студентов может вести работу над проектом в Интернете, при этом будучи разделенной территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, который отображает ход работы над ним. Задача учебного проекта, представленного в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне высветить ход его получения, т.е. проектного исследования.

Работа над проектом дает возможность задействовать в процессе обучения не только интеллект, опыт, сознание человека, а и ее чувство, эмоции, волевые качества, оказывает содействие "погружению" в учебный материал, определению личностью своего эмоционально-ценностного отношения к нему, повышению эффективности усвоения, дает ощущение успеха.

Проектная работа предусматривает включение механизмов запоминания и воспроизведение информации; передачу информации другим; применение знаний в вариативных ситуациях; понимание причинно-следственных связей, соотношение частей и целого; наведение аргументов и доказательств, перегруппировка отдельных частей и создание нового целого и т.п..

Метод проектов оказывает содействие не только раскрытию возможностей и способностей студента, а и осознанию, оцениванию личностных ресурсов, определению личностно значащих и социально ценностных перспектив. Проектная деятельность оказывает содействие развитию инициативы, самостоятельности, организаторских способностей, стимулирует процесс саморазвития.

Актуализация внутренних сил осуществляется самой личностью. Студент старается овладеть необходимой информацией, знаниями, актуализирует те или другие способности, естественные задатки и отбрасывает те, которые мешают ему в достижении цели.

Общая стратегия обучения определяется нуждами современного общества и уровнем развития психолого - педагогических и сопредельных наук. Этой стратегией есть коммуникативный компетентностно ориентированный подход, который предопределяет практическую цель обучения.

Одним из принципов этого подхода есть принцип интерактивности, к которому, среди других, принадлежит и проектная технология.

Проектная деятельность "заставляет" студента по-новому посмотреть на свои умения, на характер взаимодействия с окружающей средой. Появляются новые проблемы, которые нуждаются в нестандартном решении, проявив значительные волевые и эмоциональные усилия и довольно высокий уровень самореализации. Как результат, имеющиеся качественные изменения в психологической структуре личности, которая предопределяет овладение привычками общения. Это такие изменения, как: умение ставить адекватные, личностно значащие и социально важные жизненные перспективы, развитие потребности и поисковой активности относительно реализации этих перспектив.

Применение метода проектов создает условия, благоприятные для положительных изменений в знаниях, привычках и поступках студентов, их отношении к получению знаний.

Итак, в современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижение экспериментальной педагогики прошлого века, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, которое соединяет в единую систему теоретические и практические составные деятельности человека, разрешает раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.

Наши рекомендации