Методы и приемы воспитания. Формы организации воспитательного процесса.
Понятие о методах воспитания. Методы и приемы воспитания. Классификация методов воспитания (по Ю.К.Бабанскому): методы формирования сознания; методы организации деятельности и формирования опыта поведения; методы стимулирования поведения; методы контроля, самоконтроля и самооценки. Характеристика методов воспитания.
Средства воспитания.
Воспитание. Самовоспитание. Перевоспитание. Методы и приемы педагогического взаимодействия: переубеждение, переучивание, взрыв, «реконструкция» характера, переключение, поощрение и наказание, самоисправление.
Формы воспитания. И.П.Иванов и методика самостоятельной организации деятельности (КТД). Сотрудничество взрослых и детей. Содержание сотрудничества взрослого и ребенка: со-бытие, со-участвование, со-знание, со-творчество. Организация коллективной деятельности. Коллективное творческое дело (КТД) как методическая единица самостоятельной организации деятельности.
Основные понятия: методы и приемы воспитания, методы формирования сознания, методы организации деятельности и формирования опыта поведения, методы стимулирования поведения, методы контроля, самоконтроля и самооценки, средства воспитания, формы воспитания, методика КТД.
Воспитательная система школы (ВСШ) как вид педагогической системы.
Воспитательная система школы (ВСШ) как вид педагогической системы. Понятие ВСШ, её структура (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова). Характеристика структурных компонентов воспитательной системы школы: ценности, цели, принципы, базовая идея, субъекты деятельности, виды и содержание деятельности, среда, отношения между субъектами, управление. Этапы становления и развития воспитательной системы.
Основные понятия: воспитательная система школы, структурные компоненты воспитательной системы школы, этапы становления и развития воспитательной системы школы.
ЗАДАНИЯ К ЛЕКЦИИ
Задание №1.
Используя рекомендованную учебную литературу, раскройте содержание перечисленных принципов воспитания.
СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аринина О.Н., Романова Л.А. Начинающему классному руководителю: учеб.- метод. Пособие. – Владимир: ВГПУ, 2003.
2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. – М., 1997 (2002). Режим доступа: http://pedagogik.mgou.ru
3. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М., 2000.
4. Педагогика: учеб. пособие; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогич. общество России, 2008.
5. Педагогика: учеб.; под общ. ред. Л.П. Крившенко. – М., 2009.
6. Подласый, И.П. Педагогика: новый курс: учеб.: в 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2004.
7. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие / В.С. Селиванов; под общ. ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.
8. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2008.
9. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 44 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Другой, хорошо знакомой вам формой организации учебного процесса, являются семинарские занятия. Семинарские занятия способствуют осмыслению ведущих педагогических идей, теорий, систем, направлений в истории педагогики, формированию аналитических умений на основе сравнительных характеристик различных педагогических концепций и моделей. На семинарах вырабатывается аргументированная, личностно-рефлексивная позиция в оценке основных особенностей эволюции педагогической культуры. Подготовка к семинарам способствует формированию не только рефлексивной и научно-информационной культуры, но и культуры учебного труда в целом. И вновь мы предлагаем вам ряд советов по организации самостоятельной работы, которыми вы можете воспользоваться при подготовке к семинарским занятиям.
О семинарском занятии и подготовке к нему
Напоминаем: слово «семинар» в переводе с латинского означает «рассадник». В общепринятом смысле семинар означает такую форму организации учебной работы, когда его участники знакомят друг друга с итогами своей самостоятельной работы.
В чем заключается подготовительная работа участников семинара? - С выбора темы: рекомендуется выбрать ту тему, которая покажется вам менее других понятной, т.е. более трудную, чтобы самому разобраться до конца в ней.
Самостоятельно (или с помощью преподавателя) составляется библиография (список литературы) к выбранной теме. Доступная литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается и фиксируется (аннотация, выписка цитат, тезисы, конспект) все, что представляет интерес для темы.
Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план), подбираются аргументы. В этой работе немалую роль играют индивидуальные особенности докладчика: его склад ума, умение формулировать мысль, разнообразно пользоваться индуктивным и дедуктивным способами изложения, аргументированно отстаивать свою точку зрения и, конечно же, владение устной речью.
Способам и умениям выступления с докладом на семинаре можно и нужно учиться. Например, лучше всего сделать сообщение не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислять мысли (скорее всего - заимствованные), а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения мысли, поиск ее доказательств и определение причинно-следственных связей.
И последнее. Доклад на семинаре, как правило, не должен быть длительным (от 10 до 15 мин.). Но он обязательно должен вызвать реакцию со стороны слушателей, заинтересовать их, - только в этом случае можно считать, что ваша цель достигнута.
Устное выступление(лекция, доклад, подготовка к ответу на семинарском занятии)
«Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами.
Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. Не стоит здесь повторять все то, что известно об ораторском искусстве. Скажу лишь одно, самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней. Материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям - заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.
И еще: в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится.
А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с вами…»
(Д.С.Лихачев)