Описание познавательных модулей
Профессиональный модуль, а также технология обучения тех учебных дисциплин, при изучении которых учащиеся осваивают решение задач оценивания параметров реальных объектов или моделей, могут быть представлены последовательностью познавательных модулей (ПМ).
Усвоение учебного материала познавательного модуля, как правило, обеспечивает: формирование системы знаний, достаточной для описания класса объектов (явлений, предметов, теорий, моделей; формирование интеллектуальных и (или) практических умений решать задачи, относящиеся к рассматриваемому классу объектов; хотя не исключено, что овладение этими умениями и не является профессионально необходимым, но обеспечивает системность и доступность обучения в целом.
2.3. ОПИСАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ БЛОКОВ
Познавательный модуль следует представить в виде последовательности дидактических блоков. Дидактический блок соответствует той минимальной масти технологии обучения, которая должна обеспечить усвоение нового учебного элемента (объекта, явления, способа деятельности) на уровне α=1 или α=2.
Так же как и познавательный модуль, дидактический блок должен обладать указанными выше признаками единицы технологии обучения. Аналогично, если мотивация учения в пределах познавательного модуля связана с его включенностью в профессиональный модуль и формированием профессионального умения, то дидактические блоки одного и того же познавательного модуля должны быть ориентированы на достижение целей данного познавательного модуля.
Как пример структура отдельного учебного занятия может быть представлена в виде схемы-предписания последовательности выполнения дидактических блоков каждого занятия (пример, «Схема отдельного учебного занятия» - схема1). Результаты анализа технологии обучения на уровне дидактических блоков полезно представить в виде схемы, совмещая организационные формы, предусмотренные календарным планом, со структурными составляющими технологии обучения.
Начало занятия
Входной контроль(α=1)
Предъявление учащимся
первой части
метода решения
Задание, тест (α=2)
Предъявление учащимся
второй части
метода решения
Задание, тест (α=2)
Окончание занятия
Схема 1. Схема отдельного учебного занятия
Цель, анализа содержания самих дидактических блоков:
1) выявить наличие таких компонентов технологии обучения, которые не связаны с целью данного занятия или целью познавательного модули;
2) выявить пропуск отдельных компонентов единиц технологии обучения в пределах данного занятия;
3) установить, имеет ли место применение неоптимальных вариантов дидактических структур изучения учебного материала познавательного модуля (отсутствие или чрезмерное насыщение мотивационными, эмоциональными, образными, логическими, практическими действиями; слабое взаимодействие участников процесса обучения, чрезмерная сложность или доступность изложения и др.).