Психология: основные методы и направления современной психологии. Психика. Личность. Общности.
Задание 2.1
Изложите и дайте письменную характеристику конкретному психологическому явлению (явлениям), имеющему место в структуре личности, исходя из ниже отмеченного перечня:
1.Мотивация и деятельность
2.Активность личности и деятельность
3.Роль биологического и социального в формировании личности
4.Психологическая структура личности и диагностика ее развития
5.Условия прочного запоминания
6.Память: повторение и сохранение
7.Психология творческого мышления
8.Психология технического мышления
9.Психология интеллекта
10.Природа эмоций
11.Эмоциональное состояние. Стресс
12.Чувства и личность
13.Темперамент и стиль деятельности
14.Темперамент и особенности умственной деятельности
15.Темперамент, характер, способности и их соотношение
16.Воспитание и развитие профессионально-значимых, гражданских и личностных качеств
17.Профессиональные способности и их развитие
Можно выбрать свой вариант темы, согласовав его с преподавателем.
Цель задания: усвоение необходимой части понятийного аппарата психологии; умение анализировать психологические явление.
При выполнении задания обратите внимание на следующие аспекты:
1) место и роль рассматриваемого психологического явления в структуре личности;
2) содержание понятий, относящихся к рассматриваемой проблеме;
3) наличие и сопоставление различных подходов и концепций по данной психологической проблеме;
4)привлечение Вашего жизненного опыта, наблюдений и самонаблюдений при анализе рассматриваемых явлений;
5) соотнесение психологического и педагогического аспектов проблем, анализ возможности применения психологических знаний в практике управления;
6) сформированность Вашего отношения, четкости позиций и выводов.
Тексты литературных источников должны быть использованы для создания Вашего целостного представления о рассматриваемой проблеме.
Рекомендуемая литература:
Тема I. Мотивация и деятельность
1.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.
2.Маркова А.С, Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 1983.
3.Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд., - СПб.: Питер, 2004.
4.Симонов П.В. Мотивированный мозг. - М.: Наука, 1987.
5.Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 1968.
Тема 2. Активность личности, притязания личности и деятельность
1.Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности// Психологический журнал. № 5.
2.Борисова Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. - М., 1991.
3.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.
4.Личность и деятельность. Экспериментальная и прикладная психология. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.
5.Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд., - СПб.: Питер, 2004.
Темы 3-4. Роль биологического и социального в формировании личности. Психологическая структура личности и диагностика ее развития
1.Асмолов А.Г. Психология личности: учебник. - М.: Издательство МГУ, 1990.
2.Максименко С.Д. Общая психология. - М.: “Рефл-бук”, 2001.
3.Мироненко И.А. Современные теории в психологии личности. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2003.
4.Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3-х кн., 2-е изд.пер. и доп. - М.: Просвещение: Владос, 1995.
5.Первин Л. , Джон О. Психология личности: Теория и исследования /пер. с англ. М.С.Жамкочьян под.ред В.С.Магуна. - М.: Аспект Пресс, 2001.
6.Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.
7.Погорельцева Ю.А. Психология личности: учебное пособие. ГОУВПО СПбГТУ РП, СПб., 2010.
8.Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: «КСП+», 1997.
9.Учебник для студентов педагогических институтов “Общая психология” /под ред. проф. А.В.Петровского/. - М.: Просвещение, 1977.
Темы 5-6. Условия прочного запоминания. Память: повторение и сохранение
1.Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб.: Питер, 2001.
2.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: МГУ, 1968.
3.Роговин М.С. Проблемы теории памяти. - М.: Высшая школа, 1977.
Тема 7. Психология творческого мышления
1. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления// Вопросы психологии, 1986.№ 2.
2. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии, 1966. №2.
3. Матюшкин A.M. Основные направления исследования мышления и творчества// Психологический журнал. 1984. Т.5. № I.
4. Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте /под ред. В.В.Давыдова, И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 1980.
Тема 8. Психология технического мышления
1.Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. - М.: Педагогика, 1975.
2.Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. - М.: Высшая школа, 1972.
3.Тихомиров O.K. Психология мышления. - М.: Изд-во МГУ, 1984.
Тема 9. Психология интеллекта
1.Холодная М.А. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2001.
Тема 10. Природа эмоций и чувств
1.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во
МГУ, 1976.
2.Дерябин B.C. Чувства, влечения, эмоции. - Л.: Наука, 1974.
3.Изард К. Эмоции человека. - М.: Изд-во МГУ, 1980.
4.Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981.
Тема 11. Эмоциональное состояние. Стресс
1.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2002.
2.Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Изд-во МГУ, 1984.
3.Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1982.
4.Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Соч. - М.:
1953. Т.5.
5.Додонов В.И. Эмоции как ценность. – М.: Политиздат, 1978.
6.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002.
7.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983.
8.Немчин Т.Д. Состояния нервно-психологического напряжения. -
Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.
9.Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд., - СПб.: Питер, 2004.
Тема 12. Чувства и личность
1.Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1982.
2.Замфир К. Удовлетворенность трудом: мнение социолога. - М.: Политиздат, 1983.
3.Обуховский К. Психология влечений человека. - М.: Прогресс, 1972.
4.Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. - М.: Знание, 1983.
5.Фейгенберг И.М. Видеть-предвидеть-действовать. - М.: Знание, 1986.
Тема 13. Темперамент и стиль деятельности
1.Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М.: Наука, 1970.
2.Клиглов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969.
3.Психологические проблемы индивидуальности /под ред. Б.Ф.Ломова и др. М.-Л., 1964.
4.Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека //Вопросы психологии, 1985. №I.
5.Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - Пермь, 1973.
6.Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: Прогресс, 1982.
Тема 14. Темперамент и особенности умственной деятельности
1.Кольцова М.М. Медлительные дети //Дошкольное воспитание. 1964. № 2.
2.Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. - М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.
3.Очерк теории темперамента /под ред. В.С.Мерлина. - Пермь, 1973.
4.Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: Прогресс, 1982.
Темы 15. Характер. Темперамент, характер, способности и их соотношение
1.Артемьева Т.И. Методический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 1977.
2.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.
3.Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1970.
4.Левитог Н.Д. Психология характера. - М.: Просвещение, 1969.
5.Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - М.: Просвещение,1964.
6.Орлов Ю.М. Самопознание и воспитание характера. - М.: Просвещение, 1987.
7.Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание, 1991.
8.Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.
9. Фромм Э. Характер и социальный процесс //Психология личности. -М.: Прогресс, 1982.
Темы 16. Воспитание и развитие профессионально-значимых, гражданских и личностных качеств
1.Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2002.
2.Крутецкий В.А. Воспитание воли. - М.: Наука, 1957.
3.Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Кн. 3. - М.: Просвещение: Владос, 1995.
4.Соливанов В.И. Воля и ее воспитание. - М., 1976.
5.Общая психология. Учебник/под ред. проф. А.В.Петровского/. - М.: Просвещение, 1986.
6.Психология лидерства: Хрестоматия /сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 2004.
Тема 17. Способности и их развитие
1.Акимова М. К., Козлова В.Т. Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике //Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. - М., 1992. – Вып. 2.
2.Борисова Е.М., Логинова Г. П., Мдивани М. О. Диагностика управленческих способностей //Вопросы психологии. - 1997. – № 2.
3.Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. психологические особенности человека. Способности. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1954.
4.Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 1968.
5.Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1959.
6.Мерлин B. C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности // Психология формирования и развития личности /Под ред. Л. И. Анцыферовой. - М.: Педагогика, 1981.
7.Теплов Б.М. Ум полководца. - М.: Педагогика, 1985.
8.Психологическая диагностика: проблемы и исследования /под ред.К.М.Гуревича. - М.: Педагогика, 1981.