Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения
(Антуан де Сент-Экзюпери)
· Одни психологи определяют общение как «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности…»
· Другие утверждают, что общение – это «одна из универсальных форм активности личности (наряду с познание, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми»
· Третьи характеризуют общение как «связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого;
· взаимодействие, назначение которого – «изменение одним субъектом намерений, взглядов, убеждений, действий, вообще поведения другого субъекта либо в собственных интересах, либо в интересах социума».
Задания!
1. Проанализируйте и прокомментируйте приведенные выше определения.
2. Подумайте, как данные определения соотносятся с понятием профессионально-педагогического общения?
· Практические задания
1. Подберите из художественной литературы и приведите примеры материального, когнитивного, кондиционного, мотивационного и деятельностного общения педагога с учащимися.
2. Смоделируйте педагогические ситуации, в которых проявляются различные стили педагогического руководства.
3. Подберите 2-3 педагогические ситуации и охарактеризуйте уровни, на которых строят общение участники этих ситуаций.
4. Приведите примеры поведения акцентуированных личностей. Предложите психологически оправданные способы преодоления барьеров общения, обусловленных акцентуациями характера.
5. Подберите политературным источникам педагогические ситуации, в которых проявляются барьеры общения. Предложите свои варианты поведения для преодоления этих барьеров.
6. Подберите из литературных источников и инсценируйте ситуации, в которых учитель или его ученики используют различные манипуляции. В чем заключаются особенности активных, пассивных, соревнующихся и безразличных манипуляторов? Приведите примеры.
7. Подберите ситуации, в которых описываются конфликты между педагогом и воспитанниками. Проанализируйте эти ситуации и оцените действия педагогов с позиции школьного психолога.
8. Представьте себе, что каждый из Вас – член законодательного органа (допустим, это будет парламент), созданного волей педагогического сообщества (учителей и детей).
Вам, как членам парламента, предстоит ознакомиться с перечнем предлагаемых к разработке норм, самостоятельно подготовить свои версии, обсудить их в малых группах (во фракциях) и принять по результатам дискуссии на пленарном заседании общее решение. Одна существенная норма, которой вы будете руководствоваться в работе, - каждый нормативный акт должен включать в себя ровно 5 пунктов, каждая позиция в этом документе должна быть выражена лаконично, конкретно, недвусмысленно, тактично. Итак, за работу…
· «Рассматривая общение как важный фактор социализации личности и сознавая, что его потенциал используется в недостаточной степени, мы вводим в практику педагогической деятельности следующие нормы, призванные обеспечить реализацию коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций общения: …» (По каждой функции желательно разработать отдельный свод правил.)
· «Высоко оценивая «Заповеди педагогического общения»,которые предлагает начинающим учителям В.А. Канн-Калик, мы считаем, что по форме – это, скорее, не заповеди, а размышления («заповедь» определяется как «изречение, содержащее….предписание», «правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-либо») и потому берем на себя смелость представить эти заповеди в редакции, сокращенной и несколько измененной в плане логики и стиля…» (Здесь можно отступить от принятого решения, предусматривающего право включать в каждый акт не более 5 пунктов.)
· «Убедившись на основе анализа психолого-педагогической литературы и собственного опыта, что индивидуальная беседа в паре «учитель-ученик» (один из методов воспитания) будет эффективной и откровенной лишь в случае соблюдения определенных условий и требований, мы декларируем эти условия и требования в форме следующих правил: …»
· «Полагая, что слушать и выслушать человека не менее важно, чем умение говорить (докажите этот тезис), мы считаем целесообразным использование педагогами следующих рекомендаций: …»
· «И вновь табу на то, что недопустимо в общении:
А) в целом; Б) в общении педагога с ребенком: …»
В перерыве между заседаниями парламента попытайтесь выполнить следующее задание:
- для того чтобы достичь успеха в общении и взаимодействии с другими людьми, вы должны владеть перцептивными умениями, т.е. должны уметь «прочитать» партнера по общению, определить его отношение к вам. Попробуйте охарактеризовать представление о вас, сложившееся:
А) у преподавателя педагогики;
Б) куратора группы, старосты группы;
В) у близких друзей (подруг);
Г) у тех, кто относится к вам равнодушно.
Формы контроля:
- участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе семинара;
- конспекты и выписки из рекомендованных материалов;
- практические задания № 1 и № 5 выполняются устно;
- практические задания № 2, 3, 4, 6, 7, 8 выполняются микрогруппами по 2-3 студента.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. – М., 1983.
2. Вишнякова Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии. – Минск, 1996, гл. 1.
3. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М., 2004, гл. 1-2.
4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1981.
5. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.
6. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М., 1999, гл. 1-3.
7.Лабунская В.А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. – М.,2001.
8. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979.
9. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. СПб., 2000.