Самоконтроль по ситуационным задачам
1. Укажите наиболее существенный показатель соотношения психологической науки психологической практики:
1) прикладная наука формирует академическую психологию
2) академическая психология создает прикладные отрасли психологии, психологическую практику
3) прикладные отрасли заимствуют у академической психологии объективно-научные методы
4) академическая психология заимствует у прикладных отраслей опыт работы с клиентами
Ответ - 2
2. Какие из приведенных ниже суждений характеризуют предмет психологической науки? Почему другие утверждения не являются правильными?
Психология выявляет закономерности, действующие в сфере психического отражения действительности, а также регуляции поведения и деятельности.
Психология раскрывает индивидуальность личности, неповторимое сочетание особенностей восприятия и осмысления действительности конкретным человеком, а также его переживаний, стремлений и действий.
Предметом психологической науки являются физиологические процессы, происходящие в мозгу при отражении действительности в форме ощущений, образов восприятия и воображения, мыслей, мотивов, эмоций и чувств.
Психология — это наука о сознании, в котором функционируют ощущения, образы восприятия и воображения, мысли, складываются отношения к действительности в форме эмоций, чувств и мотивов поведения.
Психология рассматривает факты, события психической жизни.
Ответ:
Задача 2. Предмет психологической науки характеризуется в суждениях 1, 2, 5, взятых вместе. В суждении 4 этот предмет неправомерно сужается, поскольку в сфере интересов психологии оказывается только высшая форма психической жизни — сознание. В высказывании 3 осуществляется подмена предмета психологической науки предметом физиологии.
Перечень практических умений по изучаемой теме.
1. Уметь анализировать тенденции развития психологической науки на различных этапах ее становления.
2. Уметь устанавливать связи и отношения между предметом психологической науки и историческим периодами.
3. Уметь соотносить предмет психологической науки с именами выдающихся представителей научных направлений.
Рекомендации по выполнению НИРС.
1. Внимательно изучите основную и дополнительную литературу по теме.
2. Систематизируйте полученные знания, заполнив таблицу «Развитие представлений о предмете психологии».
3. Пользуясь данной таблицей проведите самоконтроль по тестовым заданиям.
4. Выберите 1 из направлений и подготовьте развернутый рассказ о прогрессивном влиянии данного направления на современное состояние психологической науки.
5. Порассуждайте о влиянии научных школ на становление направлений в психологической науке. Какова роль личности ученого в истории науки? Ответ на этот вопрос поможет справиться с ситуационными задачами.
8. Рекомендованная литература по теме занятия
Обязательная:
1. Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах: учебник.- М.: ВЛАДОС, 2008.
2. Подласый И.П. Педагогика: учебник.- М.: Высшее образование, 2009.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие.- СПб.: Питер, 2010.
Дополнительная:
1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2006.
Электронные ресурсы:
1. ЭБС КрасГМУ
2. Медиатека
3. БД МедАрт
4. Ресурсы Интернет
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации
ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России
Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ №2
к внеаудиторной (самостоятельной) работе
по дисциплине «Психология и педагогика»
для специальности060201 – Стоматология (очная форма обучения)
ТЕМА: «Основные направления развития человека»
Утверждена на кафедральном заседании
протокол № ____от «___»_________________ 2011 г.
Заведующий кафедрой
д.псх.н., доцент_________________________________Логинова И.О.
Составители:
к.псх.н., доцент_________________________________Чупина В.Б.
преподаватель _________________________________Чернова Е.И
преподаватель__________________________________Сенченко Г.В.
Красноярск