Методика формирования правильного и беглого чтения

Правильное чтение — это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Наиболее результативным периодом для формирования навыков правильного чтения являются 1—3-й классы.

Приёмы:

1.ежедневные специальные упражнения, способствующие точному воспроизведению слоговых структур и слов (Материалом для упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте)Такие упражнения как- Дифференциация сходных слогов и слов: ла-ра,дом-том.) Чтение слогов и слов по подобию:мА-мо-му,СА-со-су. Чтение слов, написание которых отличается одной-двумя буквами или порядком их расположения:кто-кот,мука-муха.

2.предложение правильного образца чтения учителем (следят за интонацией,эмоциональной окраской)

3.наблюдение за чтением друг друга. Активен весь класс,можно использовать чтение по цепочке,по вызову учителя,эстафета.

К некоторым ученикам нужен индивидуальный подход. Например, следует учитывать, что правильность чтения у детей с нарушением работоспособности (возбудимых или тормозных) во многом зависит от обстановки, в которой оно протекает, от интереса ученика к тому, что он читает. Поэтому на индивидуальных занятиях с такими детьми и в процессе урока следует создавать игровую ситуацию, привлекать их внимание побуждающими средствами.

Беглость чтения — это такой темп, который характерен для раз­говорной речи и при котором понимание читаемого материала опере­жает его произнесение.
Как уже говорилось ранее, становление навыка беглого чте­ния у умственно отсталых детей — процесс достаточно длитель­ный.
Подготовка к овладению этим навыком чтения начинается с четвертого года обучения, когда учащиеся в основном освоят чтение целыми словами.
Прежде всего для формирования беглости чтения, так же как и любого другого его качества, важна многократность упражненийв самом чтении.Поскольку умственно отсталые дети мало читают вне класса, важно и в последующие годы обучения организовы­вать работу таким образом, чтобы текст, предлагаемый для уро­ка, читался всеми, чтобы к нему возвращались неоднократно, чтобы у школьников не пропадал интерес к нему на протяжении всего урока. Для этой цели каждое повторное чтение сопровож­дается сменой заданий. Используются чтение по абзацам на ос­нове указаний учителя, чтение с эстафетой, выборочное чтение, воображаемая и подлинная запись читаемого текста на магнито­фон. Большое место, начиная с 5-го класса, занимает более осознанная и самостоятельная работа по подготовке к вырази­тельному чтению и неоднократное в связи с этим возвращение к тексту. Кроме того, школьники перечитывают текст для деления его на части, озаглавливания частей, выявления характерных черт героя. Увеличивается доля упражнений в чтении материала про себя.
В 4—5-м классах можно вводить упражнения, ко­торые мы назвали «речевой разминкой». Данное название обус­ловлено тем, что, во-первых, чтение является одним из видов ре­чевой деятельности, поэтому сами упражнения можно считать речевыми. Во-вторых, тренировка в чтении специальных текс­тов, которые не связаны с основным произведением, изучаемым на уроке, проводится в начале занятия как разминка. В течение 4—5 мин дети работают с текстами, напечатанными на карточ­ках. Тексты могут быть одинаковыми для всего класса. Возможны и различные варианты для каждого ученика. Подбор текстов должен осуществляться с учетом нескольких требований:
-доступность содержания;
-простота структуры слов и предложений, входящих в
текст;

-относительная занимательность сюжета;

-объем, соответствующий возможностям ученика.

Как уже говорилось выше, «разминка» проводится в начале урока. Это помогает сохранению нужного настроя при чтении основного текста.
Примерная методика работы в период «разминки» может быть следующей:
1.Учащиеся читают про себя текст на карточках (не более 1 мин), готовясь к быстрому, плавному чтению вслух.

2.Одного—трех учеников вызывают для чтения их текстов вслух. Они обязательно должны выполнить установку, которую дал учитель.

3.По тексту каждого ученика всему классу задается один во­прос — либо учителем, либо читающим учеником.

Ученики оценивают технику чтения своего товарища (мож­
но с помощью «светофоров», например зеленый цвет — «5»,
желтый — «4», красный — «3»), комментируя свое суждение. Наи­
более часто встречающаяся и аргументированная оценка выстав­
ляется в журнал1.
Слабым чтецам предлагаются еще более упрощенные тек­сты, но они участвуют в работе вместе со всеми детьми.
Принимая во внимание, что у умственно отсталых учащихся и здесь проявляется косная привязанность к одному способу чтения, необходимо специально организовать работу по сочета­нию разных приемов чтения на одном и том же тексте. Для этого учитель заранее выделяет в тексте художественного произведения, с которым школьники должны работать в классе, те его части, ко­торые доступны для курсорного (синтетического) способа чтения. Весь остальной текст прочитывается дискурсивно (статорно, ана­литически), с разбором трудных слов, синтагм, предложений. По мере перехода учащихся из класса в класс объем текста, читаемого курсорно, увеличивают.

В качестве тренировочного упражнения в беглости чтения (но не для контроля за техникой) можно использовать прием подсчета слов, прочитанных учениками за определенный промежу­ток времени.
Как уже говорилось выше, в формировании навыка беглого чтения большую роль играет смысловая догадка. Она не возникает сама собой. Умение прогнозировать отдельные слова, словосоче­тания, дальнейшее развитие сюжета формируется в результате обучения.
Для развития смысловой догадки следует по возможности (в зависимости от сложности текста) предлагать учащимся зада­ния типа:

-Прочитайте заголовок, скажите, о чем пойдет речь в этом рассказе.
-Рассмотрите иллюстрации к тексту. Какой рассказ можно составить на их основе?
-Прочитаем первую часть текста. Как вы думаете, чем закон­чится рассказ?

-Прочитайте предложение. Догадайтесь, какое слово здесь пропущено.

-Закончите предложение.
-Вставьте по смыслу пропущенные сочетания слов.
-Прочитайте первую часть предложения. Составьте его вторую часть.
Последние четыре типа заданий можно использовать на уро­ках русского языка в любом классе начиная с 3-го.
Не менее важна для формирования навыка беглого чтения до­статочно развитая оперативная память. Она позволяет читающе­му помнить ранее прочитанные слова и весь контекст в целом.
Для развития оперативной памяти, а в конечном итоге — для совершенствования навыка беглого чтения и орфографичес­кой грамотности полезны зрительные диктанты. Как вид рабо­ты их применяют на уроках грамматики и правописания в про­цессе орфографической пятиминутки. Положительные результаты, выразившиеся в улучшении техники чтения и гра­мотности письма, позволили нам включить этот прием в мето­дику работы и сформулировать некоторые рекомендации:

1.Зрительные диктанты следует проводить регулярно на каждом уроке письма в течение двух-трех месяцев (можно повто­рять этот прием дважды).

2. Длительность этого вида работы не должна превышать 5 мин.
3. В качестве речевого материала для диктанта следует ис­пользовать одно предложение, постепенно увеличивая общее ко­личество букв в нем1.
4. На начальном этапе работы объем предложения может составлять 8—14 букв (Падают снежинки) и постепенно увеличи­ваться, но не более чем до 40 букв (Лесная поляна покрыта пушис­тым снегом).
5. Предложение, написанное на доске (еще лучше — на карточке), прочитывается с установкой на его запоминание. Количество времени, которое отводится на открытую экспози­цию в начале работы, составляет 20—16 с, в конце ее — 12—8 с.
6. Предложение закрывается, а учащиеся проговаривают его по слогам перед записью.
7. Если ученики не запоминают содержание предложения, его открывают еще раз для повторного зрительного восприятия.
8. Если некоторые учащиеся не запомнили речевой мате­риал, его предлагают для нового прочтения только им, но уже по индивидуальной карточке.
9. После окончания работы предложение на доске откры­вают, и школьники сверяют свои записи.
10. Если многие дети не запомнили предложение с первого предъявления или допустили ошибки в его записи, предложе­ние предъявляется вторично на следующем уроке.
11. Речевой материал для зрительных диктантов подбирают, сообразуясь с изучаемыми и уже пройденными орфографически­ми правилами. Однако не следует бояться наличия слов с еще не­знакомыми орфограммами. Зрительное восприятие слова и мо­торное его воспроизведение могут опережать изучение соответству­ющего орфографического правила и облегчать его усвоение.
12. Наиболее оптимальные периоды для проведения серии та­ких диктантов — 4—5-й классы, когда осуществляется подготови­тельная работа к беглому чтению, а многие орфограммы уже пройдены.
7 Методика формирования осознанного чтения

осознанность чтения-это когда в ходе чтения уч-м понятен смысл прочитанного.

В развитии этого навыка большую роль играют:

1. подготовка учащихся к восприятию текста (в начальных классах используем наглядность ситуации- экскурсия,картинки,макеты.Можно проводить подготовку в виде беседы.В старших классах нужен образный рассказ учителя,наглядные пособия-картинки,кино,экскурсии в музей).

2.словарная работа,которую нужно проводить на разных этапах урока.Для каждого этапа отбирают не более 2-4 слов.В ходе словарной работы мы показываем настоящий предмет,изображение предмета,делаем морфемный разбор слова,подбераем однокоренные родственные слова,включаем слова в новый контекст,даём логическое объяснение,объясняем через другое слово,знакомое детям.

3.первоначальное прочтение учителем

4.подробный анализ текста (составляем вопросы,план,делим на части и тд)

Важно закрепить прочитанное.Для этого используем пересказ, выборочное прочтение,соотнесение отдельных частей с иллюстрацией,проводим обощающую беседу.


Наши рекомендации