Методика формирования правильного и беглого чтения
Правильное чтение — это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Наиболее результативным периодом для формирования навыков правильного чтения являются 1—3-й классы.
Приёмы:
1.ежедневные специальные упражнения, способствующие точному воспроизведению слоговых структур и слов (Материалом для упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте)Такие упражнения как- Дифференциация сходных слогов и слов: ла-ра,дом-том.) Чтение слогов и слов по подобию:мА-мо-му,СА-со-су. Чтение слов, написание которых отличается одной-двумя буквами или порядком их расположения:кто-кот,мука-муха.
2.предложение правильного образца чтения учителем (следят за интонацией,эмоциональной окраской)
3.наблюдение за чтением друг друга. Активен весь класс,можно использовать чтение по цепочке,по вызову учителя,эстафета.
К некоторым ученикам нужен индивидуальный подход. Например, следует учитывать, что правильность чтения у детей с нарушением работоспособности (возбудимых или тормозных) во многом зависит от обстановки, в которой оно протекает, от интереса ученика к тому, что он читает. Поэтому на индивидуальных занятиях с такими детьми и в процессе урока следует создавать игровую ситуацию, привлекать их внимание побуждающими средствами.
Беглость чтения — это такой темп, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение.
Как уже говорилось ранее, становление навыка беглого чтения у умственно отсталых детей — процесс достаточно длительный.
Подготовка к овладению этим навыком чтения начинается с четвертого года обучения, когда учащиеся в основном освоят чтение целыми словами.
Прежде всего для формирования беглости чтения, так же как и любого другого его качества, важна многократность упражненийв самом чтении.Поскольку умственно отсталые дети мало читают вне класса, важно и в последующие годы обучения организовывать работу таким образом, чтобы текст, предлагаемый для урока, читался всеми, чтобы к нему возвращались неоднократно, чтобы у школьников не пропадал интерес к нему на протяжении всего урока. Для этой цели каждое повторное чтение сопровождается сменой заданий. Используются чтение по абзацам на основе указаний учителя, чтение с эстафетой, выборочное чтение, воображаемая и подлинная запись читаемого текста на магнитофон. Большое место, начиная с 5-го класса, занимает более осознанная и самостоятельная работа по подготовке к выразительному чтению и неоднократное в связи с этим возвращение к тексту. Кроме того, школьники перечитывают текст для деления его на части, озаглавливания частей, выявления характерных черт героя. Увеличивается доля упражнений в чтении материала про себя.
В 4—5-м классах можно вводить упражнения, которые мы назвали «речевой разминкой». Данное название обусловлено тем, что, во-первых, чтение является одним из видов речевой деятельности, поэтому сами упражнения можно считать речевыми. Во-вторых, тренировка в чтении специальных текстов, которые не связаны с основным произведением, изучаемым на уроке, проводится в начале занятия как разминка. В течение 4—5 мин дети работают с текстами, напечатанными на карточках. Тексты могут быть одинаковыми для всего класса. Возможны и различные варианты для каждого ученика. Подбор текстов должен осуществляться с учетом нескольких требований:
-доступность содержания;
-простота структуры слов и предложений, входящих в
текст;
-относительная занимательность сюжета;
-объем, соответствующий возможностям ученика.
Как уже говорилось выше, «разминка» проводится в начале урока. Это помогает сохранению нужного настроя при чтении основного текста.
Примерная методика работы в период «разминки» может быть следующей:
1.Учащиеся читают про себя текст на карточках (не более 1 мин), готовясь к быстрому, плавному чтению вслух.
2.Одного—трех учеников вызывают для чтения их текстов вслух. Они обязательно должны выполнить установку, которую дал учитель.
3.По тексту каждого ученика всему классу задается один вопрос — либо учителем, либо читающим учеником.
Ученики оценивают технику чтения своего товарища (мож
но с помощью «светофоров», например зеленый цвет — «5»,
желтый — «4», красный — «3»), комментируя свое суждение. Наи
более часто встречающаяся и аргументированная оценка выстав
ляется в журнал1.
Слабым чтецам предлагаются еще более упрощенные тексты, но они участвуют в работе вместе со всеми детьми.
Принимая во внимание, что у умственно отсталых учащихся и здесь проявляется косная привязанность к одному способу чтения, необходимо специально организовать работу по сочетанию разных приемов чтения на одном и том же тексте. Для этого учитель заранее выделяет в тексте художественного произведения, с которым школьники должны работать в классе, те его части, которые доступны для курсорного (синтетического) способа чтения. Весь остальной текст прочитывается дискурсивно (статорно, аналитически), с разбором трудных слов, синтагм, предложений. По мере перехода учащихся из класса в класс объем текста, читаемого курсорно, увеличивают.
В качестве тренировочного упражнения в беглости чтения (но не для контроля за техникой) можно использовать прием подсчета слов, прочитанных учениками за определенный промежуток времени.
Как уже говорилось выше, в формировании навыка беглого чтения большую роль играет смысловая догадка. Она не возникает сама собой. Умение прогнозировать отдельные слова, словосочетания, дальнейшее развитие сюжета формируется в результате обучения.
Для развития смысловой догадки следует по возможности (в зависимости от сложности текста) предлагать учащимся задания типа:
-Прочитайте заголовок, скажите, о чем пойдет речь в этом рассказе.
-Рассмотрите иллюстрации к тексту. Какой рассказ можно составить на их основе?
-Прочитаем первую часть текста. Как вы думаете, чем закончится рассказ?
-Прочитайте предложение. Догадайтесь, какое слово здесь пропущено.
-Закончите предложение.
-Вставьте по смыслу пропущенные сочетания слов.
-Прочитайте первую часть предложения. Составьте его вторую часть.
Последние четыре типа заданий можно использовать на уроках русского языка в любом классе начиная с 3-го.
Не менее важна для формирования навыка беглого чтения достаточно развитая оперативная память. Она позволяет читающему помнить ранее прочитанные слова и весь контекст в целом.
Для развития оперативной памяти, а в конечном итоге — для совершенствования навыка беглого чтения и орфографической грамотности полезны зрительные диктанты. Как вид работы их применяют на уроках грамматики и правописания в процессе орфографической пятиминутки. Положительные результаты, выразившиеся в улучшении техники чтения и грамотности письма, позволили нам включить этот прием в методику работы и сформулировать некоторые рекомендации:
1.Зрительные диктанты следует проводить регулярно на каждом уроке письма в течение двух-трех месяцев (можно повторять этот прием дважды).
2. Длительность этого вида работы не должна превышать 5 мин.
3. В качестве речевого материала для диктанта следует использовать одно предложение, постепенно увеличивая общее количество букв в нем1.
4. На начальном этапе работы объем предложения может составлять 8—14 букв (Падают снежинки) и постепенно увеличиваться, но не более чем до 40 букв (Лесная поляна покрыта пушистым снегом).
5. Предложение, написанное на доске (еще лучше — на карточке), прочитывается с установкой на его запоминание. Количество времени, которое отводится на открытую экспозицию в начале работы, составляет 20—16 с, в конце ее — 12—8 с.
6. Предложение закрывается, а учащиеся проговаривают его по слогам перед записью.
7. Если ученики не запоминают содержание предложения, его открывают еще раз для повторного зрительного восприятия.
8. Если некоторые учащиеся не запомнили речевой материал, его предлагают для нового прочтения только им, но уже по индивидуальной карточке.
9. После окончания работы предложение на доске открывают, и школьники сверяют свои записи.
10. Если многие дети не запомнили предложение с первого предъявления или допустили ошибки в его записи, предложение предъявляется вторично на следующем уроке.
11. Речевой материал для зрительных диктантов подбирают, сообразуясь с изучаемыми и уже пройденными орфографическими правилами. Однако не следует бояться наличия слов с еще незнакомыми орфограммами. Зрительное восприятие слова и моторное его воспроизведение могут опережать изучение соответствующего орфографического правила и облегчать его усвоение.
12. Наиболее оптимальные периоды для проведения серии таких диктантов — 4—5-й классы, когда осуществляется подготовительная работа к беглому чтению, а многие орфограммы уже пройдены.
7 Методика формирования осознанного чтения
осознанность чтения-это когда в ходе чтения уч-м понятен смысл прочитанного.
В развитии этого навыка большую роль играют:
1. подготовка учащихся к восприятию текста (в начальных классах используем наглядность ситуации- экскурсия,картинки,макеты.Можно проводить подготовку в виде беседы.В старших классах нужен образный рассказ учителя,наглядные пособия-картинки,кино,экскурсии в музей).
2.словарная работа,которую нужно проводить на разных этапах урока.Для каждого этапа отбирают не более 2-4 слов.В ходе словарной работы мы показываем настоящий предмет,изображение предмета,делаем морфемный разбор слова,подбераем однокоренные родственные слова,включаем слова в новый контекст,даём логическое объяснение,объясняем через другое слово,знакомое детям.
3.первоначальное прочтение учителем
4.подробный анализ текста (составляем вопросы,план,делим на части и тд)
Важно закрепить прочитанное.Для этого используем пересказ, выборочное прочтение,соотнесение отдельных частей с иллюстрацией,проводим обощающую беседу.