Целостный педагогический процесс, его структура, закономерности и принципы. Учет возрастных особенностей школьников при организации целостного педагогического процесса.
Педагогический процесс - одна из коренных, основополагающих категорий педагогической науки. Педагогический процесс- это специфически сформированное взаимодействие педагогов и учеников, обращенное на решение образовательно-воспитательных задач.
Он реально существует как научно обоснованная, развивающаяся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов и динамику возрастного изменения детей. Внутри этой системы возникают и действуют органически присущие ей принципы-закономерности.
Педагогический процесс неразрывно связан со всеми другими общественными процессами (экономическим, политическим, нравственным, культурным и др.). Слово «процесс» свидетельствует о растянутости по времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности человека (ребенка).
Главная особенность учебно-воспитательного процесса - целостность. Это следует понимать как необходимость сохранения в нем всех важнейших составных частей
Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности составляет сущность педагогического процесса.
Общность и единство педагогического процесса подчиняют все составляющие его процессы единой цели.
Педагогический процесс можно рассматривать как систему, т.е. целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи.
Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс - педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты - целевой (многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов), содержательный (отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу), деятельностный (взаимодействие педагога и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат), результативный (эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью).
Внутренние противоречия педагогическою процесса являются движущей силой и источником совершенствования воспитательных отношений педагогов и детей. Они могут быть объективными и субъективными.
Объективные противоречия возникают и существуют независимо от воли и сознания отдельных людей. Главным внутренним объективным противоречием педагогического процесса и развития личности в детском возрасте является постоянно возникающее несоответствие между активно-деятельной природной сущностью ребенка и преобразующими ее проявлениями, жизненными условиями.
С главным объективным противоречием педагогического процесса тесно связаны производные: между общественными требованиями к личности ребенка и его собственными интересами: между коллективом и личностью; между новыми явлениями природы, событиями в жизни общества, с которыми соприкасается ребенок, и недостатком опыта, знаний для их понимания, между бурным ростом научных знаний и ограниченностью возможностей учебно-воспитательного в их переработке и передаче детям.
Этапы и технология педагогического процесса
Педагогические процессы имеют повторяющийся циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы.1. На подготовительном этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. При этом решаются следующие важные задачи: выделение и постановка конкретных задач, изучение (диагностика условий) развития процесса, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.2.Основной этап: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса о другими процессами.3.Заключительный этап - достигнутых результатов. Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, определить, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса.
21. Дидактика как теория образования и обучения, ее историко-философские основания современные проблемы. Психология обучения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин) и дидактика.
Дидактика — отрасль научного знания, которая исследует проблемы образования и обучения. Отвечает на два наиболее общих вопроса: «чему учить?» и «как учить?».
Знание дидактики необходимо каждому педагогу, так как в современном обществе нельзя успешно решить ни одной крупной практической задачи без опоры на науку, на теоретические знания.
Дидактика разрабатывает способы предсказания, прогнозирования последствий введения в практику школы новых методов, новых учебных материалов. Учителя нуждаются в научном обосновании своей работы, в ее осмыслении с научных позиций.
Однако дидактика не может дать практике окончательное и универсальное решение всех вопросов, так как процесс познания бесконечен. Развитие любой науки происходит через преодоление трудностей и противоречий.
Предметом дидактики являются системы обучения, или дидактические системы. Это упорядоченный набор целей, содержания, форм, методов и средств обучения.
Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечению информирования, воспитанию, осознанию и практическому применению знаний.
Обучение—упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
Учебный (дидактический) процесс содержит следующие компоненты:1) деятельность педагога (разъяснение учащимся целей и задач обучения, ознакомление их с новыми знаниями; управление процессом осознания и приобретения знаний и умений; управление процессом познания научных закономерностей и законов; управление процессом перехода от теории к практике; организацию эвристической и исследовательской деятельности; проверку, оценку изменений в обученности и развитии учащегося);2)деятельность обучаемых (собственную деятельность по созданию положительной мотивации учения; восприятие и приобретение новых знаний, умений; анализ, синтез, сопоставление, систематизацию; познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей; деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем; самоконтроль, самодиагностику достижений). Образование — система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.
Система развивающего обучения В.В. Давыдова, Д. Б. Эльконина противопоставлена традиционной существующей системе обучения по принципиальному направлению познания, где знания даются по схеме от частного конкретного к общему (эмпирическая). Система В.В. Давыдова, Д. Б. Эльконина является теоретической (направлена на развитие теоретического мышления) и предполагает передачу знаний от общего к частному.
Когнитивная сфера личности включает в себя: ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение и внимание.
Школа развивающего обучения уже в младшем школьном возрасте:
-формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;
-воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;
-способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;
-развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.