Вопр. 47.Ушинский – основоположник отечественной педагогики и пед-ой антропологии. Ушинский об общих основах педагогики. Разработка Ушинским проблем дидактики. Труды Ушинского, их значение.
(1824-1870 гг.)Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868—1869) и других педагогических работах.
Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии философии, истории и др. наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Он требовал единства теории и практики.
В основе пед. системы Ушинского лежит идея народности. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.
Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой.
Считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Нравственное воспитание должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Средства нравственного воспитания: 1) обучение (в этом отношении замечательны его учебные книги, в которых умело сочетаются развитие речи, сообщение знаний и нравственное воспитание учащихся); 2) личный пример учителя («это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно»); 3) убеждение; 4) умелое обращение с учащимися (педагогический такт); 5) меры предупреждения 6) меры поощрения и взыскания.
Ушинский считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. В соответствии с этим он придает большое значение режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности, развить стремление к деятельности. Необходимым условием правильного развития человека считал труд. Воспитание должно развить любовь и привычку к труду.Дети в процессе учения должны приучаться к труду, к преодолению трудностей. Умственный труд тяжел, быстро утомляет непривычного. Надо детей приучать к нему постепенно, не перегружая их непосильными заданиями.
Дидактика К. Д. Ушинского.
Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. Отметил, что существуют два вида внимания: активное, т. е. произвольное, и пассивное, т. е. непроизвольное.Исходя из психологических особенностей детского возраста, Ушинский большое значение придавал принципу наглядности. Обосновывая принцип наглядности с тем, что единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство внешних чувств».
Значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, разработал подробные указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путем беседы.
В процессе обучения различает две стадии. На первой стадии дети под руководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие. На второй стадии проводятся обобщение и закрепление полученных знаний.
Был против разделения функции воспитания и обучения между воспитателем и учителем. Рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы.