Возрастная периодизация личности
Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи.
Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:
детство - от рождения до 6 лет включительно
отрочество - от 6 до 12 лет
юность - от 12 до 18 лет
возмужалость - от 18 до 24 лет
Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области - академия.
Цели, содержание и методы воспитания личности
Педагогическая система Коменского – это «строгая» педагогика, она предполагает отношение к воспитаннику как сознательному, деятельному, ответственному в своих мыслях и поступках существу.Педагогическая система Коменского оптимистична, пронизана светом веры в возможности человека и возможности воспитания.В иерархии задач воспитания высшие ступени Коменский связывал с непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его духовности.
На каждой возрастной ступени вводятся этические правила, нормы поведения, назначение которых – одухотворить внутреннюю жизнь ученика ценностным отношением к людям, к самому себе, воспитание призвано максимально помочь определиться в нравственной позиции, «предохранить молодежь от всех поводов к нравственной испорченности», научить «преодолевать самих себя».
В общем, педагогическую систему Коменского возможно представить как гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого является развитие природных сил и способностей растущего человека.
Цель реализуется в организации жизнедеятельности воспитанников в нравственно здоровой, духовно богатой среде.
Вопрос 45.Современная система образования в мире. Ведущие тенденции развития современного образования в развитых странах.
Увеличились сроки обязательного бесплатного образования, действует промежуточная ступень м/у начальной и полной средними школами. По завершении начального и неполного среднего образ-я уч-ся распределяются по 3 основным учеб.потокам: полная общеобразовательная школа, которая ориентирует на теоретич-ю подготовку и дальнейшее обучение в универе, средняя школа с упором на подготовку к обуч-ю в техническом вузе, профессиональном учебном заведении. В значительной мере покончено с формальными инструментами селекции учащихся по социальному положению. Школь.системы стали более гибкими и открытыми.Для них характерно наличие частных учебных заведений. Они, как правило, платные, и часть дорогие и привилегированные. На западе почти все частные школы принадлежат конгрегациям различ. церквей. В большинстве ведущих стран общие учеб.заведения отделены от церкви и религии (США, Франция, Япония). В них обучение религии – частное дело граждан. В Англии, Германии богословие включается в стандартные программы общего образования.
Расширение сети высшего образования.Главные тенденции развития пед.образ-я: ориентация на высшее образ-е как условие для приобретения профессии учителя; усложнение и усиление психолого – пед-й подготовки; разнообразие специализаций в программе обучения; совершенствование системы повышения квалификации пед. кадров; одновременная подготовка в различных учебных заведениях.
Школьные программы.Постоянному изменению и корректировке подвергаются школьн.программы. В общеобразовательной школе сосуществует несколько типов учебных программ. Традиционный тип – обязательная программа. Обязательных курсов в общеобраз-й школе насчитывается не более 10. Спец. программы, адресованные той или иной части уч-ся – факультативы, элективные курсы, программы особых учебных заведений.Наряду с традиционными и обязательными программами все больше распространяются интегративные программы. Например–естествознание, куда включены начала различных знаний. Задача интегративных программ – ознакомить с основными явлениями и закономерностями тех или иных наук и видов деятельности в их взаимосвязи.
Дифференциация образ-я и обучения.Основные формы дифференциации - распределение по разным типам учеб.заведений, по профилям и потокам внутри одной школы, по группировкам в классе. Она нередко превращается в механизм соц.отбора, инструментом которого оказывается платное обучен. и система экзаменов.В мировой школе заметно возрос интерес к обучению одаренных, талантливых детей. Появляются школы для одаренных. Все больше внимания уделяется обучению детей–инвалидов, детей с отклонениями в умств.развитии. В особое направление диф-го обр-я выделено компенсирующее обучение. Оно организовано для ликвидации неуспеваемости, неудовлетворительной подготовки уч-ся.
Самоуправление учащегося.Важное значение для воспит-я самостоятельности, активности имеет самоуправление уч-ся. Традиционный вид ученич-го самоуправ-я на западе –система, при которой уч-ся помогают учителям поддерживать дисциплину в классе, координируют внеклассную работу. Эта система имеет форму ученических советов. Но она не оправдывает ожиданий. Ее сменили школьные советы, в их состав входят уч-ся, учителя, родители, представители администрации, общественности.
Экспериментальные школы
Их деятельность – важное направление модернизации образования всей школьной политики. В США организовано Федеральное бюро экспериментальных школ со штаб–квартирой в Париже. Некоторые школы пытались заимствовать и развить опыт пилотных учебных заведений первой половины XX века: Дальтон – план, метод проектов, техника Френе, центры интересов, идеи Вальдорской школы и др. Альтернативные школы, открытые школы (тесная взаимосвязь с окружающ. миром, учет разнообразных соц. факторов, влияющих на формирование автономной личности, склонной к самообразованию).
Новейшие технологии в обучении.Идет осмысление педагогической роли новейших технических средств. Сторонники использования компьютерной техники в образ-и опираются на ряд дидактических идей. Среди них идея программиро-ванного обучения американца Скиннера. Компьютер приобретает все большее значение в воспитании детей и подростков.В воспит. и обучении особую роль играют средства массовой информации – так называемая параллельная школа. Все большие масштабы набирают новые средства просвещения, в особенности – Интернет. Пресса в школе – специально организованная работа с учащимися для педагогически оправданного освоения различной информации, поступающей из газет и журналов.
С 1960г. педагогика рассматривает идеи непрерывного (пожизненного) воспитания - поощрение развития личности в течение всей жизни и взаимосвязь школы и внешнего воспитания и обучения. Пожизненное восп-е означает преемственность между дошкольными, внешкольными и школьными учрежд-ми, самообразование и переподготовку активного участника соц.–экономич-й жизни общества.
Вопрос 46.Педагогическая концепция В.А.Сухомлинского: учение о гармоничном развитии личности, идеи в области воспитания и развития личности, дидактические идеи. Сухомлинский о школьном коллективе. Деятельность педагога в Павлышской средней школе. Соц-пед. значение трудов и деят-ти.
(1918-1970)Приоритет воспит-я перед обучением. Его философско-педагогические воззрения заметно отличались от общепринятых в то время. Педагогическая концепция Сухомлинского нацелена на воспитание всесторонне и гармонично развитого сознательного гражданина и счастливого человека. Главная цель воспит-я – гражданско-патриотическое формирование личности. Другая важнейшая воспитательная задача - чтобы мировоззренческие убеждения формировались в процессе активной деят-ти: важнейшие задачи учителя: дать уч-ся определенный запас знаний и научить постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания, самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры. Сферой развития духа является нравственное воспитание, которое должно базироваться на чувстве справедливости. Особая проблема – воспитание потребностей. Сложность заключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей.
Основным принципом процесса обучения на всех его этапах считал путь ребенка от успеха к успеху. Принципы, на которых была основана пед. система Сухомлинского: доверие к детям, учение без принуждения, воспитание без наказаний, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни, принятие ответственности за свой выбор.
Воспитание чувства прекрасного. Среди средств воспитания воспитание красотой - на 1 месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит становится воспитываемым. От красоты природы - к красоте слова, музыки и живописи. Слово и книга - главное средство эстетического воспитания в школе.