Вопрос 34Общая характеристика личности старшеклассника (морально-нравственная сфера, личностное и проф. самоопределение). Соц-пед. особенности взаимодействия с личностью старшеклассника.
Для ранней юности характерна устремленность в будущее, которая только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. Построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение становится более устойчивым и осознанным.
Начинает развиваться нравственная устойчивость. В поведении старшеклассник больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего небольшого жизненного опыта. Знания об окруж. мире и нормах морали объединяются. Изменяется учебная мотивация. Уч-ся начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей проф. деят-ти. Их интересуют только те предметы, которые будут нужны в дальнейшем (если решили продолжить образование), их снова начинает волновать успеваемость. Появляется сознательное отношение к учению. Самоопределение, стабилизация личности связаны с выработкой мировоззрения, мировоззренческих взглядов.
15 (или 14—16) лет- переходный период м/у подростковым и юношеским возрастом, приходится на 11 класс.Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потребности интеллектуального и соц. порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем; иногда - внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими. Но не у всех этот период оказывается напряженным. Наоборот, некоторые плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Им не свойственны романтические порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью, их радует спокойный, упорядоченный уклад жизни. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет. У них хорошие отношения с родителями, учителям они не доставляют хлопот.
Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и подросток остался в школе, он отсрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и выбор дальнейшего пути. В этот короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (проф.самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Жизненный план - не подростковые туманные мечты о будущем. Подросток должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.
В выпускном классе сосредоточиваются на проф.самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых реб-к мог стать представителем любой привлекательной профессии. Приходится ориентироваться в разл. профессиях, что не просто, т.к. в основе отношения к профессии лежит не свой, а чужой опыт - сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан. Нужно верно оценить свои объективные возможности -уровень учебной подготовки, здоровье, материальн. условия семьи и свои способности и склонности.
При выборе проф. сейчас один из наиболее важных факторов - материальный (возможность много зарабатывать в будущем). Творчество, познание, «интересная работа», не свойственны большинству старшеклассников.
Престижность выбранной профессии или вуза, зависит от уровня притязаний. Чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры жизненных планов, ниже уровень притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом.
Самоопределение проф-е и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, интерес к личности, рефлексия оказываются основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Картина мира может быть материалистической или идеалистической, создаваться на базе религиозных представлений и т.д. Сам процесс познания окруж. мира имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Подросток идет к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. Старшеклассник, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: «Что я значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в нем?», «Каковы мои возможности?». Он ищет четкие, определенные ответы и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Максимализм характерен не только для подросткового, но и для юношеского возраста.Мировоззренч. проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы приведут к пересмотру юношеских позиций. Взрослый будет возвращаться к «вечным» вопросам, отказываясь от прежних решений или упрочиваясь в своем мнении, но уже на более высоком уровне.Не у всех вырабатывается мировоззрение - система ясных, устойчивых убеждений. Отсутствие выбора, смешение ценностей не позволяет найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует психическому здоровью.Становление мировоззр-я, морального и проф. самоопределения осуществляется в тесном переплетении.Решая вопросы проф. самоопределения, выбора жизненного пути, уч-ся исходит из складывающихся у него жизненных позиций, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций. Одновременно он «примеряет» их к своей будущей жизни и глубже осознает их. Происходит окончательное становление жизненного мира. Все мотивы, значимость или незначимость трудности жизненного мира становятся более осознанными, переживаются во всей полноте и глубине.
В общении с близкими взрослыми появляется заинтересованность в их опыте и знаниях, оценках и рекомендациях. Это важно для самоопределения и является новым аспектом отношения к близкому взрослому - как к наставнику.
Вопрос 35.Понятие внеклассной и внешкольной работы. Организация досуговой деятельности школьников в деятельности соц.педагога. Соц-пед. функции учреждений дополнительного образования.
Внеклассная работа - воспитательная работа, проводимая учителями с учащимися своей школы после уроков;
Внешкольная работа- воспитательная работа, осуществляемая специальными внешкольными учреждениями.
Внеурочная и внеучебная воспитат-я работа- все формы воспит. работы, проводимые вне учебного времени.
Цель внешкольной воспитат-й работы – формирование и гармоничное развитие личности каждого ученика с учетом природных задатков,условий жизни и воспит-я в семье, школьном коллективе.
Разработка научно-педагогич-х основ внешкольной работы с детьми принадлежит Н.К. Крупской, написавшей ряд основополагающих работ, дающих научное обоснование организации и деят-ти внешкольных учрежд-й.
Она рекомендовала вести внешк. работу по направлениям: политико-воспитат-я и общественно полезная работа, занятия по труду и технике, внеклассное чтение, художественное творчество, экскурсионная, натуралистическая, физкультурно-спортивная, игры. Сегодня внеучеб.вос-я работа приобрела большой размах, обогатилась новыми идеями, организационными формами, средствами и методами восп-я. Выше стал научно-методический уровень.
Основное назначение внешкольной восп-й работы- пробуждение или углубление у уч-ся интереса к различным областям знания и видам деят-ти, раскрытие и развитие талантов и способностей, воспитание их общественной и познавательной активности, оказание помощи в выборе профессии, культурная организация досуга.
Внеучебная воспитательная работаспособствует обеспечению непрерывности воспитательного процесса.
Общие принципы организации внеклассной и внешкольной работы.
- Добровольность в выборе форм и направлений занятий. Школьникам должен быть предоставлен выбор кружков или секций, которые бы достаточно полно отражали все стороны воспитания.
- Общественная направленность -реб-к должен видеть, что дело, которым занимается, нужно и полезно обществу, людям.
- Опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации каких-либо дел в школе, где учителя все еще много стараются сделать за ребят.
- Внеклассная и внешкольная работа не должна строиться только на принципе развлекательности, но в ней должны быть романтика и игра, красочность и эмоциональность.
- Четкая организация, соблюдение расписания занятий или намеченных сроков.
- Комплексный подход-использование различных организационных форм, решение нескольких задач при организации мероприятий.
- Принцип охвата всех учащихся теми или иными видами внеклассной и внешкольной работы.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся соблюдается при выборе содержания, организационных форм и методов.
- Обеспечение единства, преемственности и взаимодействия.
Изменились условия в стране, отношение к учителю и стало необходимо решать соц.проблемы на качественно новом уровне – профессионально. Возникла необходимость создания в школе соц.службы. Она ориентирована на решение проблем социализации чел-ка, его воспитания, защиты прав, помощь в разрешении проблем самореализации в среде жизнедеятельности.Соц.службе школы необходимы специалисты, способные решать задачи диагностики (психолог и социолог) и прикладной работы (соц. работник и соц. педагог). Они призваны осуществлять деят-ть в интересах ребенка и школы.
В деят-ти соц. службы школы выделяют2основных направления: соц. работа и соц. педагогика.
Соц. п-г в школе чаще всего выполняет функции либо воспитателя, который занимается культурно-досуговой работой со школьниками во внеучебное время (ранее этим занимался пионервожатый), либо социального работника.Однако этот специалист имеет свой специфический объем проф. деятельности.
Соц. п-г–специалист наоснове полученных в результате диагностики данных педагогически грамотно может разработать методику, методич. рекомендации для реализации в пед. деят-ти разных специалистов школы, педагогически правильно построить воспитательную, соц-пед. работу с отдельными учениками, группами школьников, их родителями, учителями.
Соц. п-г – организатор досуговой деят-ти детей. Должен иметь подготовку в соответствии с программой института культуры или квалификацией педагога дополнительного образования.
Объектом деятельности соц. пед-га - организатора досуга являются ученики определенной группы классов (параллельных, начальных, старших), отдельные группы школьников по интересам, родители, учителя школы. Наиболее характерными направлениями его работы могут быть:
* организация досуга с различными категориями школьников;
* подготовка и проведение школьных праздников, тематических вечеров и утренников, школьных КВН и т.п.;
* помощь учителю в подготовке и проведении классных досуговых мероприятий;
* привлечение родителей к организации и проведению досуга школьников;
* организация художественной самодеятельности;
* организация деятельности кружков индивидуального творчества школьников;
* организация досуга учителей;
* взаимодействие с различ. культурными и досуговыми центрами города по соц-педй работе со школьниками.