Вопрос 23.Периодизация возрастного развития личности. Возрастные кризисы и их характеристика. Сензитивные периоды развития.

Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы. Позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возр. этапов. Этапы развития:новорожденный (1-10 дней);грудной возраст (10 дней - 1 год);раннее детство (1-3 года);первое детство (4-7 лет);второе детство (8-12 лет);подростк возраст (13-16 лет);юношеский возраст (17-21 год);зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщ; второй период: 36-60 лет -мужч, 36-55 лет - женщ); пожилой возраст (61-74 года - мужч, 56-74 года - женщ); старческий возраст (75-90 лет); долгожители (90 лет и старше).На каждой стадии приобретается определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре Личности и сохраняется в последующие периоды жизни. Кризисы присущи всем возр. стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора м/у прогрессом и регрессом.

Познание мира, физич, интеллектуальное, духовное и психичразвитие начинается с момента рожден, продолжается всю жизнь, заканчивается смертью. Возр кризисы-целостное изменение личности, регулярно возникающее при смене стабильных периодов.Это критерии возр-ой периодизации, характерные для конкретного этапа развития (Выготский).

Кризис новорожденности.Приходится отказаться от всего- привычного и комфортного, а знакомство с другим, страшным и неизвестным, происходит через преодоление жутких препятствий -процесса рождения.

Кризис 3 лет. 1)реб-к становится более настойчивым и свободным в движениях и поэтому устанавливает более широкий радиус целей;2)его чувство языка становится настолько совершенным, что он начинает задавать бесконечные вопросы обо всем, часто не получая вразумительного ответа, что способствует неправильному толкованию понятий;3)речь и развивающаяся моторика позволяют распространить свое воображение на огромное колич. ролей, что пугает его самого.Симптомы:негативизм(выражается через отказ подчиняться требованиям взрослых).упрямство(происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с ней считались; настаивание на своих решениях).строптивость(протест против порядков, существующих в доме).своеволие (сам хочет что-то делать, эмансипация от взрослого).

Кризис 7 лет. Готовность к школе.Основной симптом -потерянепосредственности(м/у желанием что-то сделать и самой деят-ю возникает переживание того, какое значение это будет иметь для самого реб-ка, какой смысл несет осуществление деят-ти, его положит и отриц проявления, удовлетворение или неудовл-е от него). В психич. развитии впервые возникает эмоционально-смысловая основа поступка. Особенности повед:«манерничанье» (играет придуманные самим роли, становится скрытным),симптом «горькой конфеты»(обусловлен желанием скрыть внутреннее (порой и физич) ощущение боли и страха; замыкается в себе, становится неуправляемым). Кризис требует перехода к новой соц. ситуации, нов содержания отношений, в том числе с близкими. Ребенок стремится осуществлять обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деят-ть.Выражается в стремлении пойти в школу.

Кризис подросткового возраста.Особенность-личностная нестабильность. Период отчаянных попыток «пройти ч/з все».Легкомысленное отношен к порокам, в результате -приобщение к алкого­лю, нарк, перевод их из источника любопытства в потребности.Отроческий кр-с-связан с ду­ховным ростом и изменением психич. статуса. Хоть и происходит объективное изменение соц.положения (новые отношения с близкими, сверстниками, учителями), но онначинает размышлять о внутр. мире и возникает глубокая неудовлетворенность собой,вызванаянесовпадением прежних представ­лений о себе с сегодн. образом. Неудовл-ть может быть столь сильной, что появляются навязчивые состоян: угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. Критич отношение к этим состояниям еще больше усугубляет тяжелые чувства.Задача близких и психологов - включить­ся в его проблемы и постараться облегчить жизнь в этот период.

Кр-с 17лет. Стрессовый период, определяется професс-я деят-ть. Для тяжело переживающих кризис характерны страхи (перед нов.жизнью, возможностью ошибки,неудачей при поступлении, армией). Высокая тревожность, страх могут привести к невротич реакциям, головным болям, обострению хронич-х заболев. Но если даже выпускник мало тревожен и все складывается удачно, резкая смена образа жизни, включение в нов.виды деят-ти, общение с др.людьми вызывают напряженность -происходит адаптация. Помогают: уверенность в себе, чувство компетентности, поддержка семьи.

Кризис среднего возр.По числу суицидов близок к подростковому.Переоценка ценностей, критич. пересмотр своего «Я». Обнаруживает, что многое не изменить в жизни, в себе: семью, образ жизни, профессию. Для мужчин характерны разводы, смена работы или изменение образа жизни, покупка дорогих вещей (автомобили), частая смена секс.партнерш, причем юных (добор того, чего не получил в более раннем возрасте).У женщин меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости (ориентированные на замужество и детей, меняют их на профессиональные и наоборот).

Кризис старости.3 подкризиса. 1) переоценка своего «Я» помимо профессиональной роли, которая у многих до ухода на пенсию остается главной. 2) осознание факта ухудшения здоровья и старения тела, выработка необходимого равнодушия к этому. 3) исчезновение самоозабоченности, спокойное принятие мысли о смерти.

Сензитивные периоды в развитии - периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деят-ти (легкой обучаемости им); Длятся определенное время и проходят безвозвратно - независимо от того, удалось ли полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.

1)от 0 до 3 лет.Реб-к - сверхчувствительный резонатор эмоций родителей, в основном матери. Его сознание вбираетспособы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, которые происходят в мире.

2) 3-6 лет.Реб-к - строитель себя. Наблюдается максим.интенсивностьвсех сенз. периодов в развитии.

Сенз. период развит.речи:от 0 до 6лет, начинается до рожден (восприятие речи род-лей, голосов в утробе матери).

Сенз. период развит. движений и действийот 1 до 4лет, очень важен для общ.развития. Благодаря движению и сопровождающей усиленной вентиляции легкихпроисходит насыщен.крови кислородом, достаточное для снабжения им клеток мозга, которые участвуют в развитии всех психич. функций. Все воспит-е приемы и методы (включая классно-урочную), ограничивающие свободу движений в этом возрасте -преступление против его естественного развития.

Сенз. период развития соц. навыков:2,5-6лет.Начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение невежливыми способами происходит само (надписи на заборах, курильщики и т.п.)Подражает тому, что видел дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в поведении. Ему необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей.

Вопр. 24. Готовность дошкольника к обучению в школе (интеллектуальная, эмоциональная, социальная). Социально-педагогические, психологические и физиологические критерии готовности личности ребенка к школьному обучению. Понятие «зона ближайшего развития» и ее роль в освоении учебной программы.

Готовность к обучению в школе – достижение ребенком такого уровня общего развития, который обеспечит успешность обучения в школе и адаптацию к новым условиям и обязанностям.

Психологическая готовность реб-ка к школьному обучению - один из важнейших итогов психич-го развития в дошкольном возрасте. Заключается в том, что у реб-ка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие школьнику. Характеризует уровень психологич. развития реб-ка и состоит из личностной, интеллектуальной,волевой, социальной готовности, готовности в области сенсомоторной сферы.

Традиционно выделяются 3 аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга. Это дифференцированное восприятие (зрелость восприятия): выделение фигуры из фона; концентрация внимания; аналитическое мышление (способность постижения основных связей м/уявлениями); возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация.

Интеллект-я готовность связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач «на установление связей между предметами и явлениями» с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Т.е., на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма. Дети становятся способны к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деят-ти и закрепляющемся в слове.

Ребенок ставит перед собой познавательный задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Прибегает к экспериментам для выяснения интересующих его вопросов, наблюдает явления, рассуждает и делает выводы.

В дошкольном возрасте внимание носит произвольный характер. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для это используют способы, которые перенимаются у взрослых. Возможности произвольного внимания к 6-7 годам уже достаточно велики.

Развивается память. Перед ребенком может быть поставлена цель, направленная на запоминание материала. Он начинает использовать приемы для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. К 6-7 годам происходит значительное развитие произвольных форм запоминания и припоминания.

Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности.

Эмоциональная зрелость - уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Социальная зрелость - потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

В психологич. готовности ребенка к школе важен мотивационный план. Выделены 2 группы мотивов учения:

1. Широкие соц. мотивы учения, связанные «с потребностями ребенка в общении с др. людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями занять определенное место в системе доступных ребенку общественных отношений»;

2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью - «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями».

Сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, способствует возникновению рубеже дошкольного и младшего школьного возраста нового отношения к окружающей среде - «внутренней позиции школьника», которая позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в произвольном поведении ученика.

Зона ближайшего развития (ЗБР) — понятие, введенное Л.С. Выготским. Характеризует процесс подтягивания психич. развития вслед за обучением. Определяется содержанием таких задач, которые реб-к может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деят-ти способен к самостоятельному решению аналогичных задач.

Реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его ЗБР. Обучение, создавая ЗБР, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития. ЗБР - это расхождения между уровнем актуального развития (определяется степенью трудности задач, решаемых самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого реб-к может достичь, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. ЗБР свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С. Выготский, - когда оно идёт впереди развития". Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много др. функций, лежащих в ЗБР. ЗБР даёт представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития реб-ка и позволяет дать прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения, как для массы детей, так и для отдельного реб-ка.


Наши рекомендации