Вопрос 22. Социальная защита: сущность, подходы к пониманию. Нормативно-правовые основы социальной защиты семьи, детей, молодёжи в современной России.
Соц.защита - политика госуд-ва, направленная на обеспечение соц-х, экономич-х, политич-х и др. прав и гарантий чел-ка независимо от пола, национальности, возраста, места жительства и др. обстоятельств. Направлена на предупреж-дение соц-но-рисковых ситуаций, смягчение и ликвидацию их последствий. Соц. защита либо обеспечивает гражданам доход, либо предоставляет соц. услуги, необходимые для обеспечения их потребностей в определенные периоды жизни.
Впервые понятие соц.защиты дано в 1952 году в Конвенции о минимальных нормах соц-го обеспечения, принятой Международной организацией труда (МОТ). На базе Конвенции формировались национальные законодательства во многих странах. В одних странах понятие «соц.защита» включает все, что касается соц-х условий жизни чел-ка (благо-приятную экологич-ю среду, заботу о детях, решение жилищных проблем и т.д). В др. – соц. защиту трактуют узко, сводя лишь к пенсионному обеспечению и помощи неработающим. Разница в подходах объясняется национальными условиями формирования соц. политики, традициями, целевой ориентацией и возможностями экономики.
В последнее время все более важную роль в развитии системы соц.защиты за рубежом играют неправительственные некоммерческие организации, объединяющие представителей различных общественных движений, ветеранов войны и труда, инвалидов и т.п, деятельность котор. направлена на улучшение условий жизни этих категорий людей, их защиту.
Понятие «соц.защита» в 90-х в России стало часто употребляемым. Это объясняется появлением резкой официальной дифференциации доходов населения. Понятие «соц.защита» было заимствовано из практики зарубежных соц.программ и адаптировано к условиям российской кризисной ситуации. Первоначальное его толкование сводилось к адресной соц. поддержке наиболее социально и экономически уязвимых групп населения.
Основными принципами соц.защиты являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности. Общие принципы организации соц. защиты в разл-х странах:
- принцип дифференцированного подхода к различным слоям населения в зависимости от их соц. положения, возраста, трудоспособности; для трудоспособных соц.гарантиями являются создание условий для получения трудового дохода, гарантий занятности, защита др. соц.прав в сфере трудовых отношений; для нетрудоспособных - поддержание благосостояния, обеспечение определенного уровня доходов;
- принцип интегрированности - система соц. защиты действует на всех уровнях с четким определением прав, ответственности и функций каждого института; необходимо правильное распределение компетенций между уровнями: защита соц-но уязвимых слоев на местном уровне существенно повышает адресность соц. помощи.
Эффективная система СЗ рассчитана не только на категории граждан, непосредственно нуждающихся в ней, но и на максимальное развитие экономики, стимулирование трудовых усилий каждого трудоспособного, создание условий, в которых он хотел и мог бы заработать. Меры соц. защиты реализуются в активной и пассивной формах.Активные меры воздействуют на причины снижения соц.защищенности с целью их устранения. Наиболее распространены формы защиты от безработицы (создание дополнит.рабочих мест, переобучение, содействие самостоятельной занятности); меры по соц. реабилитации инвалидов, соц. адаптации многодетных, неполных семей. Пассивные меры связаны с под-держанием уровня жизни соц-но уязвимых слоев населения (выплата пособий, оказание соц. помощи). Активные меры более эффективны, так как интегрируют чел-ка в экономическую жизнь общества, создают условия для экономической свободы личности. Вместе с тем, развитие пассивных форм также необходимо, так как при любом уровне соц-но-экономического развития есть слои общества, в отношении которых применение активных форм неэффективно или невозможно.
Система соц.защиты - комплекс законодательных актов, мероприятий, организаций, обеспечивающих реализацию мер соц.защиты населения. Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.
Система соц.защиты на современном этапе включает в себя:
1)Соц. обеспечение система создаваемых госуд-вом правовых, экономич-х и организац-х мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) соц-го положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физ. лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых гос-вом соц-но значимыми (страховые риски). Это пособия, помощь в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях дет.сады, интернаты, лагеря), содержание нетрудоспособных в спец. организациях, бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, профессион-е обучение инвалидов, льготы. Соц. гарантии- предоставление соц.благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости. Это бесплатное мед. обслуживание; общедоступность и бесплатность образов-я; миним. размер оплаты труда, пенсии, стипендии; соц.пенсии; пособия при рождении реб-ка, на период по уходу до 1,5 л.; ритуальное пособие.
2)Соц. страхование - часть гос.системы соц.защиты, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) соц.положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам (имевшие постоянную работу и потерявшие доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом). Компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда соц.страх-я, обеспечивает санаторно-курортным лечением, др. Источником фонда соц.страхования являются взносы самих застрахованных, отчисления фирм и гос-ва. Соотношение между этими источниками финансирования в разных странах различно. Выработаны 3 модели:
- Централизованная модель - в ней доминирующее положение занимает государственное соц. страхование, являющееся обязательным и всеобщим. (Россия, Великобритания, Италия, Скандинавские страны.)
- Децентрализованная модель характеризуется преобладанием коллективного соц. страхования, которое может быль как обязательным, так и добровольным. Она получила распространение в Японии и США.
- Кумулятивная модель носит смешанный характер. В ней государственное соц. страхование и коллективное имеют примерно равное значение в покрытии социально значимых рисков. (Франция, Швейцария и Германия).
3)Соц. поддержка (помощь) соц-но-уязвимым группам, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Осуществляется путем денежных, натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда), в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом соц.гарантий, законодательно установленных гос-вом. Это совокупность соц.услуг, медико-социальная, соц-но-экономическая, соц-но-бытовая, соц-но-психологическая, соц-но-педагогическая и иная поддержка со стороны гос. и негос. структур в сложных жизненных ситуациях. Финансируется из местного бюджета, за счет предприятий, внебюджетных и благотворит-х фондов в целях оказания адресной, дифференцир-й помощи нуждаю-щимся. Предоставляется только тем, чьи доходы ниже миним. жизненных стандартов. Бывает периодической или единовременной. Это важнейший элемент политики борьбы с бедностью, обеспечения миним. гарантированного дохода.