Вопрос 16.Молодежь как объект и субъект социально-политической и соц-пед деят-ти. Проблемы молодежи в современной России. Молодежная политика в РФ. Соц-пед поддержка детских и молодежных движений.
Детское движение- деятельность различных объединений и организаций, направленная на изменение себя, своего отношения к госуд-ву и обществу, своего статуса в нем. Это рождение, становление, отмирание объединений, в которых консолидируются дети или дети и взрослые по принципу общности личных и общественных устремлений.
ДД помогает самораскрытию, самореализации личности реб-ка в среде, где он наиболее комфортно чувствует себя и поэтому свободен в своем волеизъявлении. Это одна из основ формирования демократической культуры общества.ДД–процесс открытый, многоярусный. В узком смысле ДД- совокупность координированных действий несовершеннолетних, направленных на реализацию к-либо идеи, связанной с изменением соц. действительности или своего положения в обществе (тимуровцы,защитники природы). Движение существует его цель не достигнута.
Детские объединения- добровольный союз детей и взрослых (или только детей), созданный для совместной деят-ти, удовлетворения своей соц. потребности, своего интереса (команда, клуб, общество юн.туристов). Действуют много лет во внешкольных учреждениях и клубах.
Детская организация- объединение детей и взрослых, созданная для реализации к-либо идеи. Имеет регулирующие ее деятельность нормы и правила, зафиксированные в «Уставе», выраженную структуру, фиксированное членство и фиксированный денежный взнос.
ДД, ДОб. и ДОр. можно рассматривать и как самостоят-е соц.системы. У них много общего: наличие идеи или цели, состав участников, место и время действия. Но есть различия: отсутствие или наличие фиксированных нравственных норм, членства, взносов, атрибутов, регламентированных или спонтанных программ деят-ти.
Согласно ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» молодежные и детские общественные организации обладают большими соц-пед. возможностями, могут:
1. создавать специальные программы для привлечения внимания государственных органов к своим проблемам;
2. создавать условия для развития лидерского и творческого потенциала личности;
3. привлекать внимание госуд-х и муниципальных органов к решению проблем детства, детских объединений;
4. создавать органы детского самоуправления;
5. организовывать детей и молодежь на оказание помощи сверстникам, др. людям; готовить к соц-й самозащите;
6. развивать правовую культуру личности; осуществлять профилактику асоциального поведения.
Молодежные и детские объединения, являющиеся объектами государственной поддержки
Гос.поддержка оказывается зарегистрированным и обратившимся за поддержкой к федеральным органам исполнительной власти:молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, направленным на удовлетворение духовных и др. нематериальных потребностей, в целях защиты своих прав и свобод;детским объединениям граждан до 18 лет и совершеннолетних гражданнаправленным на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и соц. становление членов объед-я и в целях защиты своих прав и свобод.
Гос.поддержка осуществляется только при соблюдении ими условий:объединение является юридич. лицом и действует не менее года с момента гос. регистрации;в объед-и не менее 3000 членов или заявленная для финансирования программа предусматривает предоставление соц. услуг не менее чем 300 детям и (или) молодым.
Педагогическая сущность дет.и молод объед-йсвязана с воспитанием и развитием личности ребенка.
Детским объединениям присущи следующие основные функции:
- развивающая - гражданское, нравственное становление личности, развитие соц.творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели;
- ориентационная - ориентация детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей;
- компенсаторная- реализация потребностей, интересов, актуализация возможностей реб-ка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита общения и соучастия.
Бюджет пополняется за счет средств, заработанных самими членами; членских взносов; субсидий спонсоров.
Одна из основных целей — развитие самодеятельности юных граждан России.
Соц п-г должен знать основные положения, определяющие успех в развитии детской самодеятельности в общественной организации.
1. Наличие действенного самоуправления (решающий фактор сплочения детского коллектива) необходимо для делового сотрудничества подростков и взрослых, лидеров и всего коллектива. Основой этого сотрудничества является совместное участие в практических делах, взаимное уважение, требовательность и ответственность.
2. Взаимодействие в рамках коллектива детей разных возрастов.Старшие передают младшим знания и умения, традиции коллектива.
3.Успех в деятельности, положительные эмоции, которые ее сопровождают.
4. Интерес к деятельности коллективаего членов. Необходимо внимательно подходить к разнообразным интересам воспитанников, работать над гармоничным сочетанием интересов личности с интересами коллектива.
5. Учет возрастных психологических особенностей подростков. Постепенный переход от отношений «ребенок-взрослый» к отношениям «взрослый-взрослый» в старшем подростковом возрасте.
7.Общественная (соц. полезная) деят-ть, расширение рамок первичного коллектива. Формирование социально значимых мотивов поведения; использование на практике знаний об основах общественных отношений, организа-торской работе; развитие умений и навыков самостоят-х суждений и действий, осознание себя членом общества.
8.Отношения м/учленами коллектива. Подростки среди сверстников ищут способы самоутверждения, подкреп-ления самоуважения, признания индивидуальной ценности. От этого зависит самооценка, эмоцион. благополучие. Уровень самооценки влияет на активность, участие в деят-ти коллектива, стремление к самовоспитанию.
Вопрос 17.Понятие делинквентного поведения личности. Профилактика и социально-педагогическая коррекция делинквентного поведения подростков. Методика работы социального педагога по правовому образованию воспитанников. Работа социального педагога в учреждениях пенитенциарной системы.
Противоправное поведение(ПП)–(форма девиантного поведения) действия, отклоняющиеся от установленных в данном обществев данное время законов, угрожающие благополучию др.людей или соц.порядку и уголовно наказуемые в крайних проявлениях. Выделяют 3 типа ПП: последовательно-криминогенный-криминогенный вклад личности в преступное поведение при взаимодействии с соц. средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями; ситуативно-криминогенный -нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; часто преступления совершаютсяв группе в состоянии опьянения, подросток не является инициатором правонарушения;ситуативный-незначительно выражено негативное поведение; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине подростка; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний. Особенности делинквентного поведения:
-один из наименее определенных видов отклоняющегося повед-я. Круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Законы неоднозначны, даже многих взрослых можно подвести под категорию «преступников» (уклонение от уплаты налогов, причинение к-либо физич. боли). Лгать нельзя. Но чел-к, говорящий правду всегда-везде, выглядит более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.
-регулируется преимуществ. правовыми нормами-законами, норматив-ми актами, дисциплинарными правилами.
-одна из наиболее опасных форм, т.к. угрожает самим основам соц. устройства - общественному порядку.
-активно осуждается и наказывается в любом обществе. Основная функциялюбого государства - создание законов и контроль за их исполнением.
Условия формирования делинквентного поведения:
- детская потребность в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;
- физич-я или психологич-я жестокость, культ силы в семье (чрезмерное или постоянное применение наказаний);
- недостаточное влияние отца (его отсутствие), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;
- острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;
- потворствование ребенку в выполнении желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;
-несогласованность требований родителей, как следствие у реб-ка не возникает четкого понимания норм поведения;
Преступная карьера, как правило, начинается с плохой учебы, негативно-враждебного отношения к школе. Затем - отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспит-я. Затем вхождение в преступную группировку и совершение преступления. На прохождение этого пути требуется в среднем 2 года.
Профилактика-система мероприятий на уровнях: общегосударств-м, правовом, общественном, экономич-м, медико-санитарном, педагогич-м, соц.-псих-м. Условия успешной профил-ки: ее комплексность, последовательность, диффере-нцированность, своевременность. Выделяют первичную, вторичную и третичную. Первичная направлена на устранение неблагоприятных факторов, повышение устойчивости к их влиянию. Может широко проводиться среди подростков. Задача вторичной- раннее выявление и реабилитация нервно-психич-х нарушений и работа с группой риска-имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося повед-я без его проявления в настоящее время. Третичная решает спец.задачи: лечение нервно-психич-х расстройств, сопровождающихся нарушениями повед-я; предупреждение рецидивов у лиц с сформированным девиантным повед-ем.Основные формы:консультир-е, психоте-рапия, судебно-психологич-я экспертиза (особенно несовершеннолетних), специализированные отделения при психи-атрич-х больницах для делинквентных лиц с психич.расстройствами, где особое внимание уделяется вопросам соц.-психологич-й реабил-и.Наиболее адекватные способы соц.воздействия- общественное наказание и поведенческая терапия.
Особенности работы социального педагога в учреждениях пенитенциарной системы (УПС). В нашей стране исполнение наказания в виде лишения свободы осуществляется в исправительных колониях, воспитательных колониях, тюрьмах и лечебных исправительных учреждениях. Необходимость в соц. реабилитации возникает, т.к. осужденные в течение длительного срока изолированыот общ-ва, нарушается процесс их социализации, прерываются или утрачиваются имеющиеся соц-но полезные связи и отношения. Большинствооказались в УПС именно потому, что ранее имели серьезные проблемы социализации.Цель соц-пед работы в УПС - оказание помощии коррекция поведения. Должна включать мероприятия, направленные на соц. реабилитацию.Процесс соц. реаб-ции должен начинаться с первого дня пребывания в УПС, продолжаться после освобождения до решения основных вопросов соц. устройства.
Основные категории исправительно-педагогической работы:
Карательно-воспитательный процесс – системная деятельность в рамках исполнения уголовного наказания, предусматривающая исправление, перевоспитание осужденного.
Исправительно-воспитательныйпроцесс - целенаправленная и управляемая работа с детьми, подростками и взрослыми в условиях специального образоват-го учреждения, способствующая их исправлению, перевоспитанию.
Образовательно-воспит-й пр-с– обучение и воспит-е (перевоспит-е, исправление) осужденных детей и подростков в спец-х образов-х учрежд-х. Задача – датьсреднее, начальное профессион.образ-е и добиться перевоспитания.
Исправительно-трудовое воздействие – использование возможностей педагогически организованной трудовой деятельности в интересах целенаправленного развития, воспитания человека.
В настоящее время соц-пед работа в УПС в основном сводится к подготовке к освобождению и включает: проведение занятий с целью разъяснения прав и обязанностей, обеспечение современной медицинской помощи, помощь в подготовке документов, содействие в получении инвалидами 1 и 2 группы и лицами пенсионного возраста по их просьбе путевок в дома инвалидов и престарелых, обеспечение освобождаемых бесплатным проездом к месту жительства, продуктамиили деньгами на время проезда, при необходимости одеждой по сезону.
Вопрос 18.Методы обучения. Понятие, характеристика методов организации и осуществления, мотивации и стимулирования, контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности. Выбор методов как педагогическая проблема.
Метод обучения – упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. В структуре методов обучения выделяют приемы. Прием – элемент метода, его составная часть.
Классификация методов. Наиболее распространена в дидактике классификация методов обучения, предложенная Бабанским. В ней выделяют 3 группы методов:
1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
- по источнику передачи и восприятия учебной информации:
Словесные (рассказ – монологическое изложение учебного материала, применяемого для последовательного систематизированного, доходчивого преподавания знаний.Беседа – побуждение учащихся с помощью вопросов к актуализации уже известных им знаний и достижение новых знаний путем самостоятельных выводов.Лекция – устное изложение учителем материала, значительного по объему, в течение продолжительного времени.)
Наглядные:Демонстрация – наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями и процессами в их натуральном виде.Иллюстрация – показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью материалов.
Практические:Упражнение – планомерно организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышение их качества.Лабораторная работа – самостоятельное проведение эксперимента, исследования.Практическая работа отличается от лабораторных тем, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению задач.
- по степени самостоятельности решений:
Репродуктивные– воспроизведение действий по применению знаний на практике.
Проблемно-поисковые – проблемное изложение изучаемого материала
- по логике передачи и восприятия информации:
Индуктивные
Дедуктивные.
2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- методы стимулирования интереса к учению:
Познавательные игры – специально созданные ситуации моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход.
Учебные дискуссии – обсуждение какого-либо вопроса.
Создание ситуации занимательности.
Создание ситуации успеха, реализация воспитательного потенциала ситуаций неуспеха, эмоциональных переживаний.
- Методы симулирования долга и ответственности.
Формирование убеждений в социальной и личностной значимости учения.
Предъявление требований.
Упражнения в выполнении требований.
Поощрение, наказания.
3. методы контроля и самоконтроля.Методы контроля –способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.
- методы устного контроля и самоконтроля:
Индивидуальный опрос.
Фронтальный опрос (требует серии логически связанных м/у собой вопросов по небольшому объему материала)
Устный зачет.
Устный самоконтроль.
Программированный контроль.
- методы письменного контроля и самоконтроля:
Контрольные письменные работы.
Письменные зачеты.
Письменные экзамены.
Программные письменные работы (на каждый вопрос предполагает 4 варианта ответа, один из них верный)
Письменный самоконтроль (учащиеся сами проверяют свои работы, находят ошибки, стимулируют)
- методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля
Контрольно-лабораторные работы (проведение опытов, выполнение практических заданий с использованием ранее полученных знаний).
Машинный контроль – различные виды программированного контроля.
Ю.К.Бабанский, выдвигал принцип оптимальности при выборе методов обучения, предлагал исходить их того, что каждый метод ориентирован на решение определенного вида педагогических задач. Однако при этом он косвенно способствует решению и других задач, но не в той мере, в которой они могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки каждого метода обучения, знание его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.