Личность руководителя учебного коллектива

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несёт юридическую ответственность за функционирование группы (группы) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения, подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и др.) активность. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. Это лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе.

В настоящее время существуют различные подходы к изучению личности руководителя.

Коллекционный подходоснован на представлении о том, что руководитель должен обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Типичные системы оценки руководителей, основанные на данном подходе, содержат наборы профессионально значимых качеств (ПВК).

Близким по содержанию к указанному выше подходу является конкурентный подход.Он предполагает наличие у руководителей особых, личностных свойств или определенного уровня развития общих свойств, отличающих их от других людей.

Парциальный подходсформирован в ходе практической деятельности психологов и предполагает коррекцию личностных способов ориентации в среде. Формирование личности руководителя опосредованно связано с отработкой отдельных операций и действий, включенных в управленческую деятельность, с психокоррекцией системы отношений. При этом особое внимание уделяетсяисследованию развития мышления и созданию алгоритмов решения управленческих задач.

Рефлексивно-ценностный подход изучает личность руководителя через формирование у него рефлексивно-ценностной концепции управления. Способность руководителя к интеграции проявляется в формировании, осмыслении и самокоррекции его собственной управленческой концепции, которая состоит из ряда взаимопересекающихся "концептуальныхмоделей" деятельности. Это своеобразная программа реализации стратегических замыслов руководителя.

Инженерно-психологический подходнашел свое отражение в анализе систем управления и рассматривает руководителя как лицо, принимающее решение. В этом подходе ограничиваются изучением психологических процессов переработки руководителем информации и его индивидуальных особенностей, проявляющихся в управленческой деятельности.

Многочисленные исследования личности руководителя осуществлены в социально – психологическом подходе. Здесь разработаны и эмпирически доказаны различные модели личности руководителя производственной организации, изучено влияние личности руководителя на эффективность управленческой деятельности, организаторский потенциал и направленность руководителя, прогнозирование профессионального развития, управленческое взаимодействие и воздействие, социально – перцептивные процессы в управлении; ролевые конфликты и социально – психологическая ориентировка.

Для имиджевого подходахарактерно изучение индивидуально-личностных качеств и создание технологий формирования имиджа руководителя, соответствующего сознательным и бессознательным потребностям той или иной социальной группы.

В условиях изменения форм собственности происходит интенсивное формирование экономико-психологического подходак изучению психологических закономерностей экономического поведения различных типов руководителей

Интегративный подходпредусматривает выявление глубинных психологических механизмов, интегрирующих личность и деятельность руководителей. Позволяющих руководителям, относящимся к разным психологическим типам и действующим в существенно разных условиях, достигать объективно высоких результатов в управлении.

Акмеологический подходнацелен на разработку профессиограмм различных типов руководителей, структур профессионала-руководителя во взаимосвязи с образом мира, психолого-акмеологической модели формирования профессионального самосознания личности руководителя.

20. Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несёт юридическую ответственность за функционирование группы (группы) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения, подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и др.) активность. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. Это лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе.

Какими качествами должен обладать руководитель.

1. Профессионализм и компетентность. Управленческая деятельность требует от человека динамизма, быстрой реакции, интуиции и многого другого, определяемого как требование компетентности. Каждый руководитель должен профессионально знать, как выполнить свою работу наилучшим образом. Эти знания могут быть получены, если управленец достаточно прилежен и усидчив, чтобы добыть их из книг, достаточно проницателен и самокритичен, чтобы усвоить их из своего опыта. И достаточно восприимчив, чтобы извлечь их из опыта других. Менеджер не может позволить себе учиться только на собственных ошибках.

2. Нравственная надежность. Для руководителя невозможна девальвация понятия «человек чести», что предполагает наличие порядочности, высокой нравственности, великодушия и прочих замечательных свойств души.

3. Гуманитарная образованность. Руководитель только тогда способен на духовное самосовершенствование, когда достаточно гуманитарно развит. Это предполагает усвоение им таких мировоззренческих ценностей как социальная защищенность людей, их здоровье, экологическая безопасность и др.

Только благодаря высокой гуманитарной культуре человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергая ее не только рациональной, но и чувственной обработке.

4. Знание психотехнологий.Психотехнология— это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми.

21.Культура речи является неотъемлемой частью общей профессионально-педагогической культуры преподавателя.

профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи” – это “владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Речь является как средством преподавания, так и средством учения. Преподаватель оказывает большое влияние на формирование речевой культуры учащихся, речь преподавателя служит для них образцом. Речь преподавателя является не только средством передачи определенной информации, но и средством, управляющим вниманием учащихся, средством образования представлений и понятий.

Именно через речь преподаватель сообщает свое настроение, характер, интеллект, волю, свое отношение к учащимся и к преподаваемому предмету. Речь является средством выражения мыслей и чувств преподавателя. Учащиеся, воспринимающие речь, запоминают прежде всего мысли и настроение преподавателя. Но в памяти откладывается лишь та речь, которая обладает логичностью и точностью, грамматической правильностью, оригинальностью, уместностью и экономичностью. Качество усвоения знаний учащимися зависит от точности формируемых предложений, понятий. Речь преподавателя должна быть живой, наполненной конкретными, специальными выделениями, родовыми и видовыми понятиями.

Преподаватель должен обладать безукоризненным произношением.

Уместность употребления научных терминов, понятий зависит от степени развития и подготовки учащихся. Специфические выражения, сленг придают речи преподавателя эмоциональную выразительность и свежесть. Но лишь немногие жаргонизмы уместны на занятии, следует избегать и грубых выражений. При объяснении новой темы допустимы только слова с положительной оценочностью, использование новых научных терминов всегда должно сопровождаться пояснением и примерами их применения в изучаемой теме.

Культура речи преподавателя проявляется также в уместности того или иного стиля речи. В научной сфере, в фиксации и передаче знаний преподаватель использует научный стиль языка. В научном стиле используется как терминология для каждой отдельной науки, так и особые обороты, способствующие логическому построению речи, например такие: таким образом, из этого следует, в результате получается и т. д.

Во время внеучебных мероприятий, собраний уместно использование элементов публицистического стиля, который, кроме информативной, имеет еще и оценочную функцию.

В индивидуальной беседе с учащимся уместен и разговорный стиль языка, который обладает персональностью и возможностью ориентировки на ответные мимику, речь и жесты участника. Разговорный стиль позволяет в нужный момент смягчить тон, пояснить что-либо.

В устной речи, на лекции или в беседе нельзя употреблять причастные и деепричастные обороты, удлиняющие предложение: выразительность достигается при помощи интонации и тона.

Культура речи преподавателя проявляется также в ее экономичности, отсутствии лишних слов, слов-паразитов.

22. Мотивация – общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Имея в виду педагога, речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения. Мотивация как побуждение, вызывающие активность личности и определяющее её направление, особенно необходимая в процессе обучения. Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность. В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера.

Мотивы – главные движущие силы дидактического процесса. Изучение и правильное использование их, формирование личности в нужном направлении – сердцевина педагогического труда.

Говорят о мотивах для обучения, возможно классифицировать мотивы по направленности и содержанию:

• социальные – (долг, ответсвенность, понимание значимости обучения для всего общества);

• познавательные – (стремление больше знать, стать эрудированным);

• профессионально – ценностные (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);

• эстетические (от обучения получается удовольствие, раскрываются свои скрытые способности и таланты);

• коммуникативные (возможность расширения своего кругу общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств),

• статусно – позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утверждается в обществе);

• традиционно – исторические (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);

• утилитарно – познательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию);

• неосознанные мотивы (основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познательному процессу).

Эти мотивы могут сливаться образуя общую мотивацию для обучения.

23.Мотивы – главные движущие силы дидактического процесса. Изучение и правильное использование их, формирование личности в нужном направлении – сердцевина педагогического труда.

1. По видам выделяют мотивы:

1) социальные и познавательные (когнитивные),

2) побудительные и смыслообразующие,

3) внешние и внутренние,

4) осознанные и неосознанные,

5) реальные и мнимые.

Внешние мотивы исходят от педагогов, других лиц, общества в целом и приобретают форму подсказок, намёков, требований, указаний, понуканий, принуждений. Они действуют, но их действие встречает внутреннее сопротивление личности и поэтому не может быть названо гуманным. Истинный источник мотивации человека находится в нём самом - во внутренних мотивах. Необходимо, чтобы обучаемый сам захотел что-то сделать и сделал это. Вот почему решающее значение придаётся не мотивам обучения (внешнему нажиму), а мотивам учения (внутренним побудительным силам).

Осознанные мотивы выражаются в умении учащегося рассказать о причинах, побуждающих его к действию, выстроить побуждения по степени значимости.

Неосознанные мотивы лишь ощущаются в смутных, неконтролируемых сознанием влечениях, но в то же время они могут быть сильными.

Реальные мотивы осознаются обучаемыми и их преподавателями.

Мнимые (надуманные, иллюзарные) мотивы могли бы действовать при определённых обстоятельствах.

Дидактический процесс должен опираться на реальные мотивы и создавать одновременно предпосылки для возникновения новых, более высоких и действенных мотивов, существующих в данный момент как перспективные в программе совершенствования.

2. По уровням:

1) широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения; стремление личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус);

2) узкие социальные (или позитивные) мотивы (стремление занять определённую должность в будущем, получить признание окружающих, получить достойное

вознаграждение за свой труд);

3) мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в группе);

4) широкие познавательные мотивы (проявляются как ориентация на эрудицию,

реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов; познавательная деятельность человека является ведущей сферой его жизнедеятельности);

5) учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);

6) мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний);

3. По направленности и содержанию:

1) социальные (социально-ценностные), 2) познавательные, 3) профессионально-ценностные, 4) эстетические, 5) коммуникационные, 6) статусно-позитивные, 7) традиционно-исторические, 8) утилитарно-практические (меркантильные)

25.Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Следовательно, личностные качества приобретаются в процессе развития.

Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств; психологи называют их новообразованиями. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих направлениях:

1. физиологическое развитие (скелетно-мышечная и другие системы организма),

2. психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.),

3. социальное развитие (формирование нравственных чувств, усвоение социальных ролей и др.).

Развитие происходит:

1.В единстве биологического и социального в человеке.

2.Диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется.

Следовательно, развитие личности представляет собой процесс, который определяется внутренними и внешними факторами. Происходит он:

во-первых, в зависимости от внутреннего мира личности, ее внутренних побуждений, присущих ей субъективных потребностей, интересов и мотивов,

во-вторых, в зависимости от меняющихся условий внешней среды и обстоятельств ее жизни.

Человек развивается непрерывно с момента рождения и до смерти, проходя ряд последовательно сменяющихся стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Все они накладывают свой отпечаток на его образ жизни и поведение.

Проявляется развитие личности в тех изменениях, которые происходят в ее внутреннем мире, в системе ее внешних связей и отношений. В процессе развития личности изменяются ее потребности и интересы, цели и установки, стимулы и мотивы, навыки и привычки, знания и умения, желания и стремления, социальные и нравственные качества, изменяются сфера и условия ее жизнедеятельности. В той или иной мере преобразуется ее сознание и самосознание. Все это приводит к изменениям структуры личности, которая приобретает качественно новое содержание.

26.Понятие индивидуальности (как и понятие личности) относится к духовным измерениям человеческой реальности. Вместе с тем, личность и индивидуальность - это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение этих поня­тий проявляется, в частности, в том, что существуют два различных процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими.

Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социальных сообществах.

Индивидуальность - целостное психическое образование человека, возникшее как результат рефлексирования, самосознания своих личностных свойств, вследствие чего возникает особый, уникальный способ функционирования личности. Благодаря такой индивидуальности человек становится уникальным, единственным в своём роде, а не ещё одним человеком среди множества других людей.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности. Индивидуализация - это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная личность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индиви­дуальность - это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального.

Таким образом, под индивидуализацией понимается процесс формирования индивидуальности, понимаемой как целостность.

Личность формируется во многом благодаря воспитанию. Постепенно процесс воспитания интериоризуется и человек сам начинает творить свою личность и содержание своей психики. Именно процесс самовоспитания и саморазвития, причём процесс во многом осознанный, т.е. деятельность по самовоспитанию и саморазвитию, приводит сначала к зарождению индивидуальности, а затем к её дальнейшему усложнению и развитию.

27.Кризисы по возрастным параметрам. Кризис новорожденности и младенческий возраст

Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса - потеря в весе в первые дни после рождения.

Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.

Кризис трех лет предшествует кризису семилетнего возраста и является одним из наиболее сложных жизненных периодов ребенка. Ребенок выделяет свое «Я», отдаляется от взрослых и пытается построить с ними другие «более взрослые» отношения. Известный отечественный психолог Л.С. Выгодский выделяет несколько характеристик кризиса трехлетнего возраста.

Негативизм. Негативная реакция ребенка на просьбу или требование взрослого. Эта реакция не направлена против самого действия, которое требуется от ребенка. Она направлена на саму просьбу. Главное, что движет ребенком в этот момент - сделать наоборот.

Проявление упрямства. Ребенок настаивает на чем-то не потому что ему этого очень хочется, а потому что он требует чтобы с его мнением считались.

Очень четко прослеживаются линия проявления самостоятельности. Бывает, что конфликты детей со взрослыми становятся как бы системой отношений.

В семьях, где много детей, вместо деспотизма может проявиться ревность по отношению к другим детям. Ревность в данном случае будет расцениваться как тенденция к власти и нетерпимого отношения к младшим.

Обесценивание старых правил и норм поведения, привязанностей к тем или иным вещам и игрушкам. В психологическом плане ребенок отдаляется от близких взрослых и осознает себя как самостоятельного субъекта.

Кризис семи лет может проявиться в промежутке приблизительно от 6 до 8 лет.

Этот кризис - это еще один непростой период в жизни ребенка и его родителей, не менее сложный и значимый чем кризис трех лет и всем хорошо известный кризис подросткового периода. Явление это тесно связано с резким изменением условий жизни ребенка, его социального статуса и появлением новых правил и даже смысла в его жизни - ребенок идет в школу. Еще один шаг на пути к взрослой самостоятельной жизни.

На протяжении жизни любого из нас ждет несколько возрастных кризисов.

Кризис первый наступает в совсем еще юном возрасте, около 10-ти-12-ти лет. Ребенок в этот период перестает быть малышом и становится подростком. Расширяется круг его интересов, блекнут ранее незыблемые родительские авторитеты, он учится формировать собственные мнения и совершать самостоятельные поступки, а также отвечать за них.

Кризис второй настигает нас в пору юности - примерно в 16-20 лет. Молодой человек уже является формально и считается взрослым. Более того - взрослым он считает себя сам, и соответственно пытается это доказать себе же… и всему остальному миру. Кроме того, это время настоящей, взрослой ответственности: армия, первая работа, университет, возможно первый брак… За спиной молодого человека перестают стоять родители, он действительно начинает самостоятельную жизнь, питая многочисленные надежды на будущее.

Третий кризис приходится примерно на тридцатилетие. Первый угар молодости уже позади, человек оценивает сделанное и уже гораздо более трезво смотрит в будущее. Ему начинает хотеться покоя, стабильности. Многие в этом возрасте начинают «делать карьеру», другие, наоборот, уделяют больше времени семье в надежде найти некий «смысл жизни», что-то, что всерьез заняло бы ум и сердце.

Кризис четвертый выпадает на 40-45 лет. Человеку видится впереди старость, а за ней самое страшное - смерть. Тело утрачивает силу и красоту, появляются морщины, седые волосы, одолевают болезни. Наступает время для первого боя со старостью, время, когда ударяются то в любовные приключения, то с головой уходят в работу, то начинают совершать экстремальные поступки вроде прыжков с парашютами или восхождений на Эверест. В этот период некоторые ищут спасения в религии, другие - в различных философиях, третьи же наоборот становятся циничней и злее.

Кризис пятый приходится на 60-70 лет. Человек в эти годы, как правило, выходит на пенсию и совершенно не знает, чем себя занять. К тому же здоровье уже не то, старые друзья далеко, а кого-то может быть, нет в живых, дети выросли и живут давно уже своей жизнью, даже если и в одном доме с родителями… Человек внезапно понимает, что жизнь подходит к концу и он уже не в центре ее круговорота, что его век - завершается. Он ощущает себя потерянным, может впасть в депрессию, утратить интерес к жизни.

Каждый кризис это и изменение мировоззрения человека и перемена его статуса по отношению, как к обществу, так и к самому себе. Научится воспринимать себя, нового, с позитивной точки зрения - вот то, главное, что поможет преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.

28. Теории развития личности.

Диспозиционная теория

В основе диспозиционной теории (от англ. disposition – предрасположенность) лежат две идеи. Первая состоит в том, что люди предрасположены реагировать определенным образом в различных ситуациях, т.е. демонстрируют определенное постоянство поступков, мыслей и эмоций независимо от времени, событий и жизненного опыта. Вторая идея в том, что существуют индивидуальные различия между людьми, описанные в дифференциальной психологии.

Когнитивная теория

Её основоположником стал американский психолог Джордж Александр Келли (1905-1967). Согласно Келли, основным источником развития личности является социальное окружение, а поведение детерминировано познавательными процессами индивида. Основным понятием когнитивной теории личности является конструкт, отражающий особенности познавательных процессов индивида (восприятие, представления, память, речь, мышление). Благодаря конструктам человек устанавливает межличностные отношения и познает мир.

Поведенческая теория

В поведенческой теории личности разрабатываются два направления – рефлекторное и социальное.

Рефлекторное разрабатывалось одним из сторонников классического бихевиоризма Б. Скиннером. Основоположниками социального являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер. Как в том, так и в другом направлении было принято за аксиому: основным источником развития личности является среда, в личности нет ничего от генетического или психического наследования, т.е. личность – продукт научения, психологические же свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.

Гуманистическая теория

В гуманистической теории личности выделяют два основных направления – клиентцентрическое и мотивационное. Основоположником первого направления является американский психолог и психотерапевт Карл РенсомРоджерс (1902-1987). В зарубежной психологии клиентцентрическое (от слова «клиент») направление называют так же феноменологическим. Второе – мотивационное направление связано с именем выдающегося представителя гуманистической психологии Абрахама ХарольдаМаслоу (1908-1970). Основная идея Роджерса и Маслоу в том, что человек от природы изначально способен к самосовершенствованию, личностному росту.

Индивидуальная теория

Целостность и уникальность личности, ее неповторимая индивидуальность – краеугольный камень и кредо индивидуальной психологии, основоположником которой считается австрийский психиатр и психолог еврейского происхождения Альфред Адлер (1870-1937). По Адлеру не врожденные инстинкты, а чувство общности с другими людьми, ориентация на них определяет все их поступки и поведение.

Психодинамическая теория

Ни одно из направлений теории личности не приобрело такую громкую известность за приделами психологической науки, как фрейдизм (классический психоанализ). Его основоположником был австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939), считавший главным источником развития личности врожденные биологические факторы (инстинкты), порождающие энергию либидо (влечение, желание). Эта биологическая энергия направлена как на продолжение рода (сексуальное влечение), так и на разрушение (агрессия). По Фрейду, происходит сложное динамическое взаимодействие между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и мотивами, сознанием, морально-этическими императивами – с другой. Это взаимодействие и регулирует поведение человека, причем главенствующая роль принадлежит бессознательному. Такое объяснение послужило основанием для обозначения целого направления в теории личности – психодинамического (психоанализ).

Психоаналитическая теория

Щвейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875 – 1961) с 1906 по 1913 год сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но в последствии создал свой вариант психоаналитического учения – аналитическую психологию.

Структура личности, по мнению Карла Юнга, состоит из трех частей: индивидуального бессознательного, коллективного бессознательного и сознания.

Индивидуальное бессознательное – это хранилище подавленных, вытесненных из сознания мыслей, чувств, воспоминаний.

Коллективное бессознательное – обусловлено генетически, является своего рода памятью поколений. В коллективном бессознательном сосредоточен исторический опыт человечества, представленный в психике родившегося ребенка в виде архетипов, которые наследуются от предков.

29. Основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание.

В законе «Об образовании» категория образование определяется как целостный процесс обучения и воспитания в интересах государства, общества, личности.

Образование – в педагогике рассматривается в 2х значениях:

Это процесс развития личности, становление личности в педагогически организованных условиях

Это система социальных институтов осуществляющая образование как педагогический процесс.

Образование это предмет педагогической науки.

Обучение. Категорию обучения большинство исследователей понимают как процесс взаимодействия педагогов и учащихся, в результате которого осуществляется передача накопленного опыта (зун). Учитель выполняет несколько функций: преподает; руководит и управляет познавательной деятельностью учеников (субъект обучения – ребенок); создает условия для развития личности учащихся.

Воспитание – это одна из ведущих категорий педагогики. Употребляется в широком и узком смыслах:

Ø Общественное явление, воздействие общества на личность. Воспитание=социализация.

Ø Специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

НО! Между процессами воспитания и социализации есть большая разница: социализация может быть либо целенаправленной, либо стихийной, а воспитание – только целенаправленное.

Воспитание – это процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование принимаемой в обществе системы ценностей.

В гуманистической педагогике [центром является человек] воспитание связывается с созданием условий для развития человека, его потенциальных возможностей.

Развитие личности – процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализции и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества.

30.Саморазвитие — сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности; это форма жизнетворчества человека, культивирования собственной уникальности путем расширения собственных возможностей. Саморазвитие предполагает наличие у личности ясно осознанных целей деятельности, идеалов и установок, включает два компонента: самопознание и самоизменение.

Первый этап – это этап познания себя.

Каждый человек, прежде чем начать действовать, должен понимать свою внутреннюю сущность: проблемы, беспокойства, страхи, желания и т.д. На данном этапе самое главное объективно оценить свои внутренние ресурсы, увидеть правду о себе изнутри.

Второй этап – это этап изменения.

Если вы хотите видеть свою жизнь более яркой, позитивной, а себя сильной, успешной, богатой личностью, тогда вам непременно следует изменить ход своих мыслей, свое поведение и убеждения. Третий этап – это формирование новых стратегий.

Изучайте свой предыдущий опыт, анализируйте свои успехи и ошибки, учитесь на опыте и ошибках успешных людей.

Наши рекомендации