Как формировать правильное произношение
Овладение произносительной стороной речи — процесс длительный. Для того чтобы речь ребенка звучала более естественно, очень важно рано и правильно учить малыша говорить. Произносительными навыками неслышащий ребенок, как и слышащий, овладевает по подражанию.
Как известно, на втором месяце жизни у ребенка появляются первые звуки, произносимые им в состоянии покоя. Как правило, это тихий протяжный звук, средний между а и э. Позднее появляются и другие звуки, которые трудно воспроизвести взрослому, так как они не похожи на звуки того или иного языка. Это — гуление, явление, характерное как для слышащих, так и для неслышащих детей. Звуки гуления развиваются у ребенка на базе врожденных двигательных координации, связанных с актами дыхания, сосания, глотания.
На четвертом-пятом месяце жизни ребенок вступает в новый период речевого развития — появляется самоподражание. Произнесение того или иного звука, слога вызывает определенные кинестетические раздражения, которые служат стимулом для повторного произнесения. Постепенно у нормально слышащего младенца устанавливается связь между работой речевых органов и соответственными слуховыми раздражениями. С этого момента, быстро увеличивается разрыв в развитии голосовых реакций слышащего и неслышащего ребенка.
Задача коррекционной работы с детьми первого года жизни — предотвратить отставание в развитии голосовых реакций неслышащего малыша по сравнению со слышащим или максимально его сократить. Это достигается при условии раннего слухо-протезирования и проведения упражнений, направленных на поддержание самостоятельных голосовых реакций младенца и вызывание новых звуков и их сочетаний.
Как уже отмечалось, упражнения проводятся в каждый период бодрствования, когда ребенок сыт, сух и в хорошем настроении. Мать, склоняясь над младенцем, разговаривает с ним, улыбается ему, стремясь вызвать комплекс оживления. Ребенок, радуясь общению с матерью, двигает ручками и ножками, улыбается и начинает звучать. Взрослый тут же подхватывает звук ребенка, многократно повторяет его, затем делает паузу и ждет ответных голосовых реакций. Малыш как бы «заражается» от взрослого звучанием. На первых месяцах жизни это «заражение» легче всего вызвать смехом.
Постепенно в диалоги взрослый включает и те звуки и звукосочетания, которые малыш сам еще не произносит. В первую очередь это звуки типа а_, а, о_, 6, у_, у, слоги и их сочетания типа ма, мамамама, ба, бабабаба, па, папапапа, прр и т. д. С 5—6 месяцев такие игры можно сочетать с гимнастикой. Так, например, медленно разводя ручки малыша в стороны, взрослый произносит а_ или м___а ; поглаживая тельце ребенка, произносит м_, о_; притягивая малыша к себе за ручки, как бы сажая его, говорит у_. Многократное попеременное сгибание и разгибание ножек может сопровождаться произнесением звукосочетаний бабабаба, папапапа, тататата, дададада и т. д.; поднимая обе ножки вверх и быстро опуская их, можно произносить слоги ба!, па!, та!, да! и т. п. Упражнения состоят из последовательного произнесения какого-либо одного звука или звукосочетания, а также и из ряда слогов и звуков, например: папапа — м_а__. У_—бах!, а_— та-га-га-та — а_. При этом разный характер звучаний сопровождается движениями разного характера.
Самое главное в этот период — вызвать у малыша положительные эмоции, на фоне которых будут активизироваться его голосовые реакции. Важно, чтобы сам взрослый был очень эмоционален, пользовался разнообразными интонациями, выражал их не только голосом, но и мимикой.
Эти упражнения наиболее результативны в первый год жизни. Причем в первом полугодии жизни они и наиболее естественны, потому что все внимание ребенка приковано ко взрослому. После 6 месяцев деятельность младенца становится более разнообразной, и его внимание переключается со взрослого на различные предметы, вследствие чего, с одной стороны, общение становится более содержательным, а с другой — труднее долгое время удерживать внимание малыша на лице взрослого. Подобные упражнения целесообразно проводить до того времени, пока они вызывают интерес у ребенка (обычно до 1 — 1,5 лет).
В ходе этих упражнений малыш в первую очередь овладевает не звуковой, а ритмико-интонационной стороной речи. Именно первый год жизни является наиболее благоприятным для вызывания естественного звучания голоса и различных его модуляций, связанных с разнообразными эмоциями. Этот период является базой для формирования в дальнейшем внятной и естественной речи.
В результате всех описанных выше упражнений малыш может и не овладеть всем многообразием предлагаемых ему звуков. Общаясь с родными, он может пользоваться и одним-тремя звуками, но произносить их не однообразно и монотонно, а в разном ритме, с разнообразными интонациями, что является основным достижением первого года жизни. Следует заметить, что именно формирование ритмико-интонационной стороны речи вызывает наибольшие затруднения при более позднем начале обучения.
Если коррекционная работа проводится с первых месяцев жизни ребенка, то, как правило, у него достаточно успешно на основе только подражания речи взрослых формируется ритмико-интонационная сторона речи. Он овладевает произношением многих звуков. В результате у малыша изначально устная речь становится основным средством его общения со взрослыми. Однако все дети в той или иной мере нуждаются в специальной работе по коррекции произношения. В первую очередь это связано с уровнем снижения слуха, а также с особенностями моторики малыша, его внимания, подражательными способностями. Некоторым детям требуется лишь постановка или коррекция нескольких звуков, как правило, р, к, свистящих, шипящих и аффрикат ч и ц. Эта работа обычно начинается по достижении ребенком 4 лет. Большинство же детей нуждается в систематических занятиях над произношением уже в 1,5—2 года.
В иных условиях оказываются дети, коррекционная работа с которыми на первом году жизни не проводилась. У них, во-первых, наблюдается отставание в развитии устной речи по сравнению со слышащими сверстниками и, во-вторых, не реализован период довербального овладения речью (до появления первых слов), т. е. период закладки всех сторон фонетической системы языка: ритмико-интонационной и звуковой. Поэтому эти дети нуждаются в специальных занятиях по развитию всех сторон произношения. Занятия могут начинаться с появления у малыша способности к произвольному подражанию, т. е. в 1,5—2 года. Остановимся подробнее на работе над произношением в этот период.
Главной задачей является формирование у малыша потребности в устном общении. Для этого взрослый вначале говорит за ребенка, предлагая ему повторить, как он может. Главное, чтобы это слово, фраза были необходимы малышу, а не взрослому. Ребенок просит игрушку, взрослый побуждает его произнести дай, и только после того как малыш попытается сказать слово дай, ему дается игрушка, которую он просил. Когда он играет, взрослый постоянно называет игрушку и те действия, которые ребенок с ней производит, побуждая его (но не настаивая!) повторить, например: ляля, ляля спит, ляля бай-бай, ляля упала, бах!, ляле больно, бо-бд.
В процессе обучения восприятию на слух речевого материала взрослый также постоянно побуждает малыша повторить звукоподражание, слово, фразу. Если ребенок действует молча, взрослый вновь и вновь говорит за него. Например, ребенок показывает на самолет или молча играет с ним, а взрослый в микрофон аппарата или на ухо малыша несколько раз называет игрушку: в_. Для побуждения ребенка к произнесению полезно поменяться с ним ролями: ребенок называет игрушку (картинку), а взрослый показывает ее. Постепенно ребенок начнет произносить звукоподражания, слова, позже словосочетания и фразы. Для того чтобы качество его произношения приближалось к нормальному звучанию, взрослый постоянно дает образец правильного звучания: малыш произнес а-а вместо аф-аф (собака), взрослый хвалит его и произносит звукоподражание сам, выделяя не произнесенный малышом звук ф и побуждая его повторить звукоподражание еще раз.
Произнесением слов малыш овладевает постепенно, он не может сразу сказать правильно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность говорить и чтобы слова он произносил слитно, с ударением. Качество воспроизведения слова может быть очень разным, например: дом — о, ом, то, до, том, дом; привет — пепё, пипё, пепёп, пефё, певё, певёт, плевёт, плывёт. Взрослый постоянно дает образец правильного звучания слова и побуждает ребенка произнести его более точно. Вначале он хвалит ребенка за любую попытку что-либо сказать, а затем за наиболее правильный вариант произнесения.
Успешному овладению произношением способствуют специальные упражнения. В первую очередь ребенка следует учить подражанию. Он еще не умеет осознанно (по требованию взрослого) подражать даже крупным движениям тела, рук, ног, не говоря уже о мелких движениях пальцев и тем более артикуляционных органов. Для формирования этих умений можно порекомендовать следующие упражнения: руки вперед (или в стороны), вниз; руки в стороны, вперед, вверх, вниз; хлопать в ладоши 1 раз и многократно; топать одной ногой и двумя попеременно; хлопать опущенными вниз руками по бедрам 1 раз и многократно; топать одной ногой 1 раз и многократно; сжимать пальцы в кулачки и разжимать; сидя на полу, стучать кулачками, ладошками, пальцами по полу 1 раз и многократно. Эти и подобные упражнения целесообразно проводить во время утренней зарядки и на физкультурных занятиях.
Все эти упражнения взрослый делает вместе с ребенком. Если у малыша не получается, то взрослый выполняет движение его руками, а затем просит повторить самостоятельно. Взрослый также учит малыша играть с игрушками, подражая различным действиям: кормить куклу, причесывать ее, возить за веревочку машинку и т. п. Эти сюжетные действия способствуют развитию как движений ребенка, так и его подражательных возможностей.
Но ни эти действия, ни описанные выше движения еще не связаны напрямую с формированием произносительного навыка. Для того чтобы они могли способствовать произнесению того или иного звука, малыш должен уметь одновременно со взрослым точно воспроизводить движение, соблюдая его темп, характер, динамику. Это достигается не сразу. В то же время необходимо как можно скорее вызвать у ребенка какие-либо произвольные голосовые реакции, чтобы малыш сам себя наконец услышал, начал«играть» своим голосом, т. е. чтобы появилось самоподражание. С этой целью можно использовать различные игры, интересные для ребенка. Приведем примеры игровых упражнений.
Взрослый и ребенок садятся на пол друг против друга.
1. Взрослый учит малыша катать мяч и в момент его отталкивания произносить а_.
2. Бросать мяч, произнося па!
3. Бросать мяч так, чтобы он подпрыгивал на полу, и в момент «прыжков» произносить па-па-па.
Постепенно звуковой материал расширяется: катая мяч, можно произносить м_а_, н_а__; бросая —та, ба; под прыжки мяча — да-да-да.
Интересны и игры с большим мячом. Его можно отталкивать ногами, произнося па!, на нем можно покачать малыша (в_, ш_), перетягивать мяч, произнося м_, у_, и т. д.
Постепенно можно включать и движения речевой ритмики. Речевая ритмика — один из основных методических приемов работы над произношением в дошкольном периоде. Она используется как для вызывания тех или иных произносительных навыков, так и для их коррекции. В силу этого она проводится со всеми детьми, в том числе и с теми, которые начали заниматься на первом году жизни.
Речевая ритмика (СНОСКА: Речевая ритмика заимствована в центре СУ ВАГ (Хорватия)) — это упражнения, в которых произнесение того или иного речевого материала (звуки, слоги, слова, фразы) сочетается с теми или иными движениями. Характер движений определяется характером произносимого материала.
Гласные произносятся в основном при широких, плавных движениях.
Слоги со взрывными согласными п, т, б, д произносятся при резких движениях руками, ногами в слогах типа па, ап, апа, ба, аба.
Согласные звуки м, н, л произносятся при плавных напряженных движениях изолированно (м_) или в слогах типа ма, ам, ама.
Согласные звуки ф и в произносятся при плавных, очень напряженных, дрожащих движениях рук изолированно или в слогах.
Начинать работу надо с того звука или слога, который ребенок произносит непроизвольно. Взрослый наблюдает (слушает) за речью малыша и определяет, какие слоги в ней имеются. Если ребенок произносит звуки, похожие на а и м, то нужно начинать с них, а если есть а и п или б, то со слогов с этими звуками — па, ба. Для планирования работы можно порекомендовать такую последовательность вызывания звуков: а, п, б, м. В зависимости от того, какой согласный звук вызван первым, планируется последовательность дальнейшего вызывания звуков:
§ если звук п, то м, у, т, н, о, л, ф, в, э, б, д, и;
§ если звук м, то п, у, н, т, о, л, в, ф, э, б, д, и;
§ если звук б, то м, п, у, д, н, о, т, л, э, в, ф, и.
Как правило, работа начинается с гласного а и ведется в течение 1—2 недель, пока не получится звук, близкий по звучанию к а. Затем в течение 1—2 недель следует поработать со слогами па, ба, ма, при этом должен получиться хотя бы один из них. С остальными звуками упражнения проводятся в течение 1—2 недель. Если за это время близкая артикуляция не появится, то переходят к следующему, а через некоторое время вновь и вновь возвращаются к тому звуку, который ребенок не научился произносить. Звук, который появился у ребенка, сразу закрепляется при произнесении в разных слогах. На материале вызванных звуков и слогов можно работать над некоторыми элементами интонации. Ребенку предлагают произносить слоги однократно и многократно (па и папапа), медленно и быстро (па__па_па_ и папапапа), долго и кратко (а_ и а, па__ и па), громко и тихо, высоко и низко. Характер движений меняется в зависимости от характера материала.
Вызванные звуки закрепляются в словах, лепетных и полных, во фразах, которыми ребенок овладел в ходе работы по развитию речи. На одном занятии, как правило, ведется работа по закреплению 1—2 звуков; одновременно взрослый пытается вызвать следующие.
Остановимся на характеристике движений при произнесении различных звуков. Еще раз напомним, что работа проводится с индивидуальными слуховыми аппаратами. Взрослый стоит или сидит перед ребенком и выполняет движения вместе с ним, одновременно произнося звуки, слоги, слова.
Звук а: руки перед грудью; произнося звук а, широко, плавно развести руки в стороны (рис. 13); руки в стороны; произнося звук а, руки плавно опускать вниз.
Звук у: руки перед грудью; произнося звук у, плавно вытянуть напряженные руки вперед (рис. 14).
Звук о: руки в стороны; произнося звук о, руки плавно, округло соединять впереди перед грудью.
Звук и: кисти рук у плеч; произнося звук и, напряженные руки поднимать вверх (рис. 15), взрослый может за пальчики как бы тянуть ребенка все выше (рис. 16). Если вместо и у малыша получится звук, похожий на э, то на ранних этапах обучения это допустимо.
Звук э: руки впереди на уровне плеч; произнося звук э, напряженные руки медленно согнуть в локтях, приблизив к плечам. Если получается звук, близкий к а, это допустимо.
Когда малыш научится произносить гласный звук протяжно, следует учить его воспроизводить кратко. Например, закрыв лицо ладонями, быстро открыть его, произнося кратко а; или руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки, указательные пальцы выставлены, ребенок производит короткие движения пальцами вперед — у, в стороны — 6, вверх — и, назад — э. Полезно произнести тот или иной гласный вначале 1—2 раза протяжно (долго) и 1—2 раза кратко.
Звук п: руки перед грудью, кисти сжаты в кулаки; произнося слог па, кулаки резко опускать вниз; сидя на полу, пальцы сжаты в кулаки; произнося слог па, кулаками резко ударить по полу, коленям (рис. 17).
Звук т: руки перед грудью; произнося слог та, хлопать в ладоши; руки внизу, произнося слог та, топать одной ногой. Если вместо звука т малыш произносит п, это допустимо.
Звук б: руки опущены вдоль тела; произнося слог ба, хлопать
руками по ногам. Допустимо произнесение ребенком вместо звука б — п.
Звук д: руки перед грудью; произнося слог да, руки опускать вниз, одновременно встряхивая кистями. Если вместо звука д малыш произносит т, п, б, это допустимо.
Когда ребенок научится произносить один слог (па, та, ба, да), его нужно учить произносить ряд слогов: папапапа, тататата, бабабаба и т. д. При воспроизведении каждого слога малыш выполняет определенное движение, например: папапа — резко опускает попеременно кулачки вниз, многократно ударяет ими об пол (в положении сидя), тататата — многократно хлопает в ладоши , топает двумя ногами попеременно и т. д. В некоторых случаях у ребенка появляется звук лишь при произнесении ряда например папапа ( попеременные взмахи кулачками) — па (ручки со сжатыми кулаками резко опускают вниз).
Звук м: кисти рук перед грудью, обращены от себя; произвольно слог ма, выдвинуть напряженные руки вперед, как бы отодвинуты от себя преграду — м_, а затем немного развести в стороны — . Между произнесением звуков м и а не должно быть паузы: движения, соответствующие каждому из звуков, плавно переходят о в другое. Звук л: кисти рук перед грудью, обращены к себе; произнося слог на, сначала напряженные руки плавно выдвинуть вперед — н_, а затем немного опустить вниз — а_. Звуки произносятся плавно, без паузы, движения продолжают друг друга. Если ребенок произносит вместо н звук м, это допустимо.
Если же вместо слогов ма и на звучит мба, нда, или ба, да, или па, та, то это грубый дефект — закрытая гнусавость. В этом случае необходимо учить ребенка изолированному протяжному произнесению звуков м__ и н_. При этом руки только выдвигаются вперед. Затем малыша учат произносить слоги ам_ и ан_: вначале руки немного разводят в стороны — а_, затем напряженные ладони выдвигают вперед — м_, либо приближают к себе — н_. После этого переходят к слогам ам__а, ан__а и, наконец, к м_а, н__а. Когда ребенок научится произносить слог ма или на, его следует учить произносить мамамама и нанана-на. Вначале каждый слог произносится в сочетании с соответствующим движением, постепенно движения на гласные звуки сокращаются, и, наконец, малыш произносит звукосочетания с движением, соответствующим согласному звуку.
Звук л: руки, согнутые в локтях, подняты на уровень плеч; произнося слогосочетание ляляляляля, делать вращательные движения кистями рук.
Звук ф: руки вперед: произнося звук ф__, руки медленно, очень напряженно, как будто что-то мешает, опустить вниз. Когда у ребенка получится звук ф_, учить его произносить слог ф__а ; при этом малыш опускает руки вниз — ф_, а затем, продолжая движение, как бы обнимает себя, произнося а_.
Звук в: руки в стороны; произнося звук в_, покачивать напряженными руками, разведенными в стороны («самолет»). Когда у ребенка получится звук в, учить его произносить слог в__а; при этом движение «самолет» завершается опусканием рук вниз — а__. Если звук в звучит как ф, это допустимо.
Когда взрослый начинает проводить речевую ритмику, ребенок может некоторое время или только молча смотреть, не выполняя движений, или молча повторять движения, или произносить звуки и слоги, но не повторять движений. В любом случае малыша нужно поощрять и продолжать работу, добиваясь подражания движениям и произнесению. Сам взрослый должен быть очень эмоционален, заражать этим ребенка, что способствует успеху.
Когда малыш активно отказывается подражать движениям и через месяц, тогда желательно привлечь к занятиям слышащего ребенка 2—3 лет и попробовать проводить эти упражнения вместе с ним. Если и в этом случае ребенок не работает, то следует отложить эти упражнения на месяц-другой, затем вновь попробовать начать их. Если картина повторится, подождать еще. Ближе к двум годам все дети начинают выполнять движения по подражанию.
Появившиеся у малыша согласные звуки следует закреплять при произнесении не только с гласным а, но и с другими, которые ему доступны, например: у, о, э. Так, вначале взрослый и ребенок, опуская кулаки вниз, произносят папапапа, после остановки взрослый с этим же движением произносит слоги попопопопо (пупупупупу, пепепепепе, пипипипипи). Если малыш не обратил внимание на изменение гласного и продолжает произносить папапапа, то взрослый акцентирует его внимание на своих губах. В случае, когда и это не помогает, полезно вначале произнести изолированно гласный, сопровождая произнесение соответствующим движением, а затем предложить ребенку для произнесения слоги. Например, произнести у__, плавно вытягивая руки вперед, затем вытянутые руки сжать в кулаки и произнести пу, опуская их вниз; и, наконец, воспроизводить слоги пупупупу, попеременно опуская руки вниз. Эти упражнения могут проводиться и иначе; слоги с тем или иным согласным звуком произносятся с движением, характерным для гласного звука. Например, татата-та — разведенные в стороны руки постепенно опускаются вниз; тототото — разведенные в стороны руки постепенно округло соединяются впереди; тутутуту — руки от груди постепенно выдвигаются вперед. Во всех описанных случаях на каждый слог приходится одно движение.
При закреплении в слогосочетаниях звуков мин следует помнить, что малышу легче произнести слоги с гласными а, о, э, чем с у и и; последние часто могут звучать как мбу, мби, нду, нди. Поэтому автоматизацию звуков следует начинать с гласных а, о, э; при этом при появлении закрытой гнусавости (ма как мба) следует использовать следующую последовательность слогов: ам_, ам__а, ам_о, ам_у, м_а, м_о, м_у или ам_, ам_а, ам__э, ам_и, м_а, м_э, м_и (та же последовательность и для звука н).
Когда малыш начнет произносить один слог и ряд слогов, его учат воспроизводить их быстро и медленно, громко и тихо. Эта работа проводится только с теми слогами, которые ребенок хорошо произносит. Обычно используются слоги папапа и татата.
При обучении произнесению слогов в разном темпе можно рекомендовать следующие упражнения. Ребенок и взрослый садятся на пол и произносят медленно слоги па_па па_, ударяя на каждый слог кулаками (или ногами) по полу. Затем они произносят эти же слоги быстро, часто ударяя по полу двумя кулаками сразу, кулаками попеременно, двумя ногами попеременно, одной ногой и т. д. Упражнение можно проводить и стоя, хлопая в ладоши быстро и медленно, с одновременным произнесением в соответствующем темпе слогов. Можно учить ребенка ходить «как большой мишка» — медленно, большими шагами, вразвалку, произнося па__па_па_, и «как маленький мишка» — быстро; маленькими шажками, произнося па-па-па-па. Более трудной для малыша задачей является произнесение речевого материала громко и тихо. Эта работа начинается с обучения громкому и тихому произнесению самого легкого гласного — а. Когда малыш научится произносить его долго — а_ и кратко — о, взрослый учит его воспроизводить этот звук громко, но не кричать. Первоначально эти упражнения проводятся в игровой форме. Например, подходя к кроватке со спящей куклой медленно, на цыпочках, чтобы не разбудить, произносят тихо а_, делая одновременно движение рук от плеч в стороны. Подойдя к кукле, «будят» ее, громким голосом произнося а_ и делая энергичное движение руками вверх. Впоследствии произнесение гласного тихим голосом сопровождается спокойным движением рук в стороны и вниз, а громким — более энергичным вверх. В дальнейшем малыша учат воспроизводить громко и тихо слоги с гласным а, например папапа. Взрослый и ребенок энергично взмахивают над головой кулаками или осуществляют взмахи кулаками с малой амплитудой, произнося слоги громко или тихо. Впоследствии в работу включаются и другие гласные, в сочетании с усвоенными ребенком согласными. Громкое произнесение сопровождается, как правило, энергичными движениями большой амплитуды, направленными вверх, тихое — менее энергичными движениями с малой амплитудой, направленными обычно вниз.
Как известно, при тяжелых поражениях слуха ребенку мало доступно восприятие высоты звука. Естественно, что это вызывает трудности и в воспроизведении высоких и низких звуков. Помогая ребенку усвоить высоту звука, целесообразно соотнести низкие звучания с большой игрушкой, а высокие — с такой же маленькой (большая и маленькая собачки, большой и маленький мишки и т. п.). Взрослый учит ребенка передавать величину игрушки всеми доступными выразительными средствами: жестом, мимикой, темпом и характером движения, голосом. Конечно, в первую очередь малыш овладеет тем, что ему более доступно, и лишь затем на общем эмоциональном фоне начнет воспроизводить высокие и низкие звуки.
Появившиеся у ребенка звуки закрепляются не только в слогах, но и при произнесении лепетных (ам-ам, утя, ляля, биби, бобо) и самых простых полных слов (мама, папа, баба, да, нет, там, тут, вот и т. д.).
Как уже отмечалось, сначала взрослый постоянно побуждает малыша произнести лепетное или полное слово, фразу, как он может; при этом поощряется любая попытка ребенка. Но по мере появления в речи малыша того или иного звука необходимо уточнять произнесение речевого материала. Например, у ребенка появился звук м, он может произнести его изолированно — м_, в слогах — ам_ , ам__а, м_а, м_о, м__у. С этого момента следует добиваться правильного произнесения некоторых лепетных слов, например: ам-ам, а не а-а, полных слов: мама, там и др. В этом могут помочь движения, например:
§ ам-ам — на звук а_ руки разводятся в стороны, затем напряженно, ладонями от себя выдвигаются вперед — м_;
§ там — на слог та хлопок в ладоши, затем напряженные руки ладонями от себя выдвигаются вперед — м___. Слово отрабатывается, даже если ребенок не произносит звук т; в этом случае оно звучит как ам или пам;
§ мама — правая рука согнута в локте, ладонь у плеча в положении от себя; напряженно опуская руку вниз, произнести м_ а__, затем левая рука, согнутая в локте у пояса, также опускается вниз — м_а. Движения плавно переходят одно в другое, при этом первое из них более длительное, так как соответствует ударному слогу.
При воспроизведении слов движения должны быть слитными, переходящими одно в другое; между ними, как и между произносимыми звуками и слогами, нет пауз. В противном случае слова распадутся на отдельные звуки и слоги. Поэтому еще раз напомним: к отработке правильного произношения слов следует переходить тогда, когда малыш с помощью движений уже научился произносить слоги, входящие в них. Главной задачей является обучение слитному, с ударением, с соблюдением звукового состава, воспроизведению слова.
Постепенно в специальные упражнения включаются и простые фразы типа: у_ (ляля, папа) там; в_ (утя, мама, вода) тут; вот ав-ав-ав (дом, кот, баба) и т. д.
При обучении произнесению звукоподражаний, слов и фраз взрослый и ребенок вначале производят движения и говорят вместе. Когда малыш научится этому, ему предлагают повторить слово или фразу самостоятельно, без помощи взрослого. При этом ребенок может говорить с движениями или без них, как у него будет получаться. Взрослый вновь и вновь побуждает малыша самостоятельно произносить речевой материал с движениями, так как без движений, как правило, снижается качество воспроизведения.
Если при самостоятельном проговаривании малыш не смог произнести речевой материал так же хорошо, как и вместе со взрослым, то следует повторить слово, фразу вместе, сопряжено, а затем вновь предложить ребенку сказать одному. Так постепенно у малыша будет формироваться самостоятельное правильное произнесение слов и фраз.
Успешность в работе над произношением во многом определяется правильностью подбора речевого материала для закрепления тех или иных произносительных навыков. Ниже представлен примерный речевой материал, рекомендуемый для занятий.
1. Вызывание и закрепление звуков на материале слогов.
§ а: а_, а;
§ о: о_, о; а_о , а-о;
§ у: у_, у; а__у__, а-у; о__у__, о-у; а__о_у_; а-о-у;
§ п: па, папапапа, по, попопопопо, пу, пупупупу, папапапа — па па па__, по___па_, попа, па_по_, папо, по__пу_, по-пу, па_по_пу_, папопу, ап-ап-ап, оп-оп-оп, уп-уп-уп, ап, оп, уп, па-та, папапа — гагата, папапа-та, па-ма, папапа-ма, мамама-па, памапама; па-ма, папа-ма, папа-мама, па-ма;
§ м: м_, ам_, ам__а, м_а, ала, ма, мо, му, ма-мама, мо-момо, му-муму, мама-ма, момо-мо, муму-му, м_а_м__а-мама, ма_ма, ам-ам-ам, ом-ом-ом, ум-ум-ум, па-ма, ма-па, папа-ма, мама-па, папапа-мамама, мамама-папапа, папапа-ма, мамама-па, ма-на, на-ма, мама-нана, нана-мама, нана-ма, мама-на; ма-па, мама-па, мама-папа, ма-па;
§ т: та, татата, татата-та_та_та_, то, тотото, ту, туту ту, та_та_, то_то_, га_то_, го_га_, га то, гога, ту ту туту, та_ту_, тагу, то_ту__, тоту, та_го_ту__, татоту, ~ат-агагаг, ог-огогог, ут-утутут, та-на, на-та, татата-нанана, нанана-татата, татата-на, нанана-та;
§ н: н_, ан__, ан__а, н__а, ана, на, но, ну, на-нанана, но-но-ноно, ну-нунуну, нанана-на, нононо-но, нунуну-ну, н__а__«_а — нана, ан-ананан, он-ононон, ун-унунун, ма-на, на-ма, мама-на, нана-ма, мамама-нанана, нанана-мамама, мамама-на, нанана-ма, та-на, на-та, татата-на, нанана-та, тана, ната;
§ л: ляляляля, ля, ла, ло, лу, лалала, лолололо, лулулу, ла_ ла ла_, лалалала; ~5'. ба, бабаба;
§ д: да, дадада.
2. Обучение точному произнесению звукоподражаний, слов и фраз:
У_, ам-ам-ам, ау__, му_, мяу, утя, ляля, папа, мама, Гага, Ната, Тома, попа, пуп, там, тут, на, упал, упала, баба, да; папа (мама, баба, Ната, у_, утя) там (тут); мама (баба, ляля, мяу), на; утя (гага, му_) упала и т. д.
В данной главе описаны методы и приемы формирования произносительных навыков в первоначальный период занятий. К трехлетнему возрасту даже нормально слышащий малыш не овладевает всей фонетической системой родного языка. Это возраст физиологического косноязычия. Естественно, что в речи неслышащего ребенка к трем годам сформированы далеко не все стороны произношения. В первую очередь страдает звуковоспроизведение. Произносительные навыки совершенствуются в течение многих лет.