Модуль 1. Педагогика в системе наук о человеке
Инструкция: определите правильный ответ.
16. Вместе с появлением человеческого общества возникли:
а) школы;
б) воспитание;
в) педагогика;
г) университеты.
17. Педагогика - это наука о:
а) воспитании человека в современном обществе;
б) способах научного познания;
в) психологических особенностях личности;
г) физиологических закономерностях развития личности;
д) подготовке учителя к работе в школе.
18. В переводе с греческого педагогика означает:
а) детовождение;
б) воспроизведение;
в) управление;
г) закрепление;
д) повторение.
19. Педагогика как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает:
а) содержание подготовки учителя к работе в школе;
б) способы научного познания мира;
в) психологические особенности личности;
г) закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе.
20. Что определило возникновение педагогики как науки:
а) необходимость передачи социального опыта;
б) управление работой педагогов-практиков;
в) уровень научно-технического прогресса;
г) повышение роли личности в общественной жизни.
21. Одной из основных задач педагогики является:
а) изучение способностей учащихся;
б) контроль и оценка знаний учащихся;
в) сотрудничество учителя с родителями;
г)вскрытие закономерностей обучения и воспитания.
22. Определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления педагогического процесса являются:
а) объектом педагогики;
б) предметом педагогики;
г) функцией педагогики;
в) субъектом педагогики.
23. Система педагогических наук включает:
а) межнаучные коммуникации философии и психологии;
б) принципы обучения и воспитания;
в) отрасли наук о воспитании и образовании детей и взрослых;
г) систему методов педагогического исследования.
24. Методологическую функцию по отношению к педагогике выполняет:
а) философия;
б) психология;
в) физиология;
г) социология.
25. К специальной педагогике не относится:
а) сурдопедагогика;
б) тифлопедагогика;
в) музыкотерапия;
г) логопедия.
26. Отрасль педагогики, рассматривающая обучение и воспитание детей с нарушением слуха:
а) тифлопедагогика;
б) логопедия;
в) олигофренопедагогика;
г) сурдопедагогика.
27. Отрасль педагогики, рассматривающая обучение и воспитание детей с нарушением речи:
а) дефектология;
б) сурдопедагогика;
в) олигофренопедагогика;
г) логопедия.
28. Передача накопленного опыта от старших поколений к младшим - это:
а) воспитание в широком педагогическом смысле;
б) воспитание в узком педагогическом смысле;
в) воспитание в широком социальном смысле;
г) воспитание в узком социальном смысле.
29. Процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых - это:
а) педагогический процесс;
б) воспитательная система;
в) педагогика;
г) воспитание.
30. Процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач - это:
а) воспитание в широком педагогическом смысле;
б) воспитание в узком педагогическом смысле;
в) воспитание в широком социальном смысле;
г) воспитание в узком социальном смысле.
31. Методы педагогического исследования - это:
а) способы формирования личностных качеств;
б) способы усвоения новых знаний;
в) способы решения проблемных задач;
г) способы изучения педагогических явлений;
д) способы закрепления изученного материала.
32.Какой из методологических подходов в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, образования и педагогической деятельности:
а) полисубъектный;
б) культурологический;
в) аксиологический;
г) антропологический.
33. Необходимость передачи социального опыта возникла:
а) одновременно с появлением общества;
б) с появлением технических средств обучения;
в) в ходе разработки содержания образования;
г) с развитием педагогики как науки;
д) в результате создания классно-урочной системы.
34. Отрасль педагогики, рассматривающая обучение и воспитание детей с нарушениями зрения:
а) дефектология;
б) логопедия;
в) олигофренопедагогика;
д) сурдопедагогика;
е) тифлопедагогика.
35. Образование — это:
а) результат целенаправленных взаимоотношений между учителем и учащимися;
б) эффективное применение на практике накопленных научных знаний;
в) развитие мировоззрения, нравственных и других качеств личности;
г) процесс и результат обучения и воспитания;
д) результат профессиональной подготовки личности.
36. Обучение — это:
а) деятельность человека с определенной целью;
б) совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание деятельность человека с определенной целью;
в) влияние внешних и внутренних факторов на процесс формирования личности;
г) формирование личностных качеств;
д) процесс управления под руководством учителя.
37. Самообразование — это:
а) саморазвитие личностных качеств, процесс и результат целенаправленной познавательной деятельности человека;
б) целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся;
в) учебный процесс под руководством педагога;
г) самосовершенствование с помощью массово-информационной среды.
38. Личность — это:
а) индивид с присущими только ему биологическими, психическими, социальными свойствами и качествами;
б) единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек;
в) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
39. Педагогика тесно связана с:
а) физической культурой, рисованием, трудом;
б) филологией, физикой, социологией;
в) математикой, географией, психологией;
г) философией, психологией, физиологией;
д) философией, астрономией, медициной.
40. Дефектология:
а) воспитание детей с нарушением слуха;
б) воспитание детей с нарушением органов зрения;
в) воспитание детей с нарушением развития речи
г) отрасль педагогики, изучающая воспитание и обучение детей с особенностями психофизического развития;
д) раздел педагогики, изучающий воспитание детей с девиантным поведением.
41. Наблюдение — это:
а)организованное, целенаправленное восприятие и фиксация педагогических явлений;
б) организованное исследование;
в) корректировка полученного материала в сознании;
г) чувственное восприятие вещей.
42. К учреждениям среднего образования относят:
а) музыкальная школа;
б) детский сад;
в) гимназия;
г) учреждение высшего образования.
43. Процессы преподавания и учения должны быть:
а) взаимосвязаны;
б) взаимоисключены;
в) непрерывны и полиморфны.
44. Отрасль педагогической науки, имеющая своей целью исследование содержания и методов управления народным образованием, руководства школой и организации её работы называется:
а) диалектикой;
б) школоведение;
в) теория воспитания;
г) теория обучения;
д) дидактикой.
45. Анкетирование – это:
а) средство воспитания личности в коллективе;
б) наблюдение за поведением детей на экскурсии;
в) активизация познавательной деятельности учащихся;
г) прием обучения использованный учителем;
д) метод массового сбора материала при помощи опросников.
46. «Кодекс Республики Беларусь об образовании» вступил в силу:
а) 2000 г.
б) 2007 г.
в) 2011 г.
г) 2012г.
д) 2013 г.
47. Лабораторный эксперимент-это эксперимент:
а) семейный;
б) естественный;
в) природный;
г) специально организованный;
д) социальный.
48. Преподавание — это:
а) передача учащимся знаний, умений, навыков;
б) управление усвоением в рамках отдельных познавательных задач;
в) управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых;
г) реализация принципа связи теории и практики;
д) реализация принципа активности познавательной деятельностью обучаемых.
49.Внутренний фактор, влияющий на развитие личности:
а) взаимоотношение;
б) действие;
в) уровень развития общества;
г) воспитание;
д) наследственность.
50. Влияние больших групп людей на формирование личности называется:
а) воспитанием;
б) макрофактором;
в) микрофактором;
г) мегафактором;
д) мезофактором.
51. Развитие – это:
а) подготовка к выбору профессии;
б) увеличение роста и массы тела ребенка;
в) стихийный процесс, независимый от воли человека;
г) приспособление к условиям жизни;
д) количественные и качественные изменения в организме человека.
52. Факторы развития личности:
а) наследственность, среда, воспитание, самовоспитание;
б) интерес к учебе, уровень достижений;
в) уровень знаний по учебным дисциплинам;
г) статусное положение личности в коллективе;
д) методы обучения и воспитания.
53.Качества, передающиеся от родителей к детям:
а) способы мышления;
б) черты характера, способности;
в) способность к определенному типу деятельности;
г) социальный опыт;
д) цвет глаз, кожи, группа крови, тип нервной деятельности, темперамент.
54.Понятие личность характеризует:
а) интерес в процессе обучения;
б) индивидуальные особенности человека;
в) природные задатки и способности;
г) материальное положение человека;
д) общественную сущность человека.
Раздел 2. История начального образования и педагогической мысли