Педагогическая практика по специальности

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

"ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА

НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

V курс

Методические рекомендации

Нижний Новгород

педагогическая практика по специальности - student2.ru ББК 74р 30-24

УДК 378(07)

П 24

  П 24 Педагогическая практика по специальности "Педагогика и методика начального образования". V курс: Методические рекомендации /сост. Е.Г. Гуцу, Н.Н. Деменева. – Н.Новгород: НГПУ, 2013. – 24 с.

Рекомендации предназначены для студентов 5-го курса дневного отделения психолого-педагогического факультета, обучающихся по специальности "Социальная педагогика" с дополнительной специальностью "Педагогика и методика начального образования" В них раскрыты задачи и содержание педагогической практики, даны методические рекомендации по выполнению программы практики и оформлению отчетной документации.

УДК 378 (07)

ББК 74р 30-24

© НГПУ, 2013

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ

Уважаемый студент!

Педагогическая практика по специальности "Педагогика и методика начального образования" является вашей последней активной практикой за время обучения в вузе. Главная ее цель – определить вашу готовность и способность к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве учителя начальных классов, т.е. выявить сформированность у вас профессиональных компетенций по выбранной специальности.

Известно, что психологические механизмы формирования компетенций существенно отличаются от механизмов формирования знаний, учений и навыков. Компетенции невозможно передать от преподавателя студенту в ходе традиционно организованного обучения в университетской аудитории. Компетенции возможно выращивать самостоятельно в ходе практической деятельности под руководством и совместно с более компетентным человеком. В этой связи роль активной практики в системе вашей профессиональной подготовки в вузе неоценима. Поэтому отнеситесь к ней максимально ответственно.

Важно и то, что знания в современном мире устаревают очень быстро. По данным многих авторов период полураспада компетентности составляет 3-5 лет. Поэтому решающее значение для вашего профессионального становления и совершенствования будет иметь ваша способность к постоянному личностному и профессиональному саморазвитию. Развитие этой способности возможно только на базе развитой профессиональной рефлексии. В этой связи большинство заданий (конспекты и видеозаписи уроков, разработки внеклассных мероприятий) содержат в себе аспекты самоанализа. Возможно, это будет одним из самых сложных моментов предложенных заданий, но постарайтесь не относиться к ним формально. На основе глубокого адекватного анализа особенностей своей профессиональной деятельности, индивидуального стиля деятельности и общения, своих сильных и слабых сторон возможно прогнозирование своего дальнейшего профессионального развития.

Наряду с профессионально-деятельностными компонентами, компетенции содержат в себе и профессионально-личностный компонент. Никто кроме вас самих не сможет оценить его максимально достоверно. Для этого вам предлагается заполнить анкету "Оценка сформированности профессионально значимых личностных качеств студентов". Постарайтесь ответить как можно более искренне, так как ее данные не будут влиять на итоговую оценку по практике.

И, наконец, обязательно посещайте уроки, которые проводят другие студенты и приглашайте их на уроки к себе. Постарайтесь пригласить к себе на уроки и внеклассные занятия преподавателей НГПУ, завуча и других заинтересованных людей. Доброжелательный взгляд со стороны помогает лучше понять и правильно оценить возникающие педагогические ситуации, появляется возможность вашего общения на профессиональном уровне. Это дает Вам возможность быстрее научиться содержательному профессиональному взаимодействию с коллегами-учителями в самостоятельной профессиональной деятельности.

Удачного прохождения практики!

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогическая практика 5-го курса проводится по дополнительной специальности "Педагогика и методика начального образования" в течение 4-х недель в 10 семестре.

Особенностью практики 5 курса является ее стажерский характер: студентам предоставляется большая самостоятельность в выполнении профессиональных функций учителей начальных классов, они должны освоить в полном объеме все основные направления будущей профессиональной деятельности по дополнительной специальности.

Наблюдая и анализируя многогранный педагогический процесс, выделяя его существенные стороны в их взаимосвязи, студент конкретизирует и обогащает полученные в процессе обучения знания в области педагогики, психологии, предметных методик, специальных научных дисциплин. Принимая участие в работе педагогического коллектива, студент глубже постигает жизнь современной школы, тенденции ее развития, учится управлять педагогическим процессом, приобретая опыт установления правильных взаимоотношений с учащимися и коллегами. В процессе прохождения педагогической практики интенсивно формируются педагогические умения и навыки студента, развивается его творческая самостоятельность, способность к исследованию педагогических явлений, активизируется процесс становления педагогического мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности закладываются основы педагогического мастерства.

Содержание практики построено с учетом специфики подготовки студентов по дополнительной специальности и в опоре на концепцию подготовки современного учителя начальной школы (СУНШ), созданную на кафедре социальной педагогики, психологии и предметных методик начального образования (СППиМНО) Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ) и реализуемую в течение ряда лет.

Цель практики: подготовка студентов к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве учителей начальных классов, дальнейшее формирование профессиональных компетенций в области начального образования

Задачи практики

1. Ценностно-мотивационные: формирование у студентов положительного отношения и интереса к профессии учителя начальных классов; развитие профессиональной мотивации "на ребенка"; создание условий для становления у студентов собственной педагогической позиции, индивидуального стиля деятельности, гуманистического педагогического мировоззрения.

2. Теоретические: закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения (по психологии, педагогике, предметным методикам и другим общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам дополнительной специальности); обучение применению этих знаний на практике в учебно-воспитательном процессе.

3. Развивающие: дальнейшее формирование у будущих учителей общей и профессиональной культуры, педагогического мышления, важнейших профессионально-педагогических умений (аналитических, диагностических, прогностических, конструктивных, исследовательских, коммуникативных, организаторских); стимулирование потребности в педагогическом творчестве, в исследовании педагогических явлений и процессов.

3. Деятельностно–практические: формирование у студентов умений выполнять основные функции и профессиональные обязанности учителя начальных классов.

Формируемые компетенции в области образовательной деятельности

на начальной ступени общего образования

ПКНО 1 - способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы;

ПКНО 2 - способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности;

ПКНО-3 - способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося;

ПКНО 5 - готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ;

ПКНО 7 - готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками;

ПКНО 8 - способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников.

Этапы проведения практики

Подготовительный этап практики

1) Осуществляется теоретическая подготовка студентов по дополнительной специальности. Студенты изучают общепрофессиональные дисциплины, дисциплины предметной подготовки и дисциплины дополнительной специальности.

Общепрофессиональные дисциплины и дисциплины предметной подготовки: теория обучения, теория и методика воспитания, воспитательные системы, педагогические теории и системы обучения, педагогические технологии начального образования, возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология, психолого-педагогическая диагностика, методология и методы психолого-педагогических исследований.

Дисциплины дополнительной специальности: методика обучения русскому языку и литературе, технологии обучения русскому языку в начальной школе, методика преподавания математики, технологии обучения математике в начальной школе, методика преподавания интегративного курса "Окружающий мир", методика преподавания технологии с практикумом, теория и методика музыкального воспитания, методика преподавания изобразительного искусства с практикумом.

2) Решаются организационные вопросы: определяется место прохождения практики, заключается договор со школой (составляется в двух экземплярах), происходит знакомство учителей с содержанием практики.

3) Проводится установочная конференция. Студенты знакомятся с целью, задачами, организацией и содержанием практики, с требованиями к отчетной документации.

Рабочий этап практики

Практика по дополнительной специальности проводится на постоянном рабочем месте (в одном из начальных классов общеобразовательной школы, гимназии или лицея) индивидуально или в составе группы из двух человек.

Студенты выполняют программу практики, включающую организационно-методический, рефлексивно-аналитический, учебно-воспитательный и исследовательские блоки.

Итоговый этап практики

1) Студенты оформляют отчетную документацию по практике.

2) Проводится итоговая конференция, на которой обсуждаются результаты практики по дополнительной специальности. Студенты выступают с докладами по обобщению педагогического опыта. Преподаватели, участвовавшие в практике, анализируют проделанную студентами работу и проведенные ими уроки. К конференции подготавливаются выставки детских и студенческих работ.

3) Преподаватели и групповой руководитель практики проверяют и оценивают отчетную документацию студентов. На заседании кафедры обсуждаются итоги практики и выставляются оценки студентам за педпрактику.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕГО ЭТАПА ПРАКТИКИ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Задание по методике обучения русскому языку и литературе, методике преподавания математики, методике преподавания окружающего мира

Содержание практики по предметным методикам составляет планирование, проведение, анализ и самоанализ уроков чтения, русского языка (или обучения грамоте), математики, окружающего мира в начальных классах.

За период педпрактики необходимо освоить следующие основные умения:

• определять уровень развития и воспитанности младших школьников на основе изучения их психологических особенностей и в соответствии с этим планировать развивающие и воспитательные цели уроков;

• определять уровень обученности детей к моменту проведения урока и в соответствии с этим, а также с учетом развивающих целей, планировать дидактические задачи урока;

• в соответствии с целями и задачами урока отбирать содержание, методы, формы и средства обучения, образовательные технологии и на основе этого планировать урок, составляя его конспект;

• проводить урок, реализуя намеченные цели и задачи;

• осуществлять психологический, дидактический и методический анализ проведенного урока.

Уроки должны быть построены в соответствии с требованиями ФГОС НОО (см. книгу "Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС /Под ред. Н.Н. Деменевой: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2012).

Отчетность по педпрактике

Необходимо сдать один подробный конспект проведенного студентом урока по каждому учебному предмету. Конспекты печатаются на отдельных листах формата А4, вложенных в файл, или выполняются от руки (при отсутствии возможности напечатать конспект) в отдельных тетрадях. Два конспекта урока (по математике и русскому языку) должны содержать комплексный анализ. Нельзя сдавать конспекты тех уроков, на которых присутствовали методисты – преподаватели кафедры СППиПМНО, т.к. эти уроки уже были проанализированы и оценены.

Оформление конспекта с комплексным анализом должно включать следующее.

1. Титульный лист: конспект урока (указывается учебный предмет) в _ классе (например, в 3 классе) студентки 554 группы ППФ Ф.И.О; дата проведения урока (указывается дата).

2. Краткая характеристика класса, включающая общие сведения о классе, описание уровня развития и уровня обученности по предмету.

3. Указание системы начального образования или учебно-методического комплекта (УМК), класса, программы и учебника (указываются авторы учебника, год издания, часть, страницы учебника).

4. Тема, цели и задачи урока.

5. Оборудование урока.

6. План урока с указанием времени на каждый этап.

7. Ход урока.

8. Комплексный анализ урока (психологический, дидактический и методический):

а) психологический анализ, предполагающий выделение приемов формирования у детей различных структурных компонентов учебной деятельности и универсальных учебных действий (УУД);

б) дидактический анализ - выделение методов, форм и средств обучения, оценка их эффективности;

в) методический анализ - выделение особенностей отбора содержания урока (подбор материала, заданий, характеристика упражнений и др.) и методики работы с данным предметным содержанием.

Анализ должен быть выполнен на полях параллельно описанию хода урока.

9. Выводы по уроку:

а) были ли реализованы цели и задачи урока (способы реализации или причины нереализованности);

б) целесообразность отбора содержания урока;

в) эффективность выбранных форм, методов и средств обучения;

г) эффективность работы по формированию учебной деятельности младших школьников.

10. Приложение: ксерокопии страниц учебника и тетради с печатной основой (при условии использования тетради на уроке), на основе которых составлялся конспект; образцы (рисунки, ксерокопии и т.п.) наглядных пособий, которые использовались на уроке; образцы индивидуальных карточек для учащихся.

Конспекты без комплексного анализа будут содержать в себе только пункты 2-6, 9.

Задание по методике преподавания технологии

Содержание практики по методике трудового обучения составляет планирование, проведение, анализ и самоанализ уроков труда в начальных классах.

За период педпрактики необходимо освоить следующие основные умения:

• планировать и проводить уроки технологии, соблюдая структуру урока в классическом варианте;

• формировать у младших школьников опыт творческой деятельности в процессе работы над объектами труда;

• осуществлять анализ уроков труда, проведенных учителем, и собственных уроков.

Отчетность по педпрактике

Необходимо сдать один конспект урока технологии. К нему необходимо приложить объект труда (поделку), который выполняли дети на уроке.

Задание по воспитательной работе

Содержание практики по воспитательной работе составляет планирование, проведение, анализ и самоанализ внеклассных занятий и других форм воспитательной работы с учащимися.

За период педпрактике студент организует игровую деятельность детей на переменах, проводит внеклассные занятия с учащимися в соответствии с планом работы классного руководителя.

За период педпрактики необходимо освоить следующие основные умения:

• определять уровень воспитанности учащихся и в соответствии с этим планировать цели и содержание воспитательной работы;

• проводить с учащимися внеклассные занятия, включая их в различные виды деятельности;

• определять эффективность собственной деятельности по воспитанию младших школьников.

Отчетность по педпрактике

Необходимо сдать конспект одного внеклассного занятия с учащимися (праздника, коллективного творческого дела, занятия по культуре поведения, внеурочного проекта и т.п.). Проведенное занятие должно предусматривать активную деятельность учащихся. Оно должно проводиться по сценарию, разработанному студентом самостоятельно.

Оформление конспекта с комплексным анализом должно включать следующее.

1. Титульный лист: конспект внеклассного занятия (указывается форма занятия) в _ классе (например, в 3 классе) студентки 554 группы ППФ Ф.И.О; дата проведения занятия (указывается дата).

2. Форма и тема внеклассного занятия.

3. Цели и задачи занятия.

4. Оборудование занятия.

5. План занятия с указанием времени на каждый этап.

6. Ход занятия (сценарий).

7. Самоанализ (анализ эффективности проведенного занятия).

Рекомендации по оформлению дневника педпрактики

Дневник заполняется студентом ежедневно, начиная с первого дня практики. Дневник можно оформлять

- в рукописном виде в тетради;

- печатном виде на листах А4, вложенных в папку с файлами;

- в смешанном виде (часть материалов печатается на отдельных листах, а часть оформляется в тетради; в этом случае все материалы должны быть вложены в папку с файлами).

Образец оформления титульного листа

ФГБОУ ВПО

«Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина»

Кафедра социальной педагогики, психологии

и предметных методик начального образования

Дневник

педагогической практики по дополнительной специальности"ПиМНО"

студентки 554 группы ППФ

(специальность "Социальная педагогика"

с дополнительной специальностью "ПиМНО")

Ф. И. О.(полностью) ______________

Сроки прохождения практики:

Нижний Новгород

В дневнике оформляется следующее:

1. Сведения об образовательном учреждении (школе): его полное название, адрес, телефон.

2. Сведения об учителе начальных классов: Ф. И. О.; педагогический стаж; стаж работы; образование (какое учебное заведение закончил, в каком году, по какой специальности); квалификационная категория, звание (если есть) и др.

3. Система начального образования, реализуемая в данном классе (или УМК - учебно-методический комплект, используемый учителем).

4. Список класса.

5. Психолого-педагогическая характеристика класса.

6. Расписание звонков и уроков.

7. Содержание наблюдений и содержание деятельности.

Ежедневно в дневнике практики фиксируются те виды профессиональной деятельности, которые студент наблюдал или в которых участвовал сам.

Если дневник ведется в рукописном виде, то на левой странице тетради оформляются результаты наблюдений, а на правой - фиксируется содержание собственной деятельности. Если дневник печатается, то это можно сделать в верхней и нижней части листа.

Результаты наблюдений студента за деятельностью учителя (учителей) и однокурсников (проведение уроков, внеклассных занятий и др.) и анализ ее эффективности рекомендуется оформлять следующим образом:

Дата Ф.И.О. педагога (учителя, студента), осуществлявшего деятельность Вид деятельности (урок, внеклассное занятие и т.п.) "Методическая копилка" Анализ эффективности

В третьей колонке записывается, какой вид деятельности выполнял педагог, например:

а) урок (указывается учебный предмет и тема урока);

б) классный час (указывается тема) и т.п.

В четвертой колонке записываются наиболее ценные методические приемы, формы осуществления деятельности, которые использовал учитель.

В пятой колонке выполняется анализ эффективности проведенных учителем или однокурсником уроков, внеурочных занятий и т.п.

Детально содержание урока учителя и однокурсников нужно записывать в отдельной тетради, в дневнике записи ведутся кратко.

Содержание собственной активной деятельности оформляется в дневнике следующим образом:

Дата Вид деятельности Анализ или самоанализ Оценка

Во второй колонке записываются все виды активной деятельности студента с кратким описанием их содержания:

а) уроки (с указанием учебного предмета и темы урока);

б) внеурочная деятельность: проведение внеклассных занятий (с указанием формы работы и темы занятия), исследовательской деятельности, организация активных перемен и.т.п.

В третьей колонке студент записывает результаты анализа (уроков, внеклассных занятий и др.), проведенного учителем или методистом (преподавателем кафедры СППиПМНО), или выполняет самоанализ.

В четвертой колонке учитель выставляет оценки за все проведенные студентом уроки и внеклассные занятия. Если урок анализировал методист, то оценка за урок выставляется только методистом. Учитель в этом случае оценку не ставит.

Рекомендации по выполнению видеозаписи урока

Студенты, проходящие практику в г. Н.Новгород выполняют видеозапись одного урока. Те, кто проходит практику за пределами г. Н. Новгорода выполняют видеозапись трех уроков по разным учебным предметам (каждая запись на отдельном диске).

Видеозапись выполняется на диске DVD-диске, который должен быть вложен в конверт из бумаги или пластиковую коробку. На них должен быть написан учебный предмет, класс, программа и УМК, тема урока, Ф.И.О. студента, школа. Нужно вложить в файл конспект урока и диск с видеозаписью этого урока.

Выполнение этого задания способствует:

• развитию способности к многоаспектному анализу педагогической реальности, осознанию развивающих и диагностических возможностей учебного содержания;

• развитию способности к осознанному целеполаганию, адекватному уровню развития детской группы и собственным профессиональным возможностям;

• развитию профессиональных рефлексивных действий, направленных не только на анализ специфики и результативности своей профессиональной деятельности, но и на осознание собственных изменений.

Видеозаписьобязательнодолжна содержать следующие компоненты:

1. Вводная часть (запись выполняется до начала урока).

Структура:

- Краткая характеристика класса: класс, возраст детей, уровень развития основных компонентов учебной деятельности и универсальных учебных действий, развитие учебного сотрудничества, социальные аспекты (особенности взаимодействия с учителем и детей друг с другом).

- Система или УМК и программа, по которой учатся дети. Средний уровень успеваемости по предмету. Характеристика базового уровня готовности детей, необходимого для успешного освоения данного содержания.

- Цели данного урока: развивающие, дидактические, воспитательные, диагностические (по возможности).

- Планируемые методы, приемы обучения, виды деятельности детей.

- Задачи собственного профессионального саморазвития (чему вы сами хотите научиться, что попробовать и т.д.)

Примерное время записи: 4-5 минут.

2. Видеозапись урока (от начала до конца).

3.Самоанализ

Структура:

- Успешность реализации поставленных целей: что удалось, что не удалось, по каким причинам.

- Адекватность использованных методов, приемов, видов деятельности детей. Были ли они оптимальными для решения поставленных задач, соответствовали ли уровню развития детей.

- Перспективы дальнейшего развития детской группы. Над чем следует работать в дальнейшем.

- Анализ собственных профессиональных возможностей: что вам особенно удалось, что вызвало затруднения. Попытайтесь определить свой индивидуальный стиль педагогической деятельности и педагогического общения. (Характеристика стилей см. Диагностика и самодиагностика профессиональной компетенции преподавателя высшей школы/Авт.-сост. Е.Г. Гуцу. Методическое пособие для преподавателей вузов. – Н.Новгород: НГПУ, 2011. Пособие имеется в печатном виде на кафедре СППиПМНО и в электронном виде в блоге Е.Г. Гуцу http://gucueg.wordpress.com/)

- Определите направления своего дальнейшего профессионального развития: чему вам надо научиться, в чем совершенствоваться.

Примерное время записи: 4-5 минут.

Рекомендации по работе с видеозаписью

Обязательно посмотрите видеозапись своего урока. Попытайтесь ответить на вопросы: было ли детям интересно на Вашем уроке? Этот интерес носил эмоциональный или познавательный характер? Взаимодействуют ли дети друг с другом или общаются только с вами? Удалось ли привлечь к активной работе всех или хотя бы большинство детей? Есть ли в классе дети, к которым вы не обратились ни разу за урок?

А теперь посмотрите на себя. Какое у вас типичное выражение лица? Что вы чаще используете: поощрения или порицания, каким тоном и в каких типичных выражениях вы это делаете?

Отлично, если вы сами себе понравились! (Говорить об этом в видеозаписи не обязательно). Позитивная самооценка – очень важное для учителя качество.

Если что-то в себе или своих действиях не понравилось – не расстраивайтесь, главное это понять и начать действовать. Большинство педагогических способностей развивается в течение всей профессиональной педагогической деятельности. Покажите и обсудите видеозапись постороннему человеку, можно даже не связанному с педагогической профессией. Что он скажет об этом учителе (т.е. о Вас)? Может быть, вас что-то удивит?

Оценка результатов практики

Оценка результатов практики проводится на основе анализа работы студентов в период прохождения педагогической практики и анализа отчетной документации, сданной по результатам практики.

При выставлении итоговой оценки учитываются:

- характеристика-аттестация, написанная учителем, в которой оценивается работа студента за весь период практики;

- оценки, выставленные преподавателями кафедры СППиПМНО за посещенные уроки и внеклассные занятия;

- оценки за выполненный самоанализ и самооценку уровня своей подготовки к выполнению профессиональной деятельности, а также за анализ работы своих товарищей в период педпрактики (в процессе посещения школы преподавателями кафедры СППиПМНО);

- оценки за сданную отчетную документацию (дневник педпрактики, конспекты уроков и внеклассного занятия и их видеозаписи, описание педагогической ситуации)

Деятельность студента-практиканта оценивается в качественной и количественной формах.

"Отлично" ставится студенту, который в срок, полностью и на высоком уровне выполнил весь намеченный объем работы, обнаружил умения правильно определять и эффективно осуществлять основную учебно-воспитательную работу, проявляя при этом творческий подход к педагогической деятельности.

"Хорошо" ставится студенту, который полностью выполнил намеченную на период практики программу работы, обнаружил умение определять основные учебно-воспитательные задачи и способы их решения, проявляя при этом инициативу в работе, но не смог вести творческий поиск и не проявил способностей в творческом росте.

"Удовлетворительно" ставится студенту, который выполнил программную работу, но не проявил глубокого знания психолого-педагогической теории и умения применять её на практике, допуская ошибки в планировании и проведении учебно-воспитательной работы.

"Неудовлетворительно" ставится студенту, который не выполнил программу учебно-воспитательной работы, обнаружил слабое знание психолого-педагогической теории, неумение применять её для выдвижения и реализации учебно-воспитательных задач, устанавливать правильные взаимоотношения с учителем и учащимся, организовывать педагогически целесообразную деятельность школьников.

Преподаватель кафедры СППиПМНО при посещении школы имеет право не допустить студента к проведению урока и выставить ему "2" за урок при отсутствии конспекта урока.

Итоговая оценка за практику снижается на 1 балл при сдаче отчетной документации позже установленного срока.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Карточка студента-практиканта

554 группа ППФ. Ф.И.О (полностью)___________________________________

Контактный телефон (домашний и /или сотовый)______________________

Сроки прохождения практики: с_____________по________________.

Требования к описанию педагогической ситуации

Нужно описать и проанализировать одну реальную педагогическую ситуацию, которая содержит в себе либо какой-либо конфликт или проблему, либо наоборот, какую либо педагогическую находку учителя или студента-практиканта.Предложенные Вами ситуации будут в дальнейшем использоваться на занятиях со студентами младших курсов по психологическим и педагогическим дисциплинам и предметным методикам. Постарайтесь предложить такие ситуации, которые действительно помогли бы им научиться анализировать педагогические ситуации до того, как они столкнутся с ними на практике.

Выполнение этого задания способствует:

- Развитию педагогической наблюдательности.

- Развитию способности к анализу, распознаванию, постановке и решению нестандартных профессиональных задач, а так же нестандартному решению типичных профессионально-педагогических задач.

Описание педагогической ситуации должно быть подробным. Все вербальные проявления нужно представлять в прямой речи, например:

Учитель: …………………………

Ученик: ……………………………….

К ситуации составляются вопросы-задания, которые можно задать другим студентам, например:

- Правильно ли поступил учитель в этой ситуации?

- Какие ошибки допустил студент?

- Какие возрастные особенности детей проявились в данной ситуации?

- Почему учитель поступил так, а не иначе?

- Как бы Вы поступили на месте учителя и почему? И т.п.

Нужно предложить собственные варианты ответов на все вопросы.

Приложение 3

Анкета "Оценка сформированности профессионально значимых

личностных качеств студентов"

Просим Вас оценить свои профессионально значимые качества, включенные в профессиональную компетентность учителя начальных классов.

Оцените Ваше обладание выделенными качествами по десятибалльной шкале, где минимальное количество баллов – 0, максимальное – 10. Перед этим сделайте то же самое в первом столбце, представив, как эти качества должны быть развиты у «идеального учителя».

Профессионально значимые личностные качества Баллы
у "идеального учителя" у меня
целеустремленность    
организованность    
трудолюбие    
ответственность    
гражданственность    
коммуникативность    
толерантность    
тактичность    
доброжелательность    
любовь к детям    
чуткость    
терпимость к недостаткам людей    
внимательность    
отзывчивость    
     
     

Посмотрите, сильно ли отличаются баллы, выставленные Вами в столбцах "у идеального учителя" и "у меня". Отметьте те качества, степень выраженности которых у "идеального учителя" и у Вас совпадает или имеет близкие значения. Это Ваши сильные стороны.

Найдите те качества, где ваши показатели далеки от "идеала". Подумайте, действительно ли это так, спросите, что об этом думают значимые для Вас люди. Можно ли это исправить или компенсировать? Помните, что осознать свои недостатки могут думающие и ответственные люди, а это уже немало.

Если бы Вы разрабатывали список профессионально значимых личностных качеств современного учителя, то добавили бы в этот список что-то еще? Если да – впишите их в пустые строки.

Приложение 4

Отчет по педпрактике

Отчет составляется в свободной форме. Необходимо отразить все направления, указанные ниже в схеме отчета.

Отчет по педагогической практике по специальности «Педагогика и методика начального образования" студента (ки) 554 группы ППФ

Ф.И.О.____________________________________________________________

1. Общие сведения о прохождении практики: где проходила практика, в течение какого времени, в каком образовательном учреждении, в каком классе.

2. Анализ учебной работы.

-По какой системе (или УМК) обучается класс, сколько уроков всего посетили за время практики (учителя, другого студента). Сколько уроков было дано самим студентом (всего и по каждому предмету).

- Какие уроки, по Вашему мнению, у Вас прошли наиболее удачно (указать темы и что особенно удалось).

- Какие уроки, как Вы считаете, были неудачными (назвать темы, что и почему не удалось).

- Направления саморазвития. Что и как, Вы считаете, необходимо Вам для совершенствования своих профессиональных возможностей (например, какие-то знания, прогностические умения, умения понимать реакции учеников, обогащение методического арсенала, развитие коммуникативной компетенции и т.п.).

Указывать направления саморазвития нужно конкретно, а не перечислять из предложенного.

3. Анализ внеучебной работы. Сколько и какие внеклассные мероприятия были проведены. Что получилось (укажите то, чем Вы реально гордитесь, с чем Вас можно поздравить), что не получилось и почему.

4. Анализ компетенции по работе с родителями. В каких мероприятиях для родителей приняли участие. Какие основные сложности в работе с родителями, что удалось, а что – нет.

5. Анализ компетенции по взаимодействию с учителями. В каких мероприятиях для учителей приняли участие. Какие основные сложности были во взаимодействии с учителем начальных классов, у которого Вы проходили практику, а что не вызывало трудностей.

6. Эмоциональная оценка своей практики. Что понравилось, что вызвало негативные переживания, какие направления работы учителя Вам больше всего нравятся, какие вызывают негативные эмоции.

7. Основные направления профессионального самосовершенствования. В каких профессиональных направлениях Вам нужно активно развиваться, какие возможности для этого есть.

8. Планы на будущее. Каким Вы видите свое профессиональное будущее, где планируете работать после окончания университета.

Ваши планы на оценку за практику влиять не будут!!!

Приложение 5

Наши рекомендации