Семинар № 6. Школа и педагогические теории в Новое время.

Вопросы:

1. Как Я.А. Коменский доказывает необходимость воспитания и образования?

2.Что нового внес Я.А. Коменский в понимание сущности и назначения человека? Какие педагогические перспективы открыло это новое понимание?

3.Какие идеи Я.А. Коменского нашли воплощение в школьной практике?

4.Какие новые педагогические идеи развил ДЖ. Локк?

5.Что понимает Ж.Ж. Руссо под свободным и естественным воспитанием?

6. Что говорил Руссо о цели воспитания, его этапах, содержании?

Творческое задание: « Портреты заговорили»

1.Педагогическое учение Я.А. Коменского

· Биография Коменского

· Социокультурные предпосылки его педагогического учения

· Философские взгляды Коменского

· Принцип природосообразности, его значение в педагогике Коменского

· Дидактика Коменского

· Нравственное воспитание и дисциплина

· Коменский об учителе

2.Дж. Локк и его «Мысли о воспитании»

· Социально-педагогическая ситуация в Европе

· Педагогическое воззрение Дж.. Локка

· Душа ребенка подобна «чистой доске»

· Роль опыта в теории Дж. Локка

· Воспитание характера и разума будущего джентльмена

· Программа физического, нравственного и умственного воспитания

Теория естественного свободного воспитания Ж.Ж. Руссо

· Век просвещения и его вклад в развитие педагогической теории и практики

· Французские просветители

· Страницы жизни Руссо

· Теория естественного свободного воспитания и ее социально-педагогическая значимость

· Ориентация на личность ребенка и возрастная периодизация его развития

· «Эмиль, или О воспитании»

Литература

1.Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2002

2.Латышина Д.И. История педагогики. М., 2002.

3.Джуринский А.Н. История педагогики. М.. 2000.

4.Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.

5.Коменский Я.А. О развитии природных дарований: Речь, произнесенная 24 ноября 1650г.// Избр.пед. соч.-М., 1982.-Т.2.

6.Коменский Я.А. Великая дидактика //Избр.пед.соч.-М., 1982г.-Т.1.

7.Красновский А.А. Ян Амос Коменский: Его жизнь и педагогические сочинения (предисловие)// Коменский Я.А. Избр.пед.соч.-М., 1955

8.Ефстафьев П.В. Начальные основания педагогики: Учебник для Институтов, Гимназий и Учительских Семинарий: Настольная книга для родителей и воспитателей.- СПб., 1880

9.Заиченко Г.А. Джон Локк.-М., 1988.

10.Локк Д. Педагогические сочинения.- М., 1939 .

11.Локк Д. Мысли о воспитании. О воспитании разума.Опыт о человеческом разумении. Об управлении человеческим разумом // Соч.: В 3 т.-М., 1983-1988.

12. Очерки истории школы и педагогики за рубежом / Под ред. К.И. Салимовой.-М., 1988.-ч.1.

13. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ Отв.ред. и сост. П.В.Алексеев.-М.,1995.

14.Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. Рассуждение о науках и искусствах. О нравах. Юлия, или Новая Элоиза. Исповедь // Пед.соч.:В 2т.М., 1981.

Семинар № 7. Тема: Школа и педагогика в России 18 в.

Вопросы:

1.Социально-культурные истоки развития образования и педагогических идей в 18в. в России.

2. Духовное и светское образование в первой половине 18в.

3. Просветительные реформы Петра 1.

4. Школьные проекты 60-х гг. 18в.

5. Екатерининский период.

6. Высшее образование в России 18в.

Творческие задания:

Просветительная педагогика России 18в.

1. И.Т.Посошков и его «Завещание отеческое».

2. Педагогические воззрения В.Н.Татищева.

3. М.В. Ломоносов - выдающийся ученый и просветитель.

4. И.И. Бецкой – теоретик и организатор учебно-воспитательных заведений.( сообщения на 5-7 минут).

Литература:

1.Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2002

2.Латышина Д.И. История педагогики. М., 2002.

3.Джуринский А.Н. История педагогики. М.. 2000.

4. История педагогики в России. Хрестоматия М., 2000 / составитель С.Ф. Егоров.

Семинар № 8. Школа и педагогика в странах западной Европы и США.

Вопросы:

1.Дайте общую характеристику особенностей и результатов развития школы и педагогики на Западе в эпоху Нового Времени.

2. Проанализируйте педагогические идеи выдающихся западных философов 19века.

3.На каких принципиальных основах была создана школа эпохи Нового времени в странах Запада?

4. Какие типы средних школ получили развитие на западе? Что происходило в системе начального образования?

Задания:

Круглый стол.

Группа готовит вопросы по И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарту, Ф.А.В. Дистервегу.

Творческое задание: трое участников круглого стола знакомятся с творчеством, философией, педагогическими взглядами данных педагогов и готовится отвечать на вопросы.

Литература:

1. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000

2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики . М., 1998 раздел 4 . гл.2

3. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность М., 1992 гл.2

4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики М., 1981 , раздел 4.

Наши рекомендации