СЕМИНАР № 2. Школа и педагогическая мысль средневековых цивилизаций.

Вопросы:

1. Проследите главные этапы развития педагогической мысли в Византии.

2. Проанализируйте идеи представителей византийской философско-педагогической мысли.

3. Каковы особенности воспитания на средневековом Востоке. Основные педагогические взгляды восточных мыслителей средневековья.

4. Какие традиции лежат в основе западноевропейского средневекового воспитания и образования?

Задание 1. Заполните таблицу (создатель Э. Де Боно).

В строке «+» допишите положительные черты средневекового воспитания, его достоинства; в строке «-» - отрицательные черты, недостатки; в графе «интересно» - философско-педагогические идеи средневековых мыслителей, вызвавших наибольший интерес

+  
-  
Интересно  

Задание 2. Кластер.

1. Распакуйте веточки кластера.

 
  СЕМИНАР № 2. Школа и педагогическая мысль средневековых цивилизаций. - student2.ru

Рефераты.

1. Воспитание и педагогика цивилизации Ближнего Востока в средние века.

2. Ученичество как вид обучения в средние века в мировой практике.

3. Рациональность и иррациональность средневековой педагогики.

4. Педагогическая мысль Византии.

5. Формирование духовно-интеллектуальной элиты в средние века: монастырь, королевский двор, университет.

6. Античное педагогическое наследие в средневековой педагогике.

7. Педагогический аскетизм средних веков.

Литература:

1. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000.

2. Васильева З.И. История образования и педагогической мысли. М., 2002.

3. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. М., 2003.

Тема: № 3. Просвещение и обучение на Руси с древности по 18 в.

Вопросы: 1. В чем проявилась взаимосвязь между культурой и образованием славянского мира и культурой и образованием остальной Европы?

2. Роль византийской образованности и православной церкви в эволюции воспитания и обучения в Киевской Руси.

3. В чем состояла самобытность воспитания и обучения в Киевской Руси?

4. Охарактеризуйте школьное обучение и его результаты в Русском государстве в 14-16 в.в.

5. Каковы основные типы учебных заведений существовали на Украине и в Белоруссии в эпоху Средневековья?

Задание

Прочтите в Антологии педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14-16 в. (Составитель С.Д. Бабишин, Б.Н.Митюров.-М., 1985 с. 164-167, с.223- 227)

« Поучение» Владимира Мономаха и Домострой и заполните таблицу-синтез:

Ключевые моменты текста ( сообщения) На чем остановилось внимание? Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня ( анализ)
     
     

При первом восприятии текста заполняются первые две группы, а третья- при просмотре содержания первых двух. В правой стороне таблицы дайте комментарии:

Что заставило записать именно эту цитату?

Какие мысли она вызвала?

Какой вопрос возник в связи с ней?

Какая часть текста произвела наибольшее впечатление?

Рефераты

1.Владимир Мономах как воспитатель и автор «Поучения».

2.Домострой о воспитании и нравственности.

3.Сущность, содержание и методы православной педагогики.

4.Молитва, исповедь, покаяние, проповедь- педагогический инструментарий христианской педагогики.

Литература:

4. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000.

5. Васильева З.И. История образования и педагогической мысли. М., 2002.

6. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. М., 2003.

7. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14-16 в. ( Составитель С.Д. Бабишин, Б.Н.Митюров.-М., 1985 с. 164-167, с.223- 227)

5.Егоров С.Ф. История педагогики в России. Хрестоматия М. 2000 .

Викторина

1. Автор слов: « Что умеете хорошего, то не забываете… Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не получится».

Д.Заточник К.Туровский В.Мономах И.Златоуст

2.Где возникли Братские школы?

В Прибалтике в Германии в Белоруссии в Литве

3.Учитель детей царя Алексея Михайловича: Алексея, Федора и Софьи, наблюдал за воспитанием Петра 1.

С.Полоцкий Сильвестр И. Златоуст Святой Василий

4.Книга, которая содержит в себе полезные сведения, поучения, наставления всякому христианину – и мужу и жене, и детям, и слугам, и служанкам.

Пчела Изборник Поучение Домострой

Семинар № 4. Воспитание и система образования в эпоху Возрождения.

Вопросы:

1. Охарактеризуйте педагогические идеи европейского Возрождения.

2. Проанализируйте взгляды деятелей эпохи Возрождения и Реформации.

3. Расскажите о программах, формах, методах обучения в школах данной эпохи.

4. Эволюция университета в XIV – XVII в.

Задание:

1) Сравните идеи

  Римской католической церкви Возрождения Реформации
Общее        
особенное      

2) Задайте вопросы при помощи вспомогательных слов по теме, запишите ответы на свои вопросы

? Вопрос Ответ
Кто? Кто…  
Что? Что…  
Когда?    
Где?    
Зачем?    
Почему?    
Как?    

Творческие задания и рефераты:

1. М. Монтень – взгляды на личность и ее воспитание.

2. Университет (от истоков до наших дней) как тип высшей школы.

3. Идея сближения школы и жизни у Т.Мора и Ф.Бэкона.

Литература:

8. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000.

9. Васильева З.И. История образования и педагогической мысли. М., 2002.

10. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. М., 2003.

11. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14-16 в. ( Составитель С.Д. Бабишин, Б.Н.Митюров.-М., 1985 с. 164-167, с.223- 227)

5.Егоров С.Ф. История педагогики в России. Хрестоматия М. 2000 .

Тест:

1. Организатор школы «Дом радости»

· Ратихий

· Фельтре

· Коменский

· Роттердамский

2. Автор работы «Опыты»

· Аристотель

· Оуэн

· Монтень

· Вивес

3. Э.Роттердамский написал:

· «Похвала глупости»

· «Великая дидактика»

· «Опыты»

· «Материнская школа»

4. Социалисты-утописты:

· Рабле

· Мор

· Локк

· Кершенштейнер

5. Автор сочинения «Гаргантюа и Пантагрюэль»

· Монтень

· Роттердамский

· Кампанелла

· Рабле

·

Семинар 5. Школа и педагогическая мысль Нового времени в Западной Европе.

Вопросы

1. Назовите новые общие черты школы и педагогики Запада в 17-18 в.в.

2. Охарактеризуйте педагогическую мысль Просвещения на примере следующих государств:

Англия

Франция

Германия

Америка

Категории сравнения: Факты:

3. Расскажите об учебных заведениях нового типа, возникших в Западной Европе и Северной Америке в 17-18 веке?

4. В чем состояли отличия городских, грамматических школ и гимназий во второй половине 17-18 в.в. от более ранних аналогичных учреждений?

Новое: Известное:

5.Какую роль сыграли римско-католическая и протестантская церкви в развитии начального образования в Западной Европе в 17-18 в.в. Расскажите о программах и результатах деятельности западных начальных школ .

Литература

12. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000.

13. Васильева З.И. История образования и педагогической мысли. М., 2002.

14. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. М., 2003.

Рефераты

1.Ф.Фребель и его система воспитания дошкольников

2.Система педагогических взглядов Г. Спенсера

3.Р.Штейнер о воспитании ребенка с позиций антропософии.

15. И.Кант о воспитании

16. Педагогические идеи Г. Гегеля

Наши рекомендации