СЕМИНАР № 2. Школа и педагогическая мысль средневековых цивилизаций.
Вопросы:
1. Проследите главные этапы развития педагогической мысли в Византии.
2. Проанализируйте идеи представителей византийской философско-педагогической мысли.
3. Каковы особенности воспитания на средневековом Востоке. Основные педагогические взгляды восточных мыслителей средневековья.
4. Какие традиции лежат в основе западноевропейского средневекового воспитания и образования?
Задание 1. Заполните таблицу (создатель Э. Де Боно).
В строке «+» допишите положительные черты средневекового воспитания, его достоинства; в строке «-» - отрицательные черты, недостатки; в графе «интересно» - философско-педагогические идеи средневековых мыслителей, вызвавших наибольший интерес
+ | |
- | |
Интересно |
Задание 2. Кластер.
1. Распакуйте веточки кластера.
Рефераты.
1. Воспитание и педагогика цивилизации Ближнего Востока в средние века.
2. Ученичество как вид обучения в средние века в мировой практике.
3. Рациональность и иррациональность средневековой педагогики.
4. Педагогическая мысль Византии.
5. Формирование духовно-интеллектуальной элиты в средние века: монастырь, королевский двор, университет.
6. Античное педагогическое наследие в средневековой педагогике.
7. Педагогический аскетизм средних веков.
Литература:
1. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000.
2. Васильева З.И. История образования и педагогической мысли. М., 2002.
3. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. М., 2003.
Тема: № 3. Просвещение и обучение на Руси с древности по 18 в.
Вопросы: 1. В чем проявилась взаимосвязь между культурой и образованием славянского мира и культурой и образованием остальной Европы?
2. Роль византийской образованности и православной церкви в эволюции воспитания и обучения в Киевской Руси.
3. В чем состояла самобытность воспитания и обучения в Киевской Руси?
4. Охарактеризуйте школьное обучение и его результаты в Русском государстве в 14-16 в.в.
5. Каковы основные типы учебных заведений существовали на Украине и в Белоруссии в эпоху Средневековья?
Задание
Прочтите в Антологии педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14-16 в. (Составитель С.Д. Бабишин, Б.Н.Митюров.-М., 1985 с. 164-167, с.223- 227)
« Поучение» Владимира Мономаха и Домострой и заполните таблицу-синтез:
Ключевые моменты текста ( сообщения) | На чем остановилось внимание? | Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня ( анализ) |
При первом восприятии текста заполняются первые две группы, а третья- при просмотре содержания первых двух. В правой стороне таблицы дайте комментарии:
Что заставило записать именно эту цитату?
Какие мысли она вызвала?
Какой вопрос возник в связи с ней?
Какая часть текста произвела наибольшее впечатление?
Рефераты
1.Владимир Мономах как воспитатель и автор «Поучения».
2.Домострой о воспитании и нравственности.
3.Сущность, содержание и методы православной педагогики.
4.Молитва, исповедь, покаяние, проповедь- педагогический инструментарий христианской педагогики.
Литература:
4. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000.
5. Васильева З.И. История образования и педагогической мысли. М., 2002.
6. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. М., 2003.
7. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14-16 в. ( Составитель С.Д. Бабишин, Б.Н.Митюров.-М., 1985 с. 164-167, с.223- 227)
5.Егоров С.Ф. История педагогики в России. Хрестоматия М. 2000 .
Викторина
1. Автор слов: « Что умеете хорошего, то не забываете… Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не получится».
Д.Заточник К.Туровский В.Мономах И.Златоуст
2.Где возникли Братские школы?
В Прибалтике в Германии в Белоруссии в Литве
3.Учитель детей царя Алексея Михайловича: Алексея, Федора и Софьи, наблюдал за воспитанием Петра 1.
С.Полоцкий Сильвестр И. Златоуст Святой Василий
4.Книга, которая содержит в себе полезные сведения, поучения, наставления всякому христианину – и мужу и жене, и детям, и слугам, и служанкам.
Пчела Изборник Поучение Домострой
Семинар № 4. Воспитание и система образования в эпоху Возрождения.
Вопросы:
1. Охарактеризуйте педагогические идеи европейского Возрождения.
2. Проанализируйте взгляды деятелей эпохи Возрождения и Реформации.
3. Расскажите о программах, формах, методах обучения в школах данной эпохи.
4. Эволюция университета в XIV – XVII в.
Задание:
1) Сравните идеи
Римской католической церкви | Возрождения | Реформации | |
Общее | |||
особенное |
2) Задайте вопросы при помощи вспомогательных слов по теме, запишите ответы на свои вопросы
? | Вопрос | Ответ |
Кто? | Кто… | |
Что? | Что… | |
Когда? | ||
Где? | ||
Зачем? | ||
Почему? | ||
Как? |
Творческие задания и рефераты:
1. М. Монтень – взгляды на личность и ее воспитание.
2. Университет (от истоков до наших дней) как тип высшей школы.
3. Идея сближения школы и жизни у Т.Мора и Ф.Бэкона.
Литература:
8. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000.
9. Васильева З.И. История образования и педагогической мысли. М., 2002.
10. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. М., 2003.
11. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14-16 в. ( Составитель С.Д. Бабишин, Б.Н.Митюров.-М., 1985 с. 164-167, с.223- 227)
5.Егоров С.Ф. История педагогики в России. Хрестоматия М. 2000 .
Тест:
1. Организатор школы «Дом радости»
· Ратихий
· Фельтре
· Коменский
· Роттердамский
2. Автор работы «Опыты»
· Аристотель
· Оуэн
· Монтень
· Вивес
3. Э.Роттердамский написал:
· «Похвала глупости»
· «Великая дидактика»
· «Опыты»
· «Материнская школа»
4. Социалисты-утописты:
· Рабле
· Мор
· Локк
· Кершенштейнер
5. Автор сочинения «Гаргантюа и Пантагрюэль»
· Монтень
· Роттердамский
· Кампанелла
· Рабле
·
Семинар 5. Школа и педагогическая мысль Нового времени в Западной Европе.
Вопросы
1. Назовите новые общие черты школы и педагогики Запада в 17-18 в.в.
2. Охарактеризуйте педагогическую мысль Просвещения на примере следующих государств:
Англия
Франция
Германия
Америка
Категории сравнения: Факты:
3. Расскажите об учебных заведениях нового типа, возникших в Западной Европе и Северной Америке в 17-18 веке?
4. В чем состояли отличия городских, грамматических школ и гимназий во второй половине 17-18 в.в. от более ранних аналогичных учреждений?
Новое: Известное:
5.Какую роль сыграли римско-католическая и протестантская церкви в развитии начального образования в Западной Европе в 17-18 в.в. Расскажите о программах и результатах деятельности западных начальных школ .
Литература
12. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000.
13. Васильева З.И. История образования и педагогической мысли. М., 2002.
14. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. М., 2003.
Рефераты
1.Ф.Фребель и его система воспитания дошкольников
2.Система педагогических взглядов Г. Спенсера
3.Р.Штейнер о воспитании ребенка с позиций антропософии.
15. И.Кант о воспитании
16. Педагогические идеи Г. Гегеля