Обучение грамматике, правописанию и развитие речи
Задачи обучения младших школьников грамматике и правописанию: развитие и совершенствование устной и письменной речи детей, усвоение ими основных норм литературного языка, развитие познавательных способностей, формирование осознанных и прочных навыков правописания. Научные основы методики грамматики и правописания: языкознание, психология, дидактика. Опыт школы. Содержание программы «Грамматика, правописание и развитие речи» в начальных классах: распределение программного материала и требования к учащимся по годам обучения (общий обзор). Характеристика учебников по русскому языку для начальных классов с точки зрения содержания, построения, характера упражнений, видов работы по грамматике, правописанию и раз витию речи. Методы и приемы обучения младших школьников грамматике, правописанию и развития их речи Современные методы и приемы преподавания грамматики в начальных классах. Зависимость методов от характера грамматических явлений и этапа обучения.
Методика формирования грамматических понятий у младших школьников. Основные этапы формирования грамматического понятия: эмпирический, теоретический, практический. Краткая характеристика основных грамматических понятий, изучаемых в начальной школе. Научность знаний и практическая направленность занятий по грамматике. Трудности усвоения грамматических понятий младшими школьниками, их причины и меры преодоления.
Грамматические упражнения, их виды (фонетические, морфологические, синтаксические). Методические требования к проведению упражнений при сообщении новых знаний, их
закреплении, повторении и систематизации. Анализ, синтез, группировка, сопоставление по сходству и различию, дифференциация и обобщение. Объяснение и доказательства. Грамматический разбор, его виды по содержанию, форме, объему, цели. Приемы грамматического разбора (морфемный состав, части речи, словосочетания, предложения).
Формирование орфографического навыка. Методика работы над орфографическим правилом. Связь работы по правописанию с изучением грамматики и развитием речи. Роль грамматических знаний и умений для усвоения правописания. Общие условия формирования осознанных и прочных орфографических навыков. Понимание значений слов, словосочетаний и предложений: регулярное и систематическое повторение. Факторы, способствующие усвоению правописания: развитый речевой (фонематический) слух и уровень речевого развития учащихся, активное внимание, зрительно-моторное и речедвигательное запоминание, умелое применение грамматических знаний. Орфографическое правило, его объяснение, закрепление, включение в систему правил. Формирование умственных действий, необходимых учащимся при выборе (нахождении, установлении) правильного написания. Словарно-орфографическая работа по усвоению непроверяемых написаний.
Виды и приемы работы по орфографии: анализирующее списывание, грамматико-орфографический разбор, предупредительный, объяснительный, творческий и свободный диктанты. Методика применения данных видов работы по грамматике на уроках, требования к применению, сложности в применении. Орфографическое правило, его объяснение, закрепление, включение в систему правил.
Приемы работы над фонетико-графическим материалом (гласные и согласные звуки и буквы, ударение, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, обозначение мягкости согласных на письме).
Приемы изучения состава слова (корень, приставка, суффикс, окончание): порядок изучения, языковой материал, система упражнений.
Система работы по изучению имени существительного в начальных классах: пропедевтика понятия (1 класс – система Занкова, традиционная программа), изучение категорий рода и числа имен существительных, изучение категории склонения имен существительных.
Система работы по изучению имени прилагательного как части речи в начальных классах (пропедевтика понятия, лексический материал на основе имени прилагательного без введения термина, введение термина, морфологические признаки имен прилагательных, связь с орфографией, связь изучения данной части речи с синтаксическими понятиями) .
Система работы по изучению глагола как части речи в начальных классах( пропедевтика понятия в 1 классе, изучение морфологических признаков глагола: понятие инфинитива, понятие времени глагола, изменение глагола по лицам и числам; орфографические знания при изучении данной части речи, связь изучения данной части речи с синтаксическими понятиями).
Приемы изучения синтаксических явлений (словосочетания, предложения): содержание, объем знаний по теме, порядок рассмотрения синтаксических явлений, практический уровень исследования в 1 классе, учет содержания, структуры и средств художественной выразительности при работе с текстом, соотношение морфологических и синтаксических понятий)
Проверка знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по грамматике и правописанию. Контрольные работы, методика их проведения. Предупреждение и исправление ошибок. Анализ ошибок учителем. Диагностика и прогнозирование ошибок учащихся. Организация работы учащихся по преодолению ошибок. Нормы оценки учащихся по русскому языку. Единство требований к выполнению правил речевого, орфографического режима и к тетрадям учащихся в современной школе.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Задачи уроков по развитию связной (устной и письменной) речи младших школьников, исходя из присущих ей особенностей. Конкретные умения в области связной речи, предусмотренные программой для начальных классов школы, и содержание работы (по классам). Образовательно-воспитательное значение пересказов, рассказов, изложений и сочинений для учащихся. Тематика и материал для работы по развитию устной и письменной речи учащихся при обучении пересказу, устному рассказыванию, изложению и сочинению: личные наблюдения, прочитанные книги, картинки, диафильмы и кинофильмы. Связь устных работ по развитию речи с письменными работами.
Система работы над сочинениям и и изложениями.
Подготовка детей к изложениям и сочинениям: подбор материала на тему (организация наблюдений, чтение, беседы по картинкам и т. п.); языковой анализ текста изложения, его особенности. Объяснение и уточнение значения и употребления новых или непривычных для детей слов. Приемы лексической работы. Способ организации и лексической подготовки. Словарные упражнения. Работа над предложением, виды работы по анализу и построению предложений в зависимости от характера или специфики изложения и сочинения. Композиционные упражнения при передаче связного текста в процессе подготовки к сочинению. Анализ текста образца. Составление плана. Предупреждение ошибок в построении и написании предложений. Проверка и оценка ученических изложений и сочинений. Приемы работы по исправлению в них логико-речевых ошибок и недочетов. Анализ сочинений и изложений как средство обучения учащихся связной речи и правописанию. Специфика уроков обучающего и контрольного изложения и сочинения.
Список литературы
Основная литература
1. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 1985.
2. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988.
3. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М., 1990.
4. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М., 1987.
5. Методика грамматики и орфографии в начальных классах /Под ред. Н.С. Рождественского. – М., 1975.
6. Методика преподавания русского языка: Руководство к самостоятельной работе над курсом /Под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1988.
7. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2000. – 472 с.
8. Методика развития речи на уроках русского языка /Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1980.
9. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика начального обучения» /Под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1993.
10. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М., 1991.
Дополнительная литература
1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М., 1978.
2. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах /Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичевой. – М., 1977.
3. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах /Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М., 1977.
4. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М., 1984.
5. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М., 1986.
6. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М., 1986.
7. Амонашвили Ш.А. Единство цели. – М., 1987.
8. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1988.
9. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1966.
10. Бондаренко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977.
11. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. – М., 1990.
12. Васенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1983.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
14. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1987.
15. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М., 1991.
16. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М., 1988.
17. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.
18. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982.
19. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению – М., 1991.
20. Занков Л.В. Беседы с учителями (вопросы обучения в начальных классах). – М, 1975.
21. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973.
22. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М., 1982.
23. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М., 1991.
24. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.
25. Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. – М., 1988.
26. Лосева Л.М. Как строится текст. – М., 1980.
27. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М., 1981.
28. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. – М., 1988.
29. Обучение и развитие /Под ред. Л.В. Занкова. – М.,1975.
30. Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980.
31. Омороков М.Н. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М.: Аркти, 1997. – 160 с.
32. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку / Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева. – М., 1986.
33. Потапова Е.Н. Радость познания. – М.. 1990.
34. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. – М., 1984.
35. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку / Сост. А.Н. Матвеева. – М., 1982.
36. Речь. Речь. Речь. /Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1990.
37. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. – М., 1960.
38. Романовская З.Н. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству. – М., 1982.
39. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников:
40. Совершенствование методов обучения русскому языку / Сост. А.Ю. Купалова. – М., 1981.
41. Совершенствование обучения младших школьников. – М., 1984.
42. Система обучения сочинениям. /Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1973.
43. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984.
44. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. – М., 1981.
45. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 1982.
46. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М., 1976.
Учебно-методические издания
1. Агаркова Н.Г. Русская графика. Учебная тетрадь по письму (к «Букварю»). – М.: Вита-Пресс, 2001.
2. Безруких М.М. и др. Грамота. Рабочая тетрадь. – Ч. 1, 2, 3. – М.: Вентана-Граф, 2001.
3. Безруких М.М. и др. Письмо. Рабочая тетрадь. – Ч. 1, 2, 3. – М.: Вентана-Граф, 2001.
4. Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С. Азбука. – М.: Специальная литература, 2001.
5. Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С. Прописи. Мои первые тетрадки. – Ч. 1, 2, 3, 4. – М.: Специальная литература, 2001.
6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. В одном счастливом детстве. – М.: Баласс, 2001.
7. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. В океане света. – М.: Баласс, 2001.
8. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. – М.: Баласс, 2001.
9. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Литературное чтение. Капельки солнца. – М.: Балас, 2001.
10. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Моя любимая азбука. – М.: Баласс, 2001.
11. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Первые уроки. – М.: Баласс, 2001.
12. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебники для 2, 3, 4 классов. – М.: Баласс, 2001.
13. Горецкий В.Г. и др. Русская азбука. 1 класс. – М.: Просвещение, 2001.
14. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи № 1, 2, 3. 1 класс. – М.: Просвещение, 2001.
15. Джежелей О.В. Чтение и литература. Учебники для 1, 2, 3, 4 классов. – М.: Дрофа, 2001.
16. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебники для 2, 3, 4 классов. – М.: Вентана-Граф, 2001.
17. Журова Л.Е., Евдокимова А.О. и др. Чтение и письмо. – М.: Вентана-Граф, 2001.
18. Журова Л.Е., Рудницкая В.К. и др. Грамота. – М.: Вентана-Граф, 2001.
19. Иванов С.В., Кузнецова М.Н. и др. русский язык. Учебники для 2, 3, 4 классов. – М.: Вентана-Граф, 2001.
20. Кубасова О.В. Литературное чтение. Любимые страницы. Учебники: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. – М.: Ассоциация XXI век, 2001.
21. Кудина Г.Н. и др. Литературное чтение. Учебники для 2, 3, 4 классов. – М.: Оникс XXI век, 2001.
22. Кузнецова М.И. Пишем грамотно. Рабочая тетрадь по орфографии для 2, 3, 4 классов. – М.: Вентана-Граф, 2001.
23. Кузнецова М.И. Я учусь читать и писать. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2001.
24. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. – М.: Корпорация Федоров, 2001.
25. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Тетрадь к «Азбуке». – М.: Корпорация Федоров, 2001.
26. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. – М.: Баласс, 2003. – 288 с.
27. Полякова А.В. Русский язык Учебник для 2, 3, 4 классов. – М., Просвещение, 2001.
28. Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа /Сост. Л.А. Вохмянина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 320 с.
29. Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа /Сост. Т.В. Игнатьева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 288 с.
30. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4) в двух частях. – М.: Просвещение, 2001.
31. Пронина О.В. Мои волшебные пальчики. Прописи № 1, 2, 3, 4, 5. – М.: Баласс, 2001.
32. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебники для 1, 2, 3, 4 классов. – М.: Дрофа, 2001.
33. Репкин В.В. Букваренок. – М.: Вита-Пресс, 2001.
34. Репкин В.В. и др. Букварь. – М.: Вита-Пресс, 2001.
35. Репкин В.В. Русский язык. Учебники для 2, 3, 4 классов. – М.: Вита-Пресс, 2001.
36. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебники: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. – М.: Ассоциация XXI век, 2001.
Вопросы итоговой государственной аттестации по дисциплине