Обучение чтению и развитие речи. ( уроки классного и внеклассного чтения)

Методы и приемы обучения младших школьников чтению. Научные (психолого-педагогические и литературоведческие) основы методики обучения технике чтения, восприятию текста, выбору и самостоятельному чтению детских книг. Краткий историко-критический обзор методов классного и внеклассного чтения в русской, советской и современной школе (объяснительное, воспитательное, литературно-художественное чтение; чтение вслух, обзоры детских книг, формирование читательской самостоятельности в 1-Ш классах и метод чтения-рассматривания как ведущий в этом последнем направлении).

Задачи уроков чтения в начальных классах школы: идейно-политическое, нравственное и эстетическое воспитание учащихся средствами детской литературы; формирование представлений об окружающем мире; закрепление и дальнейшее совершенствование навыка чтения, умения работать с текстом литературных произведений, интереса к детским книгам, способности их осознанно выбирать и самостоятельно читать; развитие речи - обогащение, уточнение и активизация словаря детей, выработка умения воспринимать речь и выражать мысли в устой и письменной форме. Обучение младших школьников умению самостоятельно выбирать и читать книги как основная образовательно-воспитательная цель уроков классного и внеклассного чтения в начальных классах.

Развитие навыка чтения. Приемы работы над правильностью и беглостью чтения: анализ слов сточки зрения Значения и структуры (в частности, работа с разрезной азбукой), проговаривание, чтение учащимися текста про себя с целью подготовки к чтению вслух или последующего коллективного анализа, предупреждение и исправление ошибок в чтении детей и др.

Обучение сознательному чтению. Приемы подготовки к восприятию текста, анализ, текста со стороны содержания, идейного замысла, художественных средств изображения; приемы; синтеза вовремя обобщающей работы над произведением; творческие работы в связи с прочитанным.

Приемы работы над выразительностью чтения (показ образца чтения, критический анализ образца, овладение средствами выразительности: логическое ударение, пауза, интонация, темп, подражание чтению учителя, наблюдение детей над приемами передачи в/чтении учителя знаков препинания; эмоционально-психологическая подготовка детей к восприятию и чтению произведения вслух; чтение по ролям).

Специфика использования системы методов и приемов обучения чтению (по годам и этапам ) в зависимости от литературного материала: методика работы над художественным произведением (рассказом, сказкой, басней, стихотворением ), методика изучения научно-популярной статьи и очерка. Чтение текста учителем как прием первичного знакомства с содержанием художественного произведения. Чтение научно- популярного текста учащимися про себя.

Повторное чтение и приемы анализа содержания произведения в единстве с его художественным и особенностям и: выборочное чтение, ответы на вопросы своим и словам и, постановка вопросов учащимися, иллюстрирование текста, наблюдение над средствами художественной выразительности, выявление сведений научного характера.

Приемы подготовки учащихся к восприятию художественных произведений, научно-популярных статей и очерков. Формы организации предварительной работы: экскурсии, просмотр; фильмов, диафильмов, использование других видов наглядности, рассказ, беседа как форма совместной деятельности учите- ля и учащихся, самостоятельная подготовка учащихся к восприятию текста с помощью детской книги.

Словарная работа на уроке в процессе анализа текста художественного произведения, научно-популярной статьи, значение и принципы проведения словарной работы. Приемы объяснения слов.

Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения (на этапе вторичного синтеза). Основные виды творческих работ: составление плана и работа с ним, словесное иллюстрирование, драматизация и др. Методика обучения творческим работам на уроках чтения. Деление произведения на части. Специфика работы над составлением плана художественного произведения, научно-популярной статьи (невозможность составления плана лирического стихотворения; ограниченность возможностей составления плана басни, сюжетного стихотворения). Виды упражнений в составлении плана в I-II классах. Работа над планом в III-IV классе. Приемы обучения подробному и сжатому пересказу рассказов, сказок, научно-популярных статей. Частичный пересказ.

Цели и методика проведения обобщающей беседы по прочитанному произведению или ряду произведений. Обобщающие уроки по разделу: содержание и специфика построения.

Урок как основная форма обучения чтению. Структура типовых уроков чтения (классного и внеклассного) и их завис им ость от учебно-воспитательных задач и специфики учебного материала.

Цели и задачи уроков внеклассного чтения. Характеристика общей системы работы с детской книгой в современной школе (основной метод изучения детских книг; требования к самостоятельному детскому чтению; правила гигиены чтения; формы руководства самостоятельным детским чтением). Структура и содержание этих уроков на каждом этапе обучения. Особенности метода чтения-рассматривания на подготовительном, начальном и основном этапах внеклассного чтения.

Методика организации и проведения уроков чтения в образовательной системе «Школа 2100»: специфика построения урока, метод антиципации, реализуемый на уроке, три основных этапа урока чтения, подбор языкового и литературного материала к урокам.

Методика организации и проведения уроков чтения в образовательной системе Занкова Л.В. реализация на уроках чтения основных принципов развивающего обучения, специфика аналитической работы на уроке чтения, подбор литературного материала к урокам, использование дифференциации на уроках чтения.

Наши рекомендации