Раздел 1. Введение в педагогическую профессию

Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе

Возникновение педагогической профессии, её развитие.

Роль и место педагога в век информационного общества. Повышение требований общества к педагогу на современном этапе.

Педагогическая деятельность, ее аспекты. Содержание педагогической деятельности.

Понятие о профессиональной компетентности педагога как интегральном проявлении профессионализма. Компоненты профессиональной компетентности: профессионально - содержательный, профессионально-деятельностный, профессионально - личностный, их характеристика. Педагогические способности, их влияние на уровень профессиональной компетентности и мобильности педагога.

Понятие о профессиограмме как качественно-описательной модели представителя педагогической профессии, ее составляющие.

Требования к профессиональной компетентности и мобильности.

Пути и формы овладения педагогической профессией

Содержание и структура освоения педагогической профессии. Спектр педагогических специальностей. Характеристика системы профессионального педагогического образования в России. Перспективы овладения педагогической профессией. Непрерывное образование как необходимое условие профессионального роста и развития личности педагога.

Характеристика содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса и самостоятельной учебной деятельности студентов в колледже и вузе.

Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении профессионала - педагога. Этапы (стадии, уровни) самообразования. Общие правила и рекомендации по организации самообразования.

Раздел 2. Общие основы педагогики

Возникновение и развитие педагогики

Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Задачи педагогики. Методология педагогической науки. Возникновение и развитие педагогики, её ее место в системе гуманитарных и естественных наук. Выдающиеся педагоги прошлого.

Структура педагогической науки

Основные отрасли теоретических и прикладных данных о закономерностях в различных областях педагогики, образования, воспитания. Управление их структурами, входящими в систему педагогики: история педагогики, общая педагогика, возрастная педагогика, социальная педагогика, специальная педагогика.

Структура педагогической науки: теория образования и обучения (дидактика), теория воспитания, школоведение.

Основные педагогические понятия

Основные педагогические понятия. Сущность определения воспитания в социальном и педагогическом значении. Исторический характер воспитания. Цель воспитания.

Сущность определения обучения как целостного, целенаправленного, управляемого процесса. Цели обучения.

Образование как процесс и результат обучения и воспитания. Основной критерий образованности – системность знаний и мышления. Уровни образования: начальное, среднее, высшее. Направленность образования: общее, профессиональное, политехническое.

Взаимосвязь основных педагогических понятий.

Целостный педагогический процесс как предмет изучения педагогики

Целостный педагогический процесс как предмет изучения педагогики.Сущность и функции целостного педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса. Основные компоненты целостного педагогического процесса.

Условия эффективности педагогического процесса. Направления модернизации педагогического процесса: гуманизация, гуманитаризация и демократизация.

Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса

Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса.

Личность ребенка как объект и субъект воспитания. Природное и общественное в развитии человека.

Факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда, воспитание, активность личности. Взаимосвязь развития и воспитания. Психолого-педагогические особенности разных возрастных групп. Личностно ориентированный подход в образовании.

Права и обязанности ребенка. Содержание основных документов о правах и обязанностях ребенка: Декларация и Конвенция ООН о правах ребенка.

Наши рекомендации