Раздел 1. Введение в педагогическую профессию
Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе
Возникновение педагогической профессии, её развитие.
Роль и место педагога в век информационного общества. Повышение требований общества к педагогу на современном этапе.
Педагогическая деятельность, ее аспекты. Содержание педагогической деятельности.
Понятие о профессиональной компетентности педагога как интегральном проявлении профессионализма. Компоненты профессиональной компетентности: профессионально - содержательный, профессионально-деятельностный, профессионально - личностный, их характеристика. Педагогические способности, их влияние на уровень профессиональной компетентности и мобильности педагога.
Понятие о профессиограмме как качественно-описательной модели представителя педагогической профессии, ее составляющие.
Требования к профессиональной компетентности и мобильности.
Пути и формы овладения педагогической профессией
Содержание и структура освоения педагогической профессии. Спектр педагогических специальностей. Характеристика системы профессионального педагогического образования в России. Перспективы овладения педагогической профессией. Непрерывное образование как необходимое условие профессионального роста и развития личности педагога.
Характеристика содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса и самостоятельной учебной деятельности студентов в колледже и вузе.
Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении профессионала - педагога. Этапы (стадии, уровни) самообразования. Общие правила и рекомендации по организации самообразования.
Раздел 2. Общие основы педагогики
Возникновение и развитие педагогики
Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Задачи педагогики. Методология педагогической науки. Возникновение и развитие педагогики, её ее место в системе гуманитарных и естественных наук. Выдающиеся педагоги прошлого.
Структура педагогической науки
Основные отрасли теоретических и прикладных данных о закономерностях в различных областях педагогики, образования, воспитания. Управление их структурами, входящими в систему педагогики: история педагогики, общая педагогика, возрастная педагогика, социальная педагогика, специальная педагогика.
Структура педагогической науки: теория образования и обучения (дидактика), теория воспитания, школоведение.
Основные педагогические понятия
Основные педагогические понятия. Сущность определения воспитания в социальном и педагогическом значении. Исторический характер воспитания. Цель воспитания.
Сущность определения обучения как целостного, целенаправленного, управляемого процесса. Цели обучения.
Образование как процесс и результат обучения и воспитания. Основной критерий образованности – системность знаний и мышления. Уровни образования: начальное, среднее, высшее. Направленность образования: общее, профессиональное, политехническое.
Взаимосвязь основных педагогических понятий.
Целостный педагогический процесс как предмет изучения педагогики
Целостный педагогический процесс как предмет изучения педагогики.Сущность и функции целостного педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса. Основные компоненты целостного педагогического процесса.
Условия эффективности педагогического процесса. Направления модернизации педагогического процесса: гуманизация, гуманитаризация и демократизация.
Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса
Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса.
Личность ребенка как объект и субъект воспитания. Природное и общественное в развитии человека.
Факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда, воспитание, активность личности. Взаимосвязь развития и воспитания. Психолого-педагогические особенности разных возрастных групп. Личностно ориентированный подход в образовании.
Права и обязанности ребенка. Содержание основных документов о правах и обязанностях ребенка: Декларация и Конвенция ООН о правах ребенка.