Эмоционально-волевая организация деятельности
Эмоции и чувства, воля. Эмоциональная сфера личности. Эмоции и чувства: понятие, значение. Функции эмоций. Внешнее выражение эмоций. Виды эмоциональных состояний. Формы и виды чувств, высшие чувства. Методы исследования эмоциональной сферы.
Волевая сфера личности. Понятие, значение, функции воли. Структура волевого акта. Мотивация и волевая активность. Волевые качества человека.
Самопознание мотивационной сферы. Самооценка воли.
Познавательная деятельность: ощущения и восприятие, внимание, память, мышление и речь, воображение
Общая характеристика познавательных процессов. Основные формы познания, их психологические механизмы. Психические процессы и состояния как индивидуально-психологические параметры субъекта.
Внимание. Понятие о внимании. Функции внимания. Виды и свойства внимания. Типы внимания.
Ощущение и восприятие как основа чувственного познания. Понятие об ощущении и восприятии. Классификация ощущений и восприятия по различным основаниям (ощущения: по модальности, по контакту с раздражителем, по месту расположения рецепторов; восприятие: по действию анализаторов, по форме существования материи, по целенаправленности личности). Основные свойства ощущения и восприятия.
Память как анемический процесс. Понятие о памяти. Классификация видов памяти (по модальности, по целенаправленности личности, длительности сохранения информации, по способу сохранения информации, по времени образования). Характеристика процессов памяти. Основные закономерности памяти. Индивидуальные особенности памяти и рациональные приемы запоминания.
Мышление и речь. Понятие о мышлении: мышление как форма отражения, мышление как деятельность. Классификация видов мышления по различным основаниям (генетическая, по продуктивности, по степени развернутости, по уровню) Операции мышления. Формы мышления. Индивидуальные особенности мышления. Мышление и речь. Язык и речь. Функции речи. Виды речи, их характеристика. Свойства речи.
Воображение. Понятие о воображении. Воображение и творчество. Функции воображения. Виды воображения. Способы создания образов. Этапы творческого процесса (накопление информации, «созревание», «озарение», воплощение).
Раздел 2. Возрастная и педагогическая психология
Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии
Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии в отечественных и зарубежных теориях. Структура возрастной и педагогической психологии. Специфика методов исследования в возрастной и педагогической психологии.
Основные закономерности психического развития
Сущность психического развития в онтогенезе. Предпосылки и условия. Движущие силы психического развития. Генотипическая и средовая обусловленность развития. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского. Обучение и развитие, зоны развития по Л.С. Выготскому.
Возрастная периодизация: понятие, сущность, подходы
Понятие возраста. Социальная ситуация развития. Понятие ведущей деятельности. Возрастные кризисы. Новообразования возраста. Зона ближайшего развития. Сензитивные периоды. Возрастные периодизации развития в трудах зарубежных и отечественных психологов (3. Фрейд, 3. Эриксон, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский). Деятельность и развитие. Понятие о ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев).
Особенности психического развития и педагогического воздействия на разных возрастных этапах
Психическое развитие ребенка младенческого возраста
Социальная ситуация развития. Кризис новорожденности. Период новорожденности. Рефлексы новорожденного. Комплекс оживления. Эмоционально-экспрессивная функция общения. Психическая депривация. Возникновение предпосылок овладения речью. Сенсомоторное развитие младенца. Кризис первого года.
Психическое развитие ребенка раннего возраста
Социальная ситуация развития. Основные достижения возраста: прямо-хождение, предметная деятельность, речевое общение. Символизм. Возникновение и развитие речевого общения. Зарождение самосознания. Предпосылки развития игровой деятельности. Кризис трех лет.