Беседа с классным руководителем
1. Как давно работаете с классом?
2. Как относятся ребята друг к другу? Все ли интересуются делами класса? Какие виды коллективной деятельности их особенно привлекают?
3. Кто входит в актив класса? Как он создавался? Каковы отношения актива с другими ребятами?
4. Кто из активистов больше помогает? Кто из актива вызывает тревогу?
5. Как связан общешкольный коллектив с коллективом класса? В каких общешкольных делах и насколько успешно принимал участие Ваш класс?
6. Каковы активность и самостоятельность учащихся?
7. Каков характер взаимоотношений Ваших и класса? Что во взаимоотношениях Вас не устраивает?
8. Какие задачи воспитательной работы Вы решаете в текущем году? Что спланировано для их решения?
9. Какие внеклассные мероприятия проведены и что планируется провести?
10. Как Вы привлекаете родителей учащихся для организации работы классного коллектива?
Сопоставьте ответы, заполните таблицу.
Мнение актива | Мнение классного руководителя |
Наблюдение
Наблюдение за учащимися класса, их взаимоотношениями в различных ситуациях учебной и внеучебной деятельности. Ведение дневника наблюдений.
События, факты | Комментарии, анализ |
Возникающие вопросы, предложения, отсроченный комментарий, выводы. |
УРОК КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА КЛАССА
Цель:
- определить, какие формы организации познавательной деятельности использует учитель во время урока.
- наметить пути оптимизации урока.
Литература:
1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1983. С.76-78.
2. Воспитательная деятельность педагога / И.А. Колесникова и др. М., 2005
3. Границкая А. С. Научить думать и действовать. М., 1991.
4. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности.М., 2008
Наблюдение «Распределение времени на уроке»
Посещая уроки, вести хронометраж времени, затраченного на задания каждого типа. Для этого необходимо записывать время начала каждого нового микроэтапа урока, а затем вычислить, сколько минут длился этап.
2.При анализе просмотренных уроков, подсчитать количество времени, использованное на:
- монолог учителя,
- диалог (полилог) учителя и учащихся (фронтальная работа),
- монолог ученика (ответ),
- диалог ученик-ученик (парная работа),
- совместное обсуждение учащимися проблем в рамках темы урока (групповая работа),
- взаимопроверку учащихся (парная или групповая работа),
- работу в группах сменного состава,
- самостоятельную работу учащихся (по общему или индивидуальному заданию),
- организационные моменты (шум, наведение дисциплины),
- «пустое» время (объяснить, почему так решили),
- ...(ваш вариант).
Беседа с учителем
1. Является ли развитие коллектива одной из задач в работе данным классом?
2. Может ли, на Ваш взгляд, деятельность учащихся на уроке способствовать развитию коллектива, в какой мере?
3. Как часто Вы включаете учащихся в групповую работу на уроке?
4. На каком этапе изучения материала используется групповая работа (при изучении нового, повторении, закреплении, обобщении и систематизации, как форма контроля?)
5. Используете ли Вы взаимообучение (работу в парах сменного состава) на уроках по Вашему предмету вообще и в данном классе, в частности?
6. Включаете ли учащихся в целеполагание? Планирование деятельности на уроке? В анализ и рефлексию результатов совместной деятельности? Как часто? В каких формах?
Тема 11.
Самовоспитание как процесс и результат воспитания
Готовность школьников к самовоспитанию
Задачи:
- изучить представление детей о себе в настоящем и будущем;
- определить сформированность умений самопознания, самоанализа, самоорганизации;
- определить ряд групп учащихся с различной степенью готовности к самовоспитанию;
- наметить перспективы включения детей в процессе самовоспитания с учетом уровня готовности.
Литература:
1. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. – Казань, 1994.
2. Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитанием школьников. – М., 1975.
3. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. – Минск, 1986.
4. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепции до технологии: Учеб.-практич. пособие. – Ростов-н/Д, 2001. – Гл. 3.
5. Орлов Ю.П. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.
Диагностические методики
Учащимся предлагается ряд вопросов и несколько незаконченных предложений
Анкета
Планируете ли вы свою личную жизнь, дела, свободное время?
Отметьте то, что соответствует вашему личному мнению.
№ п/п | Вопрос | Варианты ответа | ||
Да | Нет | Не совсем/ Иногда | ||
1. | Планируете ли вы основные события на следующий год? | |||
2. | Планируете ли вы свой день? | |||
3. | Планируете ли вы свободное время? | |||
4. | Планируете ли вы заранее каникулы? Готовитесь ли к ним? | |||
5. | Какие задачи стоят перед вами в этом году? | Ответ ученика: … | ||
6. | Нужна ли человеку в жизни цель? Для чего? | Ответ ученика: … | ||
7. | Принимаете ли вы участие в планировании семейных дел? | |||
8. | Есть ли у вас цель в жизни? | |||
9. | Если да, то какая? | Ответ ученика: … | ||
10. | Считаете ли себя человеком целеустремленным? |
Незаконченное предложение
1. Целеустремленный человек – это …….
2. Современный человек (не) должен быть целеустремленным, потому, что ….
3. Проективный рисунок
Нарисуй:
А – каким ты себя видишь (через образ);
Б – каким тебя видят другие;
В – каким ты видишь себя в будущем.
4. Анкета (самооценка, экспертная оценка)
«Отношение к себе». Оценить пять понравившихся Вам учеников. Поставить «+» против правильного ответа. Сравнить самооценку ученика с оценкой классного руководителя (учителей), сверстников.
Суждения | Самооцен-ка | Оценка | ||
кл. руководителя | учите-лей | сверст-ников | ||
1. Знаю свои достоинства и недостатки 2. Знаю свои способности и возможности 3. Могу действовать самостоятельно в сложных условиях 4. Могу сам преодолеть трудности в учении и труде. 5. Сохраняю самообладание в конфликтных и трудных ситуациях. 6. Способен к самоконтролю и самооценке при выполнении работы. 7. Умею организовать свой труд, беречь свое и чужое время и силы. |