Задачи и структура профессиональной педагогики
Профессиональная педагогика, как отрасль научных знаний и ветвь общей педагогикирешает следующие задачи.
* Разработка теоретико-методологических основ профессионального образования и методикипроведения исследований в профессиональной педагогике.
* Обоснование сущности, аспектов и функций профессионального образования.
* Изучение истории развития профессионального образования и педагогической мысли.
* Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессиональногообразования в нашей стране и за рубежом.
* Выявление закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития личности.
* Обоснование образовательных стандартов и содержания профессионального образования.
* Разработка новых методов, средств, форм, систем и технологий профессионального
образования.
Определение принципов, методов и способов управления профессионально-педагогическими
системами, мониторинга профессионально-образовательного процесса и профессионального
развития обучающихся.
Структура профессиональной педагогики на схеме:
Профессиональная педагогика | → → → → → | Педагогика начального профессионального образования |
Педагогика среднего профессионального образования | ||
Педагогика высшей школы | ||
Педагогика послевузовского профессионального образования | ||
Производственная педагогика |
11 В. Профессионально-образовательный процесс как целостная система.
Образовательный процесс как целостная логично-последовательная система, целенаправленная на формирование информационно-коммуникативной культуры, выступающей результатом образовательного процесса.
С одной стороны, нельзя не признать значимость личности педагога, выстраивающего контекст образовательного процесса, с другой стороны, не менее важным фактором является и личность будущего учителя. Поэтому, мы берём во внимание и учитываем результаты исследований, рассматривающих личность педагога и личность будущего учителя как ведущие условия успешности процесса формирования профессионально-личностных качеств студента. При этом мы переносим акцент на целенаправленно организованный образовательный процесс как ведущий фактор формирования культуры личности в целом и в частности ин-формационно-коммуникативной культуры студента – будущего учителя. Наш выбор обосновывается тем, что в рамках целостного образовательного процесса в ходе взаимодействия качественно изменяются личностные характеристики субъектов образовательного процесса: педагога и студента-будущего учителя.
Понятие профессионально-организованного процесса, модель профессионально-образовательного процесса. Сущность профессионального обучения (этапы профессионального обучения). Основные функции профессионального обучения. Специфические особенности процесса профессионального обучения.
Педагогический процесс представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и обучающихся, направленных на сознательное и прочное усвоение последними системы знаний, навыков и умений, формирование способности применять их на практике.
Педагогический процесс обусловлен целями образования и взаимодействием основных его компонентов: содержанием, обучением, преподаванием, воспитанием.
Учение– это систематическая и сознательная учебная деятельность обучающихся по овладению знаниями, навыками и умениями, в ходе которой происходит развитие их познавательных и созидательных сил и способностей. Процесс учения является разновидностью познавательного процесса, протекающего в специфических условиях.
Познание– сложный, развивающийся процесс. В процессе опосредованных ощущений, восприятий, активного изучения объективной действительности у обучающихся возникают определенные представления о тех или иных явлениях, предметах, процессах.
Два компонента педагогического процесса: содержание образования (опыт, базовая культура) и педагогические средства: материальные (устные, наглядные, технические, электронные), художественные и др.
Содержание обучения определяется содержанием образования, которое реализуется в ходе педагогического процесса. Содержание образования зафиксировано в документах – государственном стандарте, учебной программе соответствующего предмета и др. В содержании образования воплощены социальные цели, поставленные перед системой профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, следовательно, и цели конкретной педагогической системы. А цель определяет выбор средств (форм, методов, способов организации) ее осуществления. С другой стороны, не только содержание образования определяет ход педагогического процесса, но и, наоборот, закономерности этого процесса влияют на формирование содержания.
Общая цель профессиональной школы – разностороннее, гармоническое развитие личности – предполагает единство ее образованности, воспитанности, общей и профессиональной развитости. Исходя из этой цели, педагогический процесс призван осуществлять три основных взаимосвязанных функции– образовательную, воспитательную и развивающую.
Образовательная функция педагогического процессазаключается в формировании у обучающихся системы научных, технических, технологических и производственных знаний – фактов, законов, закономерностей, теорий, явлений, процессов; в формировании способностей применять полученные знания, умения и навыки для решения учебных и производственных задач; в формировании у обучающихся общенаучных, политехнических и специальных профессиональных умений; в закреплении, совершенствовании, расширении и углублении полученных знаний, навыков и умений.
Осуществление образовательной функции является основой педагогического процесса. Оно в решающей степени определяет успешность осуществления других функции педагогического процесса.
Воспитательная функция педагогического процессапроявляется в том, что обучение постоянно – независимо от того, как рассматривает этот вопрос педагог – воспитывает обучающихся. Основная задача преподавателя, мастера, воспитателя – максимально использовать воспитательные возможности педагогического процесса для формирования у обучающегося лучших качеств.
Развивающая функция педагогического процессаобучения проявляется в формировании у обучающихся рациональных приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.; в развитии познавательной и созидательной активности и самостоятельности; познавательных интересов и способностей; воли, настойчивости в достижении цели, умений и привычек к самообразованию, самосовершенствованию; в развитии внимания, памяти, речи, воображения; в формировании культуры учебного и производственного труда.
Графически педагогический процесс как целостную динамическую систему можно представить следующим образом.
Учебный процесс в целом можно рассматривать как совокупность ее системообразующих составляющих (элементов). Так, в зависимости от основной дидактической цели профессионального обучения весь учебный процесс можно разделить на три цикла: теоретическое обучение, практическое обучение и учебное проектирование.
Такое разделение профессионального обучения на циклы обусловлено тем обстоятельством, что в дидактическом плане учебная деятельность обучающихся связана с двумя видами человеческой деятельности – познавательной и преобразовательной.
Познавательная деятельность направлена на овладение человеком знаниями о внешнем мире, природе, обществе, человеке, знаний о себе самом – теоретическое обучение.
Преобразовательная деятельность направлена на изменение, преобразование окружающей действительности или на преобразование самого себя, когда речь идет, например, о физическом самосовершенствовании, самовоспитании и т.д.
Преобразовательная деятельность может осуществляться в двух плоскостях, аспектах – реально или идеально. В первом случае происходит действительное изменение материального бытия – природного, общественного, человеческого. Такая деятельность называется практической, практикой. Этому аспекту соответствует цикл практического обучения.
Во втором случае объект изменяется лишь в воображении – это деятельность проектирующая. Ее функция – обеспечивать практическую деятельность опережающими и направляющими проектами, планами, образами действий. Проектирующей деятельности соответствует цикл учебного проектирования.
Доминантная цель теоретического обучения – теоретическое освоение профессии, то есть усвоение системы профессиональных знаний о технике, технологии, экономике, планировании, организации и управлении производством. Доминантная цель практического обучения – формирование системы профессиональных умений и навыков, то есть практическое освоение профессиональной деятельности. Доминантная цель учебного проектирования – формирование системы умений проектирования профессиональных систем: технических, технологических, экономических и т.д.
12 В. Проектирование профессионально-образовательного процесса.
Проектирование образовательного процесса – «это вид профессиональной деятельности учителя, в котором определяется будущий процесс и результат целенаправленного развития (преобразования) учащихся с учётом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений, в течение определённого промежутка времени»
Понятие проектирования образовательного процесса в профессиональном учебном заведении. Характеристика структурных элементов проектирования профессионально-образовательного процесса: проектирование модели личности профессионала, проектирование профессионально-педагогической деятельности, проектирование профессионально-педагогического взаимодействия.
Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов (В.С.Безрукова).
Проектирование образовательного процесса – это вид профессиональной деятельности учителя по осмыслению будущего отрезка образовательного процесса на основе анализа педагогической ситуации и выбора оптимального варианта его реализации (Г.Е.Муравьева).
Педагогическое проектирование представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.
Принципы проектирования образовательных процессовПроектирование образовательных процессов требует системы регулятивов, в качестве которых выступают разработанные следующие принципы:
Принцип законосообразности - соответствия проектируемого образовательного процесса объективным законам и закономерностям протекания такого рода процессов.
Принцип системности - органической взаимосвязи всех компонентов образовательного процесса. Принцип означает учет связей технологического, управленческого, инструментального, информационного и социально-психологического компонентов образовательного процесса.
Принцип центрации проектирования на ведущем элементе - модели деятельности учащихся в технологическом процессе. Принцип центрации требует начинать процедуру проектирования всегда с построения, создания целесообразных моделей деятельности, затем продумывать способы их освоения учащимися (технологические операции), а затем - приемы управления учебной деятельностью (деятельность учителя).
Принцип рефлексивности. требует непрерывной корректировки создаваемого проекта образовательного процесса на основе анализа потребностей и возможностей субъектов - участников процесса.
Принцип оптимальности. Оптимальность достигается путем выбора адекватных содержанию социального опыта моделей деятельности и технологических операций по их освоению, выбора приемов управления, соответствующих учебной деятельности, выбора материальных и духовных средств обучения и воспитания, сокращающих временные и энергетические затраты субъектов на реализацию технологического процесса.
Принцип многофакторности. Проектируя образовательный процесс, учитель должен учитывать все известные факторы, влияющие на протекание этого процесса, и выявлять новые.
Принцип учета реальной жизнедеятельности учащихся. Необходимо предусматривать согласование содержания образования и других моделей деятельности, освоенных или осваиваемых учащимися в реальной, внешкольной жизнедеятельности.
Принцип учета естественного социального развития учащихся. Требование этого принципа означает выбор технологических способов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, учет их интересов, склонностей и способностей.
Принцип выборности деятельности и принятия решений учеником в образовательном процессе. Принцип выборности требует разработки вариантов моделей осваиваемых деятельностей, предвидения вариативности способов овладения этими деятельностями, фиксации ситуаций выбора в проекте образовательного процесса.
Профессионально-образовательный процесс-это социально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях, направленное на решение профессионально развивающих и образовательных задач. Основными компонентами- субъектами- этого процесса являются педагоги и обучающиеся. Их профессионально-педагогическое взаимодействие направлено на освоение содержания профессионального образования. Успешное осуществление этого взаимодействия возможно при наличии необходимых педагогических средств и использовании эффективных методов, форм, способов и приемов коммуникативного воздействия.
Профессионально-образовательный процесс завершается определенными результатами (профессиональная обученность, воспитанность, личностное и профессиональное развитие обучающихся), которые анализируются субъектами профессионально-образовательного процесса и соотносятся с общей целью. При необходимости вносятся соответствующие коррективы и осуществляется следующий цикл педагогического взаимодействия.
Профессионально-образовательный процесс как целостная система:- проектирование модели личности профессионала;- проектирование профессионально-педагогической деятельности;- проектирование профессионально-педагогического взаимодействия.
Составными частями целостного профессионально-образовательного процесса являются профессиональное обучение и воспитание, которые выступают важными и надежными способами передачи обучающимся социального опыта профессиональной деятельности и обеспечивают формирование у них основ профессионального мастерства в области определенной профессии или группы профессий, способствуют развитию таких профессионально важных качеств, как самостоятельность, инициативность, компетентность, предприимчивость, деловитость, профессиональная мобильность и др.
Исследователи выделяют следующие цели процесса профессионального обучения и воспитания:- профессиональное развитие личности;- формирование профессиональных знаний, умений, навыков и повышение профессиональной компетентности;- приобретение опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;- актуализация профессионально-психологического потенциала;- развитие профессионально важных качеств и ключевых квалификаций.
При этом личностное и профессиональное развитие обучающегося рассматривается как главная цель профессионально-образовательного процесса, что определяет место субъекта учения на всех этапах процесса профессионального образования. Данное положение предполагает субъективную активность обучаемого, который сам «творит учение» и самого себя, при этом стирается грань между процессами обучения и воспитания.
Под содержанием профессионального образования понимается система профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности и форм поведения, владение которыми позволит квалифицированному специалисту успешно выполнять трудовую деятельность, реализовать свой потенциал и обеспечить жизнедеятельность.
Компоненты профессионального образования:-профессиональное обучение;- профессиональное воспитание;- профессиональное развитие.
Организация профессионально-образовательного процесса предполагает проектирование модели личности профессионала, профессионально-педагогической деятельности и профессионально-педагогического взаимодействия.