В. Педагогика как наука в системе гуманитарных знаний и наук о человеке.

В. Система научных методов исследования в педагогике. Логика педагогического эксперимента.

Методы исследования

Под методами исследования понимаются способы ре­шения научно-исследовательских задач. Это разнообраз­ные инструменты проникновения ученого вглубину ис­следуемых объектов. Чем богаче арсенал методов той или иной науки, тем выше успехи деятельности ученых. Запас научного инструментария педагогики непрерывно попол­няется за счет конструирования новых методов и заим­ствования пригодных для педагогических целей методов других наук.

В настоящее время наблюдается тенденция превраще­ния методов науки в методы практической деятельности специалистов общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Причиной такого процесса является обновление дидактических моделей и появление в практи­ке методик исследовательского обучения. Познавательный процесс школьников, студентов вэтом случае осу­ществляется по логике научного поиска. Прежде чем об­ратиться к характеристике методов педагогической науки, необходимо подчеркнуть принципы выбора их для реше­ния конкретных исследовательских задач. Основных принципов два. Принцип совокупности методов исследова­ния означает, что для решения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов. При этом са­ми методы реконструируются ученым в расчете на согла­сование их с природой исследуемого явления. Второй — принцип адекватности метода существу изучаемого предме­та и тому конкретному продукту, который должен быть получен.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент – преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов.

Слово «эксперимент» латинского происхождения и в пере­воде означает «опыт», «испытание». Педагогический экспери­мент — это научно поставленный опыт преобразования педаго­гического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, экс­перимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспе­риментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитатель­ной деятельности.

Эксперимент — это, по сути, строго контролируемое педаго­гическое наблюдение, с той лишь разницей, что эксперимента­тор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и пла­номерно осуществляет.

Педагогический эксперимент может охватывать группу уче­ников, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.

Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления де­тального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тща­тельного анализа полученных данных, формулировки оконча­тельных выводов. Научной гипотезе, т. е. предположению, под­вергающемуся опытной проверке, принадлежит определяющая роль. Эксперимент замышляется и проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу. Исследования «очищают» ги­потезы, устраняют некоторые из них, корректируют другие. Исследование гипотезы — это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития.

Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента. Все факторы, кроме проверя­емых, должны быть тщательно уравнены. Если, например, про­веряется эффективность нового приема, то условия обучения, кроме проверяемого приема, необходимо сделать одинаковыми как в экспериментальном, так и в контрольном классе. Прини­мая во внимание множество влияющих на эффективность учебно-воспитательного процесса причин, соблюсти это требо­вание на практике очень трудно.

Проводимые педагогами эксперименты многообразны. Их классифицируют по различным признакам — направленности, объектам исследования, месту и времени проведения и т. д.

В зависимости от цели, которую преследует экспери­мент, различают: 1) констатирующий эксперимент, при кото­ром изучаются существующие педагогические явления; 2) про­верочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипоте­за, созданная в процессе осмысления проблемы; 3) созидатель­ный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе ко­торого конструируются новые педагогические явления.

Чаще всего выделенные виды эксперимента применяются не изолированно, а составляют неразрывную последователь­ность. Констатирующий эксперимент, называемый иногда так­же методом срезов, ориентирован обычно на установление фактического состояния исследуемого объекта, констатацию исходных или достигнутых параметров. Главная цель — зафик­сировать реалии. Они будут исходными для преобразующего эксперимента, в котором обычно ставится цель создать и про­верить эффективность новых методов, которые могут, по за­мыслу экспериментатора, повысить достигнутый уровень. Обычно для достижения устойчивого педагогического эффекта необходимы длительные созидательные усилия; рассчитывать на немедленное улучшение в воспитании и развитии обычно не приходится.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент.

Естественный представляет собой научно организованный опыт проверки вы­двинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса.

Лабораторный эксперимент переносится в специально оборудованное помещение, в специально создан­ные исследовательские условия.

Процесс воспитания.

Содержание процесса воспитания.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны обладать учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достигнуть главной цели воспитания: формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В основе современной идеологии воспитания лежат идеи:

1. Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня – разносторонне развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая; художественная и физическая; культура семейных отношений.

2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.

3. Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности – человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией.

4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должна стоять не программа, не мероприятие, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша – высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитателя.

5. Добровольность. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности, как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать “воспитываться”. Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, стремление к самостоятельности, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга.

6. Коллективная направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу, как к сугубо дисциплинарному средству, способному подавлять личность, а не возвышать её духовные, нравственные силы.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитателя превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику.

Современный воспитательный процесс характеризуется единством целей и сотрудничеством при их достижении.

Особенность воспитательного процесса проявляется в том, что деятельность воспитателя, управление этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам. Соответствие субъективным факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективных условиях, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания.

Сложность воспитательного процесса:- его результаты не так явственно осуществимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения;- между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности, где личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки;- воспитательный процесс очень динамичен, подвижен и изменчив.

Направленность личности

Ученые (Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин) в личности педагога выделяют социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.Составляющими социально-нравственной направленности выступают социальныепотребности, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации,гражданская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция,социальная активность, надежность.К социальным потребностям (согласно типологии потребностей А. Маслоу) относятпотребности в общении, привязанности, любви, дружбе и т.п. Общение в педагогическойдеятельности выступает основополагающим компонентом. В связи с этим коммуникативныеумения характеризуют деятельность педагога. Одним из мотивов выбора педагогическойпрофессии является разнообразие общественных связей (с родителями, учащимися,учителями и др.).В основе социальной активности педагога лежит идейная убежденность, которая считаетсянаиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности педагога.Высокая профессиональная ответственность является отличительной особенностьюпедагогической профессии.

Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателейи мастеров производственного обучения являются: социально-профессиональныеориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональнойдеятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога,педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическоепризвание. В них отражается отношение к профессионально-педагогической деятельности,интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии учителя,

который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям,родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении ковладению педагогическими знаниями и умениями.

Основу познавательной направленности составляют духовные интересы и потребности.Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемомупредмету. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, а главное -хорошо знать ту науку, которую преподает. Знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Он должен быть в курсе новыхисследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемойнауки.

В. Педагогика как наука в системе гуманитарных знаний и наук о человеке.

*Педагогика* - это наука о педагогической деятельности. Основная цель педагогической науки состоит в обнаружении объективных закономерностей педагогической деятельности, в сознательном и целенаправленном применении познанного на практике.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализу­емая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обу­чения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специаль­ные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педаго­гический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследо­вания, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.

Педагогика как наукапредставляет собой совокупность знаний, которые ле­жат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирова­ния путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффек­тивных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в об­ществе.

Педагогика как наука выполняет три основные функции: теоре­тическую, прикладную (по отношению к другим наукам) и практическую (по совершенствованию конкретной практики обучения и воспитания человека).

Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыден­ными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается по­вседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педаго­гический опыт и знания в обобщенной форме. Кпоследним относятся: педагоги­ческие категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.

В период становления педагогики как науки были определены три фундамен­тальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обуче­ние», «образование».

«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обуче­ние» и «образование».

В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понима­ют передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.

Вторая категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

Третья категория педагогики — «образование» — понимается как: 1) ценность развивающегося человека и общества;2) процесс обучения и воспитания человека;3) как результат последнего;4) как система.

Педагогика в системе наук о человеке. Функции и структура педагогической науки, ее связь с другими науками.

Функции педагогики - теоретическая и технологическая

Теоретическая функция реализуется на трех уровнях:

1) описательном или объяснительном – изучение передового опыта;

2) диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащегося, установление условий и причин, их обеспечивающих;

3) прогностическом - экспериментальное исследование педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности;

Технологическая функция предполагает также три уровня реализации:

1) проективный – связан с разработкой соответствующих методических материалов;

2) преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику;

3) рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Задачи педагогики

1. Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.

2. Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

3. Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

4. Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

5. Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.

6. Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.

7. Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Педагогика относится к системе человекознания, и в этой системе тесно связана с философией, социологией, культурологией, психологией, биологическими науками, медициной и другими отраслями человекознания. Связь педагогики с другими науками определяется объектами связи (понятия-термины, закономерности, концепции, предметы, объекты, процессы, критерии, методы), и типами связи (взаимовлияние, взаимодействие, взаимопроникновение, междисциплинарная и межнаучная интеграция).

Анализ связей педагогики с другими науками позволяет выделить следующие их формы: * Использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук; * Творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках; * Применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других науках; * Участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

Педагогика имеет связи с другими науками. По классификации академика Б.М. Кедрова, она входит в группу практических наук вместе с медициной и техникознанием. Педагогика носит интегративный и практико-ориентированный характер. Она использует знания других наук о человеке, природе, обществе в изучении своего предмета — воспитания. Философия составляет методологический фундамент педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию). Социология дает педагогике знание о социальной среде формирования личности, группах общества, социальных отношениях. Этика и эстетика дают знание о морали и природе эстетического, образуя основу нравственного и художественного воспитания. Экономика обогащает педагогику знанием об экономических, производственных процессах, влияющих на образование. Физиология является естественнонаучной базой педагогики и психологии. Чтобы формировать личность, надо знать организм человека, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность. Ближе всего к педагогике стоит психология, наука о сознании и поведении человека. Психология открывает законы развития личности, педагогика учит целенаправленно руководить им. Кибернетика, теория управления сложными динамическими системами, играет большую роль в развитии педагогики, так как педагогические процессы интерпретируются как процессы управления педагогическими системами. Информатика – наука о сборе, обработке информации, наряду с кибернетикой, очень важна для педагогики. Появилось даже научное направление — педагогическая информатика, изучающая информационные методы и технологии в педагогике. Политология раскрывает для педагогики проблемы, связанные с влиянием политических явлений и процессов на обучение и воспитание людей. Этнология позволяет педагогике правильно учитывать национальные и другие особенности людей, которые всегда являются представителями определенных этнических общностей и которые, кроме того, имеют свой специфический национальный опыт обучения и воспитания. Исторические науки показывают педагогам историческое своеобразие развития людей и общества, воспитания и образования и т.д. в различные периоды развития людей и общества.Педагогика связана и с другими науками. Педагогическое знание носит междисциплинарный характер, ибо человек изучается многими науками, наряду с педагогикой, интегрирующей знание о человеке, использующей данные, теории, методы смежных наук. Однако педагогика является самостоятельной наукой, имеющей свой предмет, систему теорий, понятий.


Наши рекомендации