Сопровождение приемных и опекаемых семей.
Вид деятельности | Планируемые мероприятия | Сроки |
1.Диагностика(два раза в год) | · Диагностика интеллектуальной готовности · Диагностика социальной готовности ребенка на различных возрастных этапах развития · Уровень эмоционально-волевой готовности ребенка | Октябрь-ноябрь; март-апрель |
2. Развивающая и коррекционная работа | · Разработка индивидуальных коррекционных программ · Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия | В течение года |
3. Консультирование | · Групповые консультации для родителей: - «Первый год жизни приемной семьи» - «Особенности воспитания в опекаемых семьях» - «Особенности психического развития подростков, воспитывающихся вне семьи» | Октябрь Декабрь Апрель |
4. Просветительская работа | · Родительские собрания: - «Психологические особенности приемных детей» - «Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста» - «Возрастные психологические особенности пятиклассников» - «Психологические и возрастные особенности подростка» | Ноябрь Март |
5. Подведение итогов | «Итоги и перспективы» | Апрель |
Диагностика опекаемых и приемных детей.
Список используемых методик.
Класс | Обследуемая сфера | Методики |
Учащиеся | ||
1-3 кл. | Умственное развитие | Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет. Э.Ф.Замбицявичене |
Внимание | Корректурная проба | |
Эмоции | «Несуществующее животное» А.Л. Венгер, «ЦТО» «Шкала явной тревожности СМАS» А.М. Прихожан | |
Общение | «Рисунок семьи» А.Л. Венгер | |
Самооценка | «Лесенка» | |
4 кл. | Умственное развитие | «Групповой интеллектуальный тест» -М.К.Акимова, В.Т. Козлова |
Внимание | Корректурная проба | |
Эмоции | «ЦТО» «Шкала явной тревожности СМАS» А.М. Прихожан | |
Общение | «Рисунок семьи» А.Л. Венгер | |
5кл. | Умственное развитие | «Групповой интеллектуальный тест» -М.К.Акимова, В.Т. Козлова |
Адаптация к средней школе | Анкета «Учебные затруднения», Методика «Встреча» «Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации» Н.Г. Лусканова | |
Эмоции | «Восмицветовой тест М.Люшера» (модификация Собчик) «Тест школьной тревожности Филлипса» | |
6 кл. | Умственное развитие | «Групповой интеллектуальный тест» -М.К.Акимова, В.Т. Козлова |
Личностное развитие | Тест «Опросник Айзенка» | |
Внимание | Корректурная проба | |
Эмоции | «Восмицветовой тест М.Люшера» (модификация Собчик) |
Самооценка | «Изучение общей самооценки». Опросник Казанцевой Г.Н. | |
7-8 кл. | Умственное развитие | «ШТУР» - Гуревич, Акимова, Козлова |
Внимание | Корректурная проба | |
Личностное развитие | «Опросник Шмишека» Тест «Опросник Айзенка» | |
Эмоции | «Восмицветовой тест М.Люшера» (модификация Собчик) | |
Самооценка | «Изучение общей самооценки». Опросник Казанцевой Г.Н. | |
9кл. | Умственное развитие | «ШТУР» - Гуревич, Акимова, Козлова |
Внимание | Корректурная проба | |
Личностное развитие | «Опросник Шмишека» Тест «Опросник Айзенка» | |
Самооценка | «Изучение общей самооценки». Опросник Казанцевой Г.Н. | |
Эмоции | «Восмицветовой тест М.Люшера» (модификация Собчик) | |
10-11 кл. | Умственное развитие | АСТУР |
Внимание | Тест Бурдона | |
Личностное развитие | «Опросник Шмишека» «16-факторный личностный опросник» Р. Кеттелла | |
Самооценка | «Изучение общей самооценки». Опросник Казанцевой Г.Н. | |
Эмоции | «Восмицветовой тест М.Люшера» (модификация Собчик) | |
Профессиональные интересы, способности | «Тип личности» Дж. Голланд |
Литература
- Алешина Ю.Е. «Индивидуальное и семейное психологическое консультирование». М., 1994.
- Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. «Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей». М., 1990.
- Бабушкин А.В. «Как подростку защитить свои права?»- М..,1999.
- Венгер А. Л., Цукерман Г.А. «Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: для школьных психологов». Томск, 1993.
- Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993.
- Захарова Ж. «Подготовка замещающих родителей к новой роли»
«Социальная педагогика» № 2, 2008
- Личко А.Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростков». Л., 1983.
- «Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе (Часть I): методическое руководство/Л.А. Ясюкова. - издание 2-е.- СПб: ИМАТОН, 2007.-208с.
- «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах (Часть II): методическое руководство/Л.А. Ясюкова. - издание 2-е.- СПб: ИМАТОН, 2007.-200с.
- «Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие».
Научно-методическое пособие под реакцией Л.С.Алексеевой. М.,2000.
- Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога». М., 1993.
- Палиева Н. «Положение детей-сирот и меры по их поддержке в Ставропольском крае в 2007 году» «Социальная педагогика» №3, 2008г.
- Прихожан А.М. «Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков» (автореферат канд. дисс.). М. 1990.
- Романова О. «Справочник классного руководителя» №12, 2008.
- Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании». М., 1995.
- Шишковец Т.А. «Справочник социального педагога». «Вако» Москва, 2005.