Психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология)
3.1.1 Сурдопсихология как наука
Сурдопсихология как раздел специальной психологии. Предмет сурдопсихологии. Задачи сурдопсихологии.
Принципы психологического изучения детей с нарушениями слуха. Методы изучения психического развития детей с нарушениями слуха.
3.1.2. Причины и классификация нарушений слуха
Понятие о стойких нарушениях слуха. Основные причины нарушений слуха. Патофизиология глухоты и тугоухости. Классификация стойких нарушений слуха (Л.В. Нейман).
Принципы психолого-педагогической классификации детей с нарушениями слуха (Р.М. Боскис). Учет возможностей использования слуха для речевого развития ребенка. Зависимость состояния речи от степени снижения слуха. Время потери слуха и состояние речи. Группы детей с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие и позднооглохшие.
3.1.3. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха
Ощущение и восприятие. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха (К.И. Вересотская, А.И. Дьячков, А.А. Венгер, А.Л. Венгер, А.П. Гозова, Н.В. Яшкова). Тактильно-вибрационные ощущения, их роль в познании окружающего мира у детей с тяжелыми нарушениями слуха. Двигательные ощущения (статические и кинестетические). Их роль в формировании разных форм речи у детей с нарушениями слуха (устной, дактильной) (А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард, Ж.И. Шиф, А.В. Запорожец). Роль осязания в познании свойств и качеств предметов на ранних этапах развития ребенка (А.П. Гозова). Особенности слуховых ощущений у детей с нарушениями слуха, их роль в познании окружающего мира. Особенности внимания глухих и слабослышащих детей. Образная память и особенности ее развития у детей с нарушениями слуха (Т.В. Розанова, М.М. Нудельман). Развитие словесной памяти у дошкольников. Запоминание слов, предложений и текстов глухими детьми (Д.М. Маянц, П. Олерон, Л.В. Занков). Стадии развития словесной памяти (И.М. Соловьев). Развитие наглядно-действенного мышления у дошкольников с нарушениями слуха (А.В. Запорожец, Н.В. Яшкова). Характерные особенности образного мышления глухих и слабослышащих детей (А.Р. Лурия, Т.В. Розанова). Возможности развития словесно-логического мышления у глухих и слабослышащих детей (П. Олерон, Т.В. Розанова). Своеобразие процесса овладения речью у детей с нарушениями слуха (Л.С. Выготский, Ф.Ф. Рау, С.А. Зыков, Р.М. Боскис, Ж.И. Шиф, Л.П. Носкова и др.).Овладение письменной речью детьми с нарушениями слуха. Особенности понимания значений слов, грамматических отношений. Понимание прочитанного текста.
3.1.4. Особенности развития личности и эмоционально - волевой сферы
Особенности развития эмоционально-волевой сферы при патологии слуха (В. Петшак). Основные этапы развития личности ребенка в норме и при патологии слуха. Особенности развития самооценки и уровня притязаний у детей с нарушениями слуха (В.Г. Петрова, Т.Н. Прилепская, В.Л. Белинский).
Становление межличностных отношений у детей с нарушением слуха (Э.А. Вийтар, В.Л. Белинский, В.Г. Петрова).
3.1.5. Особенности деятельности
Особенности игр глухих и слабослышащих детей (Г.Л. Выгодская). Особенности развития продуктивной деятельности детей с нарушениями слуха. Изобразительная деятельность детей с недостатками слуха. Особенности предметного и сюжетного рисования. Особенности становления основных компонентов учебной деятельности у детей с нарушением слуха (Е.Г. Речицкая).
Особенности формирования предпосылок трудовой деятельности. Формирование двигательных навыков у детей с нарушением слуха. Особенности развития трудовой деятельности у детей с нарушением слуха. Выполнение трудовых операций детьми с нарушением слуха. Влияние нарушения слуха на выбор профессии.
3. 2. Психология лиц с нарушением зрения (тифлопсихология)
3.2.1.Тифлопсихология как наука
Предмет и объект науки. Принципы, методы, основные задачи тифлопсихологии как науки. Становление и развитие тифлопсихологии. Причины нарушения зрения. Классификация нарушений зрительной функции у детей. Врожденная и приобретенная слепота. Прогрессирующие и не прогрессирующие нарушения зрительного анализатора.
Степень нарушения зрительной функции по уровню снижения остроты зрения. Группы детей в зависимости от использования зрительного анализатора в педагогическом процессе. Слепые дети. Абсолютно, или тотально, слепые дети. Частично или парциально, слепые дети. Слабовидящие дети. Слепорожденные дети. Ослепшие дети.
3.2.2. Особенности развития познавательной сферы
Влияние нарушения зрения на качества внимания. Замедленность процесса восприятия и темпа переключения внимания. Свойства внимания. Ощущение и восприятие при нарушении зрения. Взаимоотношения осязания и зрения (С.В. Кравков, Л.А. Шифман, И.М. Соловьев, Ф.Е. Иванов, В.М. Воронин). Теории приоритета в познании мира или слуха (Ф. Цех, М. Сизеран) или осязания (А.В. Бирилев). Роль слуха в жизни слепых. (Д. Дидро, Н. Дюфо, Д. Грисбах). Современные экспериментальные психологические исследования. Осязание у слепых. Тифлопсихологические исследования осязания, осуществленные М.И. Земцовой, Ю.А. Кулагиным, Л.И. Солнцевой, В.М. Ворониным, Р.Б. Каффеманасом. Классификации осязания в тифлопсихологии: одномерное и последовательное формирование осязательного образа восприятия (Т. Геллер); активное и пассивное (А.А. Крогиус). Пространственное ориентирование детей с нарушениями зрения (Б.Г. Ананьев, Э.М. Айрапетянц, А.С. Батуев, А.А. Люблинская). Пространственная ориентировка слепых детей раннего и дошкольного возраста (Л.И. Солнцева). Уровни ориентировочной деятельности у детей школьного возраста (В.А. Кручинин).
Исследования особенности памяти слепых (А.А. Крогиус, Г. Шауерте, Л.П. Григорьева, В.А. Лонина). Исследование соотношения зрительной, слуховой и осязательной памяти у слепых, частично видящих, и слабовидящих. Кратковременный и долговременный объем осязательной памяти. Специфика сохранения и забывания при слепоте и слабовидении. Особенности развития узнавания (Т.Н. Головина).
Концепции развития мышления лиц с дефектами зрения (С.Ф. Струве, А.М. Щербина, А.А. Крогиус, К. Брюклен, Б.И. Коваленко, М.И. Земцова, ФН. Шемякин, А.И. Зотов, Л.И. Солнцева, С.М. Хорош). Развитие речи лиц с нарушениями зрения(С.А. Покутнева).
3.2.3. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы
Описание эмоциональных состояний слепых в тифлопсихологической литературе (А. Крогиус, Ф. Цех, К. Бюрклен). Возрастные особенности эмоциональных состояний, возникающие у детей с нарушением зрения. Современные исследования эмоциональных состояний (Т.В. Корнева, А.А. Крогиус, Э. Келлер, Т.Руппонен). Влияние различных типов отношений в семье на развитие личностных качеств слепого и слабовидящего ребенка (Г.А. Буткина, С.М. Хорош). Исследование структур личности подростков и старших школьников с нарушением зрения (Р.А. Курбанов, А.М. Виленская).
3.2.4. Особенности деятельности
Роль деятельности в компенсации дефектов зрения. Предметная деятельность. Особенности предметной деятельности: замедленный темп формирования, трудности переноса их в самостоятельную деятельность, расхождение между пониманием функционального назначения предмета и возможностью выполнить конкретное действие с предметом (А.М. Витковская, Н.А. Бернштейн). Игровая деятельность детей. Роль игры: в развитии компенсаторных процессов (Л.И. Солнцева), зрительного восприятия (Л.И. Плаксина), ориентации в пространстве (В.А. Кучин, Р.Н. Азарян, В.П. Никитин); в формировании нравственных качеств (Э.М. Стернина, И.П. Чигринова), предметных и игровых действий (С.М. Хорош); коррекции и развитии средств общения (М. Заорска). Типы социального поведения детей в игре (Д.М. Маллаев, Р.А. Курбанов). Учебная деятельность у слепых и слабовидящих младших школьников (А.Ф. Самойлов, А.В. Политова).