Профилактика стресса в жизни учителя
Стресс – это адаптационная реакция организма, которая возникает при действии неблагоприятных или угрожающих факторов.
Ученые рассматривают стресс как особое функциональное состояние, которым организм реагирует на экстремальные воздействия, несущие в себе угрозу существованию человека, его физическому благополучию или психологическому статусу. Это защитный механизм, его функция – мобилизация сил организма на преодоление возникшей неблагоприятной ситуации. Если ситуация не разрешается, длительный стресс приводит к истощению резервов организма, последствием этого могут стать различные заболевания. Такой вредный стресс называется дистрессом. Рост сердечно-сосудистых заболеваний, язвенной болезни и ряда других паталогий связывают с возросшими эмоциональными перегрузками, которым подвергается современный человек.
Воздействия, вызывающие стресс - стрессоры. В зависимости от природы стрессоров различают физиологический и психологический стресс.
Физиологический стресс возникает под действием боли, высоких или низких температур, чрезмерной физической нагрузки, то есть тех стрессоров, которые непосредственно воздействуют на ткани тела.
Психологический стресс вызывается стимулами, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи. Психологический стресс подразделяют на информационный и эмоциональный.
Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия подобных решений. Анализируя тексты, решая те или иные задачи, человек перерабатывает информацию. Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения, все это составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в результатах выполнения данной работы, то говорят об информационной перегрузке.
Эмоциональный стресс, как частный случай психологического, вызывается сигнальными раздражителями. Он появляется в ситуациях угрозы, обиды, в конфликтных ситуациях. Для человека универсальным психологическим стрессором, вызывающим эмоциональный стресс, является слово. Слова способны оказывать длительное и сильное травмирующее действие.
Начало создания концепции стресса связано с именем канадского ученого Ганса Селье. Еще студентом медицинского факультета Пражского университета, работая в клинике инфекционных болезней, он заметил, что первые проявления различных инфекционных заболеваний одинаковы: слабость, повышенная температура, снижение аппетита. Характерная картина заболевания проявляется только спустя несколько дней. Тогда же он начал разрабатывать свою концепцию общего адаптационного синдрома (ОАС). В 1936 году Селье выделяет три стадии стресса: стадию тревоги (мобилизация защитных сил, тревога возрастает), стадию резистентности (стабилизация состояния на высоком уровне сопротивляемости, тревога снижается) и стадию истощения (резервы энергии израсходованы, тревога вновь возрастает, болезни и гибель).
1. Стадия тревоги (периоды даны для условий, приближающихся к предельно допустимым):
а) активация (повышенная работоспособность, стенические эмоции) - до нескольких часов
б) формирования нового уровня функционирования (ухудшение состояние, снижение работоспособности, при высокой мотивации - сохранение работоспособности за счет сверхмобилизации резервов, что чревато обострениями хронических заболеваний) – до 10 суток.
в) неустойчивая адаптация – до 60 суток.
В состоянии стресса человек гораздо чаще попадает в конфликтные ситуации. Поэтому необходимо уметь распознавать признаки стресса у себя и у других людей.
Признаки стресса:
1. нарушение координации движений, учащение дыхания и пульса, покраснение или бледность кожи, блеск глаз, расширенные зрачки;
2. заторможенность или чрезмерное усиление двигательной активности, суетливость;
3. нарушения речи: слишком громкий или слишком тихий голос, появление запинок, длинных пауз либо ускорение речи, появление лишних слов, спутанность речи.
4. неспособность сконцентрировать внимание, «отключение» от текущей деятельности, ухудшение памяти, снижение сообразительности.
В состоянии стресса человек не способен вести переговоры и принимать ответственные решения. Перенесите серьезный разговор на более благоприятное время, если ваш партнер по общению хочет выговориться, дайте ему такую возможность. Предоставьте ему психологическую поддержку: Вы не обязаны соглашаться, но покажите, что понимаете чувства собеседника. Если Вы разговариваете с учеником или родителем ученика, который находится в состоянии стресса, будьте готовы слушать 10-15 минут его жалобы или претензии. После того, как эмоциональное напряжение снизится, разговор можно продолжить в более конструктивном ключе, опираясь на общие цели.
Слишком большое количество работы или частые фрустрации на работе могут привести к развитию синдрома физического или эмоционального истощения - профессионального выгорания (стресс на работе). Симптомы выгорания:
· потеря чувства юмора – неспособность смеяться в рабочих ситуациях
· недостаток времени для отдыха – пропуск перерывов на обед
· снижение эффективности деятельности
· социальное отвержение (отгороженность от коллег, знакомых, членов семьи)
· жалобы на здоровье (усталость, раздражительность, мышечные спазмы)
· снижение самооценки, депрессия
· рост потребления транквилизаторов и других медикаментов, влияющих на настроение.
1. «Медовый месяц» - человек доволен работой, с энтузиазмом берется за любое задание, но со временем снижается и энергия, и удовольствие от работы.
2. «Недостаток топлива» - появляется усталость, проблемы со сном, человек начинает употреблять медикаменты для регуляции своего состояния.
3. Хронические симптомы – чрезмерная работа приводит к физическому измождению, возрастает подверженность заболеваниям, нарастает чувство подавленности и злобы.
4. Кризис – нарушаются взаимоотношения в семье и на работе, может возникнуть заболевание с потерей трудоспособности.
5. «Пробивание стены» - физические и психологические проблемы переходят в острую стадию и могут спровоцировать развитие болезни, угрожающей жизни. Под угрозой и карьера и вся жизнь человека.
Для того чтобы избежать подобного развития событий, организм использует различные способы психологической защиты, направленные на снижение внешних воздействий и на экономию сил. Для тех, кто работает с людьми, такой защитой зачастую становится эмоциональное выгорание.
Синдром эмоционального выгорания является одним из проявлений стресса в профессиональной деятельности педагогов. Это приобретенный стереотип профессионального поведения, направленный на экономное расходование энергетических ресурсов. Как и любой стресс, эта защитная реакция может иметь и негативные последствия, снижая эффективность деятельности и отрицательно сказываясь на его отношениях с учениками, коллегами и другими субъектами профессионального общения.
Фазы синдрома эмоционального выгорания аналогичны стадиям стресса, но если при анализе стресса в большей степени рассматриваются его физиологические механизмы, то при описании синдрома эмоционального выгорания акцент делается на психологических изменениях.
- Фаза напряжения. Нервное напряжение или тревога запускает механизмы эмоционального выгорания и характеризуется следующими последовательно нарастающими симптомами:
А) Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств: усиливается осознание травмирующих факторов профессиональной деятельности, нарастает раздражение, отчаяние, негодование.
Б) Симптом неудовлетворенности собой: появляется недовольство собой, выбранной профессией, должностью, конкретными обязанностями. Психическая энергия человека направлена на себя. У совестливых и ответственных людей напряжение на этой стадии выше.
В) Симптом «загнанности в клетку» – чувство безысходности как следствие неудачных попыток что-то изменить. Такое состояние возникает, например, при столкновении с непорядочностью, бюрократией или рутинностью работы.
Г) Симптом тревоги и депрессии. Разочарование в себе, в выбранной профессии, должности или в конкретном месте работы.
- Фаза резистентности. В травмирующих обстоятельствах человек сознательно или бессознательно стремится снизить их воздействие. Формируются механизмы психологической защиты.
А) Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».
Для профессионала в области общения характерно экономное проявление эмоций (легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости). Такой режим общения свидетельствует о высоком профессионализме. Он вполне оправдан, если не мешает понимать состояние партнера, принимать обоснованные решения, если не настораживает партнера и не отталкивает его, при необходимости уступает место другим формам реагирования. Когда необходимо, профессионал может отнестись к человеку подчеркнуто вежливо, внимательно, с искренним сочувствием.
Совсем другое дело, когда профессионал неадекватно экономит на эмоциях за счет выборочного реагирования по принципу «хочу – не хочу». По своему желанию, настроению можно либо уделить внимание данному партнеру по общению, откликнуться на его состояние и потребности, либо нет. Такой стиль поведения очень распространен, причем человеку кажется, что он действует нормально, но окружающие фиксируют эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие, неуважение к их личности.
Б) Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с партнерами по общению. Часто у профессионала возникает потребность в самооправдании своей черствости: «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех переживать». Это бесспорно свидетельствует о потере нравственных ориентиров в профессиональной деятельности. Ведь учитель не имеет права решать педагогические проблемы подопечных по своему усмотрению, так же, как врач не имеет морального права делить своих пациентов на хороших и плохих. К сожалению, явление эмоционально-нравственной ориентации широко распространено во всех сферах нашего общества, не только в образовании. Сталкиваясь с таким отношением, мы возмущаемся, но на своем месте зачастую ведем себя так же.
В) Симптом расширения сферы экономии эмоции. Экономия эмоций осуществляется не только на работе, но и в общении с друзьями, родными. Часто именно домашние становятся первой жертвой эмоционального выгорания – устав от общения на работе, вы не хотите общаться даже с близкими. На работе человек еще выполняет свои обязанности и держится соответственно нормативам, а дома замыкается или «рычит» на супруга и детей. Это явление пресыщенности контактами, симптом «отравления людьми».
Г) Симптом редукции профессиональных обязанностей. Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности педагогов и других специалистов общения редукция проявляется в стремлении облегчить или сократить обязанности, требующие эмоциональных затрат. При этом ученики обделяются элементарным вниманием, учитель сводит свою работу к формальному «урокодательству», отказываясь от функций воспитания.
- Фаза истощения
А) Симптом эмоционального дефицита. К педагогу приходит ощущение, что он эмоционально не способен помогать своим ученикам, не в состоянии войти в их положение, сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны усиливать интеллектуальную, эмоциональную и нравственную отдачу. Симптом постепенно усиливается. Отрицательные эмоции начинают все более заметно преобладать над положительными. Появляется резкость, грубость, раздражительность, обидчивость.
Б) Симптом «эмоциональной отстраненности» – личность полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности, выполняет свои обязанности как робот, глубоко травмируя своим безразличием учеников и других субъектов общения. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда учитель всем своим видом показывает пренебрежение к ученику («наплевать мне на тебя»).
В) Симптом личностной отстраненности или деперсонализации. Окончательно утрачивается интерес к субъектам своей профессиональной деятельности, которые воспринимаются как неодушевленный предмет, объект с которым надо что-то делать и который тяготит профессионала уже своим присутствием, своими потребностями и проблемами. В наиболее тяжелых формах выгорания личность рьяно защищает свою антигуманную позицию: «ненавижу», «презираю», «взять бы автомат..». Это уже отчасти психопатология, таким людям противопоказана работа в любой сфере общения, тем более – работа с детьми.
Г) Симптом психосоматических или психовегетативных нарушений. Иногда даже мысль о субъектах профессиональной деятельности вызывает плохое настроение, бессонницу, страх, дурные ассоциации, боли в области сердца и обострение хронических заболеваний. Переход на уровень психосоматики свидетельствует, что эмоциональная защита – выгорание – уже не справляется со своей функцией, энергия эмоций перераспределяется на другие системы организма.
Как же победить стресс и преодолеть профессиональное выгорание?
Психологи советуют для этого, прежде всего, провести анализ своих подлинных желаний и мотивов, своего отношения к профессиональной деятельности и изменить свой образ жизни.
1. Ответьте на вопрос: «Зачем я работаю?» Составьте список всех причин: реальных и абстрактных, которые заставляют вас работать. Определите свою основную мотивацию, ценность и значение вашей работы.
2. Убедитесь в правильности утверждения «Я действительно хочу этим заниматься». Перечислите то, чем вам нравится заниматься в убывающей последовательности. А теперь вспомните, когда вы в последний раз этим занимались.
3. Регулярно встречайтесь и беседуйте на разные темы с друзьями и коллегами, в том числе и на тему ваших профессиональных проблем. Такая группа поддержки может дать серьезный эмоциональный заряд.
4. Начните заботиться о своем физическом здоровье. Это физические упражнения, правильное питание, борьба с вредными привычками.
5. Начните заботиться о своем психологическом здоровье. Посещайте различные тренинги и курсы повышения квалификации.
6. Каждый день делайте что-нибудь просто потому, что вам этого хочется. Пускайте мыльные пузыри или катайтесь на скейте, гримасничайте перед зеркалом. Расслабьтесь. Улыбнитесь и не воспринимайте себя слишком серьезно.
Управление эмоциями:
- Определение главных жизненных ценностей. Человек, определивший свои приоритеты, в дальнейшем экономит душевные силы, соотнося значение трудных жизненных ситуаций со своими основными ценностями. Такое соотношение нормализует эмоциональное состояние.
- Волнение связано с мотивацией. Существует закон, согласно которому некоторый уровень волнения – залог успеха любой деятельности. Но если волнение чрезмерно – оно снижает эффективность деятельности. Чтобы снизить волнение, можно несколько ослабить мотивацию. Для этого можно, например, перенести внимание с результата на процесс, на причины и педагогические приемы.
- Чувство ответственности – положительное качество человека, однако суперответственность часто приводит к стрессу. Люди по-разному оценивают свои возможности по управлению собственной жизнью. Те, кто берет ответственность на себя – больше страдают от стресса. Учителя в среднем оценивают свою ответственность за происходящее на 62%. То есть если класс плохо успевает, на 62% это вина учителя.
- Человеку полезнее соревноваться с самим собой, а не с окружающими. Исследования показывают, что 62% учителей соревнуются с окружающими, а 38% - с самими собой. Изменение приоритетов будет способствовать снижению стресса. Лучшая стратегия – на 70% соревноваться с собой, на 30% - с окружающими.
- Уменьшение уровня притязаний снижает вероятность возникновения стресса.
- Если вы не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней.
- Развивайте уверенность в себе, к стрессу может приводить рассогласование внешних и внутренних оценок. Для профилактики таких стрессов:
- постоянно занимайтесь самосовершенствованием, личным и профессиональным;
- уменьшайте свою зависимость от внешних оценок
8. Повышайте степень удовлетворенности своей жизнью.