Особенности построения экзаменационных билетов

По курсу теории воспитания.

Каждый экзаменационный билет включает два вопроса и практическое задание в виде педагогической задачи. Теоретические вопросы позволяют проверить уровень усвоения студентами материала курса, решение практических задач позволяет выявить сформированность умений по использованию теоретического материала в решении педагогических задач воспитательного характера.

Педагогические задачи предполагает наличие умений у студентов конструировать и проектировать элементы воспитательных действий учителя начальных классов ( составление планов проведения внеклассной работы, составление и использование диагностических материалов, разработка элементов воспитательных программ и т.п.).

Критерии оценки знаний студентов по курсу теории воспитания

«Отлично» - при ответе на теоретические вопросы – знание учебного материала в пределах программы.; ответ логичный, последовательный, точный, обоснованный; демонстрация умения излагать материал с опорой на литературные источники, включающие основные учебники по педагогике, работы классиков педагогики и источники, отражающие современный взгляд на проблемы воспитания; умение обосновывать собственную точку зрения в раскрытии различных подходов рассматриваемой проблемы; при решении педагогических задач – демонстрация умения при конструировании и проектировании элементов воспитательных действий учителя, рассматривать единичные факты воспитательных явлений, как элементы общих педагогических закономерностей, находить оптимальные пути решения воспитательных коллизий, опираясь на полученные знания и умения педагогического характера.

«Хорошо» - при ответе на теоретические вопросы – знание учебного материала в пределах программы; использование при ответе рекомендованной в программе литературы; умение обосновывать собственную точку зрения при обсуждении проблем воспитания; при решении педагогических задач – показывать умения конструировать и проектировать элементы воспитательных действий учителя; анализируемые факты рассматривать как проявление общих закономерностей воспитания.

«Удовлетворительно» - при ответе на теоретические вопросы – знание учебного материала в пределах программы на основании изучения одного из подходов к проблеме воспитания; при решении педагогических задач – умение конструировать и проектировать элементы воспитательных действий учителя, но без должного обобщения представленных воспитательных фактов

Особенности построения контрольных тестовых заданий

По курсу теории воспитания

Контрольные задания покурсу теории воспитания могут включать тестовый материал, позволяющий проверить как уровень усвоения студентами теоретического материала по курсу, так и сформированность креативных умений применять эти знания в будущей профессиональной деятельности. Тесты могут включать задания трех уровней сложности. Первый уровень включает задания на выбор правильного ответа из предложенных. Второй - на установление соответствия между основными понятиями и их содержательными характеристиками. И третий уровень заданий включает проблемные вопросы и педагогические задачи. В целях предоставления студентам выбора, задачи могут быть разноплановыми и включать как открытые, так и закрытые вопросы. За выполнение заданий начисляются баллы. Оценка качества решения задач может проводиться исходя из следующих критериев:

- грамотность – правильность изложения представленных идей с

точки зрения теоретико-методологических основ педагогики;

- обоснованность – веская аргументация изложенных идей, убедительность рассуждений;

- глубина– установление причинно-следственных связей в рассуждениях;

- широта– знание основ теории воспитания и обучения и использование в решении задач различных педагогических концепций, степень обобщенности этих знаний;

- практичность – предполагаемые пути решения задачи и эффективность выбранного пути.

В качестве примера, приведем некоторые из заданий.

Особенности построения экзаменационных билетов - student2.ru

ПРОВЕРЬ СЕБЯ.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Уровень

1. Особенности процесса воспитания:

а) непрерывность е) многофакторность

б) осознанность ж) комплексность

в) деятельность з) длительность

г) целенаправленность и) варитативность

д) эмоциональность к) социальность

2. Факторы, влияющие на формирование личности:

а) биологический д) воспитание

б) макросреда е) активность

в) микросреда ж) мезосреда

г) социальный

3. Функции процесса воспитания:

а) стимулирует наиболее полное развитие задатков и способностей человека.

б) связывает воспитание и обучение

в) координирует и корректирует формирующие воздействия

г) усиливает активность личности

д) организует взаимодействие воспитателя и воспитанника в совместной деятельности

4. Выберите определение закономерностей воспитательного процесса:

а) устойчивые связи между компонентами воспитательного процесса

б) педагогически целесообразная организованная деятельность

в) формирование всестороннего гармонически развитого человека

5. Система воспитания по своей сущности:

а) открытая е) закрытая

б) децентрализованная ж) деятельностная

в) централизованная з) абстрактная

г) искусственная и) конкретная

д) естественная

6. Типы воспитательных систем (институциональный подход):

а) система умственного воспитания

б) система школьного воспитания

в) система внешкольного воспитания

г) система нравственного воспитания

д) система семейного воспитания

е) система религиозного воспитания

ж) система коллективного воспитания

з) система воспитания в закрытых учреждениях

7. Типы воспитательных систем ( по доминирующему принципу и стилю взаимоотношений):

а) система авторитарного воспитания

б) система группового воспитания

в) система индивидуального воспитания

г) система поведенческого воспитания

д) система педоцентрического воспитания

е) система индивидуального воспитания

ж) система гуманистического воспитания

8. Явления окружающей действительности, адаптированные в педагогических целях, – это:

а)методы г) цели

б) средства д) формы

в) приемы

9. В структуру методов входят следующие компоненты:

а) цели г) средства

б) формы д) принципы

в) приемы е) закономерности

10. Назвал метод «инструментом прикосновения к личности»:

а) В.А.Сухомлинский

б) А.С.Макаренко

в)Л.И.Новикова

г) Ш.А.Амоношвили

11. Эти методы связывают систему методов с реальным процессом. Они отличаются тем, что их можно реально видеть, описывать, воспроизводить, конструировать в любой деятельности учителя. К ним относятся:

а) частные методы

б) системообразующие методы

в) общие методы.

12. Эти методы связывают систему методов с конкретными приемами воспитателя:

а)методы целеполагания

б) системообразующие

в) частные методы

д) практические методы

13. Функции системы методов:

а) конструктивная г) формирующая

б) негативная д) принципиальная

в) реконструирующая е) управленческая

14. Прямое назначение этих методов – ускорять или тормозить определенные действия:

а) стимулирования

б) формирования сознания

в) формирования опыта поведения

15. Назначение этих методов – выразить положительную оценку действий воспитанников:

а) упражнения

б) поощрения

в) поручений

г) взаимозависимостей

16. Использование этих методов предупреждает нежелательные поступки детей, тормозит их, вызывает чувство вины:

а) поощрения в) соревнования

б) наказания г) упражнения

17. Метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств:

а) соревнование в) приучение

б) поощрение г) наказание

18. Формы воспитания:

а) абстрактная г) взаимодействия

б) индивидуальная д) коллективная

в) групповая е) системообразующая

19. Функции межличностных отношений. Межличностные отношения:

а) формируют личность ребенка

б) предоставляют комфортные условия воспитания

в) очень устойчивы

г) осуществляют межпредметные связи

д) выполняют защитную функцию

е) являются показателем воспитанности ребенка

20. Признаки коллектива:

а) общественно-значимая цель д) отношения коллективной зависимости

б) общие интересы е) органы самоуправления

в) общая деятельность ж) общие разговоры

г) общие разговоры

21. К формальной структуре коллектива относится:

а) общие интересы

б) первичный коллектив

в) общественно-значимые цели

г) общий коллектив

д) отношения ответственной зависимости

е) различные сферы коллективной деятельности

ж) система органов самоуправления

22.Основной закон коллектива (А.С.Макаренко) :

а) отношения

б) движения

в) действия

Уровень.

23. Формальные и неформальные структуры коллектива находятся в постоянной взаимосвязи. Происходит влияние на неформальную структуру средствами формальной структуры. Это:

а) перспективные линии

б) параллельное действие

в) создание формальных отношений

24. Линии перспективы, разработанные А.С.Макаренко. Выберите к характеристикам перспектив их названия:

1. Организация дел, отражающих жизнедеятельность коллектива, его ежеминутные потребности, дающие воспитаннику «завтрашнюю радость»

2. Более отдаленные дела, требующие длительной подготовки и разбитые на ближние дела

3. Ощущение себя в будущем.

А) дальняя перспектива

Б) ближняя перспектива

В) средняя перспектива

25. По описанию выберите тип воспитательной системы:

А) Рассматривает все феномены жизни человека как совокупность актов поведения.

Б) Предусматривает полное подчинение воспитанника воле воспитателя.

В) Направлена на личность ученика, на раскрытие его задатков и способностей.

Г) Отрицает систематическое обучение и воспитание детей, предполагает свободное следование за их развитием.

1.система авторитарного воспитания

2. система свободного воспитания

3. система гуманистического воспитания

4.система поведенческого воспитания

26. Педагогические средства рассматриваются на разных уровнях развития. Выберите уровни по их характеристикам:

А) Средство мыслится отвлеченно от реального педагогического процесса. Происходит мысленный осознанный выбор средств из арсенала представлений педагога о возможных средствах достижения цели.

Б) Средства реализуются в практике, живом педагогическом опыте. Они могут перейти в новое качество – структурного компонента (собственно метода).

В) Использование средств осмысливается и анализируется, делаются необходимые педагогические выводы.

1. абстрактно-опытный

2. практики

3. абстрактного мышления

27. К каждой группе методов ленинградской школы относятся определенные функции. Подберите предложенные функции к методам.

А) диагностическая, прогностическая, ориентировочная, социальная

Б) информационная, оценочная, пропагандистская

В) репродуктивная, креативная, выбора, корректировки.

Г) организационная, эмоционально-психологическая, взаимодействия

Д) ценностно-ориентационная, стимулирующая, контролирующая

1. коммуникативные методы

2. оценочные методы

3. методы целеполагания

4. информационно-просветительские методы

5. практические методы

Ключ к тестовым заданиям

№ заданий  
1. а ,г,е,ж,з,и
2. б, в,д,ж
3. а,в,д
4. а
5. а,в,г,ж,и
6. б, в, д, е,з
7. а, г, д, ж
б
9. а,в,г
10. б
11. а
12. б
13. а,в,г,е
14. а
15. б
16. б
17. а
18. б,в,д
19. а,в,д,е
20. а,в,д,е
21. б,г,д,ж
22. б
23. б
24. А3,Б1, В2
25. А4, Б1, В3, Г2
26. А3, Б2, В1
27. А3, Б4, В5, Г1, Д2

Уровень

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ*

1. Обществом в течение многих лет главная цель воспитания формулировалась как «Всестороннее и гармоничное развитие личности». Может ли она быть актуальна сейчас? Почему вы так думаете?

2. Метод воспитания является инструментом как воздействия, так и взаимодействия. Так ли это? Докажите.

3. Нет методов хороших или плохих. Важна система методов. Так ли это? Свой ответ обоснуйте.

4. Как Вам кажется, почему не существует единого подхода к классификации методов обучения?

5. Что дает основание говорить, что предлагаемый подход к воспитанию можно назвать системой.

6. Какую из изученных вами моделей воспитания вы бы выбрали для воспитания собственных детей? Почему именно эту?

7. Несколько лет назад было повальное увлечение вальдорфской педагогикой. В настоящее время мы наблюдаем спад. С чем, на ваш взгляд это связано?

8. А.С.Макаренко упрекали в предпочтении коллективных интересов индивидуальным. Так ли это?

9. Как вы считаете, гарантирует ли высокие результаты развития коллектива только знание педагогом теории коллектива А.С.Макаренко?

10. Всем известно, что результаты воспитания отдалены во времени. С чем, на ваш взгляд это связано?

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ**

Педагогические задачи объединены по своему содержанию и способам их решения в три группы, обозначенные буквами «В» (выбор правильного ответа из предложенных); «Д» (действия учителя по разрешению педагогической ситуации); «П» (последовательность действия учителя в предложенной педагогической ситуации).

В- 1. А.С.Макаренко считал, что «В нашем обществе недисциплинированность, недисциплинированный человек – это человек, выступающий против общества, и такого человека мы рассматриваем не только с точки зрения внешнего технического удобства, но с точки зрения политической и нравственной. Иметь такую точку зрения на дисциплину необходимо каждому педагогу, но это только тогда, когда дисциплина рассматривается как результат воспитания» Ваше отношение к данному высказыванию:

А) Совершенно правильно. Дисциплина является результатом всего воспитательного процесса, а не отдельных воспитательных мер. Дисциплина ставит ребенка в более защищенное положение, так как она соединяет в себе две вещи – требование к ребенку и уважение его.

Б) Абсолютно неверно. Прошло то время, когда требование дисциплины было одним из самых важных в школе. Личность должна быть свободна от «морализирования» и выбирать самостоятельно свой путь нравственного развития.

В) Да, дисциплина нужна, но требования необходимо применять к детям, нарушающим нормы поведения в обществе, а от хороших, примерных детей не надо требовать дисциплины.

В-2. В методическом кабинете воспитатель одной школы делилась педагогическим опытом организации воспитательного процесса в своем классе. Дисциплина у нее железная. Дети ходят все время строем. На прогулку – строем, в столовую строем, и даже в туалет – строем. Мнения

присутствующих педагогов разделились:

Школа – это не казарма. Постоянный строй не сформирует у детей сознательной дисциплины. Этому способствует правильная организация режима, пример воспитателя и совместная работа воспитателя с родителями по формированию у детей навыков сознательной дисциплины.(+).

Не нужно ходить строем. Надо сделать жизнь детей интересной и организованной, тогда и порядок в группе будет. Для этого необходимо распределить поручения, чередовать их, подбирая поручения соответственно индивидуальным особенностям детей. Это их приучит к ответственности и порядку. (+)

Это очень правильное решение. Ходьба строем дисциплинирует детей, приучает их к порядку. Да и возни с отдельными детьми меньше – все на виду.

В-3. Коллектив оказывает огромное влияние на личность воспитанника:

- Отрицательное влияние. Коллектив нивелирует личность. За коллективом не видна индивидуальность. Слабовольные дети легко попадают под влияние коллектива и теряют свое личностное своеобразие.

- Коллектив играет вторичную роль в формировании личности, так как основной фактор – биологический. Какая дана наследственность ребенку – это и является его сущностью, и никакой коллектив ничего не изменит.

- Коллектив играет огромную роль в формировании личности. Так как в совместной деятельности и общении по достижению общественно-значимой цели, у ребенка формируются такие качества, как взаимопомощь, товарищество, гуманизм, доброта, скромность, трудолюбие. (+)

В-4. В учительской возник спор между педагогами о сущности труда. Является ли труд нравственной категорией, или он нейтрален и не имеет воспитательной направленности. Из приведенных суждений надо выбрать то, которое отражает вашу точку зрения.

А) Так как одну и ту же работу выполняют люди с разными нравственными устремлениями, то труд не оказывает влияние на нравственное становление человека.

Б) Труд как воспитание нравственности возможен только как часть общей системы воспитания. В противном случае он оказывается нейтральным процессом. (+)

В) Удовлетворение прямых потребностей (есть, одеваться, обеспечивать семью) является основой труда и его движущей силой. Эта потребность не зависит от нравственной позиции личности.

Г) На нравственность оказывает влияние характер труда. Творческий труд возвышает, рутинный разрушает.

В-5. Петя, за которым пришла мама, отказался идти с ней домой, мотивируя это тем, что он дежурный в классе и пока он не завершит свое дежурство, он не уйдет домой. Мама возмутилась и сказала: «Ничему эти дежурства не учат, пустая трата времени и сил».

Да, это правильно. Дежурства не нужны, так как они учат детей, что нужно что-то делать только тогда, когда за тобой наблюдают.

Дежурства конечно нужны, так как они учат детей ответственности за коллектив класса. Выполняя поручения, ребенок понимает, что он приносит пользу другим детям. (+)

Дежурства – это формальность. С дежурным никто не считается. Он выполняет это поручение, потому что ему велела воспитатель, и он боится ослушаться

Дежурства нужны. Но при этом воспитатель должен научить детей правильно выполнять поручения. Сформировать у них мотивы общественной пользы. (+)

№ Д-1. Во время проведения спортивного часа дети лазали по канату. Всем было весело, у всех получалось, только Коля тихо стоял в сторонке и не подходил к канату. Воспитатель спросил: «А ты Коля, почему не участвуешь?». «А он у нас трус», - закричал Сережа. Все дети засмеялись, а Коля заплакал. Действия воспитателя:

А) Заставить мальчика лезть по канату.

Б) Отругать Сережу и других детей.

В) Сказать всем детям: «А вы знаете, у меня в детстве тоже не получалось. Только не по канату лазать, а через спортивного коня прыгать. Я очень боялась, а потом научилась преодолевать свой страх и у меня все получилось» (+)

Г) Сказать Коле: «А я уверена, что у тебя все получится, надо только попробовать. Давай я тебе помогу. Я буду тебя поддерживать с одной стороны, а Сережа с другой». (+)

Д) Предложите свой вариант

Д-2. После беседы на тему «Вредность пассивного курения», проведенной во время классного часа дети, возвращаясь домой, увидели свою учительницу, которая сидела на скамейке около дома и курила сигарету. Дети подошли к ней и сказали: «Мария Петровна, курить вредно!» Действия учителя:

А) Согласиться с детьми, затушить сигарету и уйти.

Б) Сказать «Это не ваше дело. Вы еще маленькие учить меня»

В) Сказать «Да, курю, но очень хочу бросить. Пока не получается» (+)

Г) Ответить «Да, курю. Поэтому и болею много. А вот бросить никак не могу» (+)

Д) Предложите свой вариант.

Д-3. Во время экскурсии дети вдруг увидели дым, идущий из подвала школы. Они с криком подбежали к учителю: «Анна Петровна, у нас в школе пожар. Анна Петровна выслушала детей и:

А) бросила группу и побежала в школу

Б) отвела детей подальше от школы

В) оставила детей с самым организованным ребенком, напомнив им правила поведения в экстремальных ситуациях и пошла в школу разобраться в ситуации (+)

Г) сказала детям: «Не обращайте внимания, это горит, скорее всего, мусор».

Д) Предложите свой вариант

Д-4.В классе шел субботник, все активно с задором работали. Только Стасик ничего не делал. На вопрос учителя «Почему он ничего не делает?», воспитанник ответил: «А я и дома ничего не делаю, все делают мама и бабушка». Действия воспитателя:

А) объяснить Стасику необходимость трудовых навыков в жизни человека.

Б) попросить детей убрать за Стасика

В) сказать воспитаннику: «Дома ты можешь делать что хочешь, а в группе то, что я скажу»

Г) предложить ребенку трудовое поручение в соответствии с его интересами (+)

Д) поручить Стасику самостоятельно организовывать трудовое дело в классе (+)

Е) Предложите свой вариант

Д-5. На прогулке воспитатель детям предложил поиграть в игру. Дети отказались. Действия воспитателя:

А) заставить воспитанников играть в предложенную игру.

Б) обидеться и вообще не общаться с детьми во время прогулки

В) заинтересовать игрой, объяснив ее правила (+)

Г) выбрать «любимчиков» и назло остальным играть с ними

Д) спросить у ребят, в какую игру они бы хотели сыграть (+)

Е) Предложите свой вариант

Д-6. Учитель начальной школы повезла детей на трамвае в театр. В трамвае дети шумели, резвились и мешали остальным пассажирам. Воспитателю сделали замечание. Она ответила:

А) Ничего страшного, потерпите. Эти маленькие дети и они не могут стоять как солдаты.

Б) Не ваше дело. Дети никому не мешают. Трамвай – общественное место и в нем могут ехать все.

В) Не все дети еще научились себя вести, но мы работаем над этим. Поэтому, пожалуйста, потер-

пите, а вы, ребята постарайтесь вести себя потише и не мешать остальным пассажирам (+)

Г) Предложите свой вариант

Д-7. Две класса начальной школы собирались на экскурсию . Когда они вышли на улицу, внезапно пошел дождь. Учитель одного класса вернул детей в школу, а учитель другого класса сказал, что у него по плану экскурсия и он не будет менять план. Завуч начальных классов так охарактеризовал действия воспитателя:

А) Правильно. План составлен и нет оснований его менять Экскурсия – так экскурсия. Дети не сахарные не растают.

Б) Неправильно. Какая может быть прогулка под дождем? Надо было с детьми постоять под навесом.

В) План не догма. Особенно в работе с детьми. Можно прогулку заменить развивающим занятием или тихим чтением книги. (+)

Г) Предложите свой вариант

П-1.В класс пришел новый ученик. Он замкнут, малообщителен, сторонится товарищей. Причина его замкнутости в заикании. Последовательность действий воспитателя:

А) посещение школьника на дому с целью изучения условий жизни и воспитания ребенка - 1

Б) создание правильных комфортных для ребенка, взаимоотношений в группе - 5

В) выявление положительных сторон воспитанника - 2

Г) введение ученика в те виды деятельности, где его положительные качества наиболее значимы - 4

Д) беседа с учащимися – 3

П-2. Учитель решил подготовить и провести в классе коллективное творческое дело. Последовательность его действий:

А) коллективная подготовка дела – 3

Б) предварительная работа – 1

В) коллективное подведение итогов – 5

Г) проведение коллективного дела – 4

Д) коллективное планирование – 3

Е) ближайшее последействие коллективного дела – 6.

П-3. Учителю предстоит сформировать коллектив младших школьников. Какова последовательность его действий?

А) выявить активных детей - 3

Б) сформулировать цель деятельности детского коллектива - 1

В) создать отношения ответственной зависимости - 5

Д) организовать разнообразную деятельность детей - 4

Е) конкретизировать задачи по организации коллектива - 2

* Ответы не ищите, решайте сами.

** Правильные ответы помечены знаком «+».

Перечень приложений.

При ложение Ф.И.О. автора, название приложения Стр.
Н.В.Бордовская.Педагогический процесс. 10-13
М.И.Рожков,Л.В.Байбородова. Сущность и структура взаимодействия. 13-16
И.Н.Сиземская, Л.И.Новикова. Проблемы современного воспитания в философском контексте. 18-20
Е.Н.Степанова, Л.М.Лузина. Воспитание ребенка как человека культуры. 20-23
И.З.Гликман. Воспитание или формирование? 26-28
И.А.Колесникова. Сущность и социально-педагогические явления воспитания. 28-30
Н.Ф.Голованова. Панорама взглядов на воспитание. 30-32
Н.Е.Щуркова. Цель и принципы воспитания. 34-37
Деловая игра «Экспертиза» 37-39
Н.Е.Щуркова. Программа воспитания школьников. 41-44
В.Б.Ежеленко. Средство в структуре педагогического процесса. 46-49
З.И.Васильева. Методы воспитания-насущная проблема перестройки образования 49-51
Л.И.Маленкова. Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса. 54-57
М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. Классификация форм воспитательной работы. 57-60
С.А.Шмакова. Игры учащихся – феномен культуры. 62-64
Игра «Светофор» 64-66
М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. Классный воспитательный час. 68-71
А.С.Макаренко. Перспектива. 73-75
Л.И.Петрова. Диагностика сплоченности коллектива младших школьников в условиях личностно-ориентированного образования. 75-77
Е.Степанов. Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы. 77-80
Е.Степанов, Н.Алексеева.Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной диагностики (1) 84-87
Е.Степанов, Н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности. (2) 87-90
Л.И.Петрова. Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений. 90-93
М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы 93-97
Н.Ф.Голованова. Технология педагогической поддержки. 97-100
Деловая игра «Индивидуальный маршрут» 100-111
Н.В.Бордовская. Модели и стили воспитания. 114-117
Е.Н.Степанов, Л.М.Лузина. Системный подход к построению воспитательного процесса. 117-120
Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова. Сущность, содержание и структура воспитательной системы. 121-124
Ю.П.Азаров. Преодоление элементов авторитарности – необходимое условие дальнейшей демократизации внутришкольной жизни. 126-130
А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. Модели и стили. 130-131
В.А.Могилевская. Вальдорфская школа Р. Штайнера. 133-136
У.Ахмаваара. Нравоучительные истории – инструмент воспитания морали. 136-139
В.А.Могилевская. Педагогическая система Марии Монтессори. 142-145
В.А.Сухомлинский. Отношение к родителям, родным, близким. 148-150
Г.И.Вергелес, Л.Н.Кутергина. Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника. 150-152
Л.И.Петрова. Индивидуальная работа с родителями младших школьников. 153-155
А.С.Макаренко. Об авторитете родителей. 155-158
Н.Е.Щуркова. Принципы взаимодействия школы и семьи. 158-162
М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи. 162-164

Оглавление

Введение 3

Тема 1. Педагогика в системе гуманитарных наук 9

Тема 2. Педагогический процесс как основная категория педагогик 10

Тема 3. Воспитание ребенка в контексте культуры 16

Тема 4. Воспитание в целостной системе образования личности 23

Тема 5. Воспитание как педагогический процесс 32

Тема 6. Содержание современного воспитания 39

Тема 7. Методы современного воспитания 44

Тема 8. Организационные формы воспитания 52

Тема 8.1, Формы коллективной творческой деятельности 52

Тема 8.2. Игра как специфическая форма воспитательной

работы с младшими школьниками 60

Тема 8.3. Классный час как важнейшая форма

воспитания в начальной школе 66

Тема 9. Коллектив как необходимая среда воспитания личности

младшего школьника 71

Тема 10. Индивидуальный подход в воспитании младшего

школьника 82

Тема 11. Характеристика систем воспитания 111

Тема 11.1. Современные концепции воспитательных систем 112

Тема 11.2. Авторитарное воспитание 125

Тема 11.3. Свободное воспитание 131

Тема 11.4. Личностно-ориентированное воспитание 140

Тема 12. Совместная работа семьи и школы по формированию

личности ребенка 146

Особенности построения экзаменационных билетов по курсу

«Теория воспитания» 164

Критерии оценки знаний студентов по курсу

«Теория воспитания» 165

Особенности построения контрольных тестовых заданий

по курсу

«Теория воспитания» 165

Проверь себя

Тестовые задания 166

Ключ к тестовым заданиям 171

Проблемные вопросы 171

Педагогические задачи 172

Перечень приложений 178


Наши рекомендации