Тема 11.1 Современные концепции воспитательных систем

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Системный подход как условие реализации целей воспитания.

2. Характеристика воспитательных систем.

3. Модели и стили воспитания.

4. Типы воспитательных систем.

5. Современные концепции воспитательных систем.

Список рекомендуемой литературы

Основной

Амонашвили Ш.А. Школа жизни. - М.,1998.

Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. – М.,1996.

Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка.- СПб.,2004.

Новикова Л.И. Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня. - М.,1998

Реан А.А., Н.В.Бордовская, С.И.Розум. Психология и педагогика. – СПб, 2000.

Подласый И.П.Педагогика. – М.,2004

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Избр.пед.соч. в 3 т. – М.,1979. Т.1.

Харламов И.Ф. Педагогика. – М.,1997.

Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. – М.,2005.

Дополнительный

Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. №4. С.11-17

Колесникова И.А. Педагогическая реальность: Опыт межпарадигмальной рефлексии. - СПб.,2001.

Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М., 2000

Образование и культура Северо-запада России (Под ред. Н.В.Бордовской. – СПб.1999. – Вып.4.

Першуткин Б.О. О новых подходах к понятию «воспитание» // Воспитание школьников 1994, №6.

Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.- М.,2002.

Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. - Калуга,1992.

Задания для самостоятельной работы

1. На основе прочитанной литературы дайте характеристику системе воспитания (на выбор) по следующим параметрам: открытая – закрытая; естественная - искусственная; централизованная - децентрализованная; конкретная - абстрактная;

2. - динамическая - статическая. Приведите примеры, подтверждающие данную вами характеристику.

3. Используя материалы Н.В.Бордовской (Приложение 27, выпишите основные различия между моделями и стилями воспитания. К какому типу по стилю взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками вы бы отнесли себя, свои семейные традиции воспитания.

4. Используя различные психолого-педагогические источники, заполните таблицу:

Виды воспитания (по институциональному признаку)

Виды воспитания   Цель системы   Взаимоотношения участников воспита- тельного процесса Позиция ребенка в системе Виды преобладающей деятельности.
Семейное        
Школьное        
Внешкольное        
По месту жительства        


5. Используя труды Ш.А.Амонашвили, Л.И.Новиковой, В.А.Сухомлинского, представленные в списке основной литературы, охарактеризуйте современные системы воспитания( одну, по выбору студента) по следующим параметрам:

основная идея системы; цели воспитания; ведущие принципы воспитательной системы; ведущая деятельность; объединяющий фактор.

6. Тема 11.1 Современные концепции воспитательных систем - student2.ru Используя материал из книги Степанова Е.Н, Лузина Л.М. (Приложение 28) и Т.И.Шамовой и др. (Приложение 29) , охарактеризуйте суть и принципы системного подхода к построению воспитательного процесса.

7. Разработайте тезисы к проведению диспута на тему: «Мир – это система. Прекрасно! А при чем тут педагогика?»

Приложение 27

Н.В.Бордовская

Модели и стили воспитания

Виды воспитания классифицируются по принципу содержательного многообразия воспитательных целей и способов их достижения.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное), а также воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах).

Семейное воспитание — это организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка формирует основы будущей личности. Семейное воспитание продуктивно, если оно осуществляется в атмосфере любви, взаимного понимания и уважения. Значительную роль здесь также играет профессиональная самореализация и материальное благополучие родителей, создающие условия для нормального развития ребенка.

...Школьное воспитание — это организация учебной деятельности и жизни детей в условиях школы, а также внеучебная воспитательная работа, включающая в себя поддержание школьных традиций и праздников, организацию самоуправления. В данных условиях важное значение имеет личность учителя и позитивный характер общения с учениками, образовательно-воспитательная и психоло­гическая атмосфера занятий и отдыха.

Внешкольное воспитание предполагает, что решение вышеозначенных задач осуществляется внешкольными образовательно-воспитательными учреждениями, организациями и обществами. К ним относятся центры развития, дома творчества детей, комнаты школьника при отделениях милиции (куда помещают подростков, нарушивших общественный порядок или преступивших закон), общества «зеленых» (юных натуралистов и экологов).

Конфессиональное воспитание реализуется посредством религиозных тради­ций и обрядов, приобщения к системе религиозных ценностей и конфессиональ­ной культуре, обращенных к «сердцу», к вере в божественное происхождение человека. Поскольку верующие люди составляют около 90 % человечества, по­стольку роль религиозного или церковного воспитания очень велика.

Воспитаниепо месту жительства — это организация общественно полезной деятельности детей и молодежи в микрорайоне проживания. Данная, совместная со взрослыми деятельность заключается в посадке деревьев, уборке территории, сборе макулатуры, оказании шефской помощи одиноким старикам и инвалидам. А также кружковая работа, спортивные соревнования и праздники, организованные родителями и педагогами.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками (по признаку управления процессом воспитательного воздействия на воспитанника со стороны воспитателя) различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Чем выше социальная роль воспитателя как транслятора этой идеологии (учителя, священника, родителей, идеологических работников и т. п.), тем сильнее выражено принуждение воспитанника вести себя согласно данной идеологии.

…Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. В этом случае педагог единолично принимает и отменяет решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам.

Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение, отношение, делать самостоятельно выбор.

…Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без его активного участия и руководства. Такой педагог постоянно ожидает указаний «сверху», являясь фактически передаточным звеном между взрослыми и детьми, руководителем и подчиненными.

...На практике ни один из приведенных стилей у педагога не может проявляться в «чистом виде». Также очевидно, что применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. Поэтому для анализа практики воспитателя чаще применяют так называемые смешанные стили: авторитарно-демократический, либерально-демократический и пр. Каждый педагог может применять разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях.

…В зависимости от философской концепции, определяющей принципы и особенности системы воспитания, выделяют модели прагматического, антрополо­гического, социетарного, свободногои других видов воспитания.

Реализм как философия воспитания явился детерминантой концепций воспитания. Последователи реализма в воспитании человека исходят из положений о передаче воспитуемому бесспорных знаний и опыта в препарированном виде, истины и ценностей культуры через разделение целостной реальности на предметное отображение с учетом возрастных возможностей их присвоения. Воспитание должно строиться как помощь воспитаннику в осознании того, что естественным образом побуждает его поведение и деятельность.

…Слабое место моделей воспитания, разработанных на так называемом материалистическом реализме, состоит в том, что принижается роль знаний о самом человеке в процессе его воспитания, не признается его право на иррациональность в поступках, в жизнедеятельности.

Прагматизм как философия воспитания. Его представители рассматривают воспитание не как подготовку воспитанника к будущей взрослой жизни, а как жизнь воспитуемого в настоящем. Поэтому задача воспитания в рамках данного направления — научить воспитуемого решать реальные жизненные проблемы и с накоплением такого опыта добиться максимального благополучия, успеха в рамках тех норм, которые определены социальной средой его жизнедеятельности. Отсюда в основу содержания воспитания предлагается положить сам процесс решения жизненных проблем.

…Значит, в рамках данного направления воспитание рассматривается и как проблемное, в котором изменчивы воспитательные ситуации, постоянно меняются среда и само взаимодействие индивида с воспитателем и средой, меняются передаваемый и приобретаемый опыт, и сами субъекты воспитательного процесса

…Антропоцентристская модель воспитания опирается на понимание сущнос­ти человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющей­ся одновременно с обновляющимся в процессе его активной деятельности окру­жающим миром, а также на положение о сущности воспитания как создании среды, максимально благоприятной для саморазвития индивида.

…В рамках данного направления возможны различные системы организации воспитания с позиций доминирования биологии, этики, психологии, социологии, религиозной и культурной антропологии в их взаимосвязи.

Социетарная модель воспитания ориентирована на выполнение социального заказа как высшей ценности для группы людей, который предполагает тенденциозный подбор содержания и средств воспитания в рамках малых (семья, референтная группа, школьный коллектив и др.) и больших социальных групп (общественные, политические, религиозные сообщества, нация, народ и др).

…Общим для них является тот факт, что все ценности, кроме принятой в обществе или социальной группе, признаются ложными.

Гуманистическое воспитание опирается, прежде всего, на учет личностных и индивидуальных особенностей воспитанника. Задачей воспитания, базирующегося на идеях гуманизма, является помощь становлению и совершенствованию личности воспитанника, осознанию им своих потребностей и интересов. В процессе воспитательного взаимодействия педагог должен быть нацелен на то, чтобы узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели развития (процесс самоактуализации человека) и способствовать их достижению (личностный рост), не снимая при этом меру ответственности за результаты (оказывая помощь в развитии).

…Свободное воспитание (вариант демократического стиля воспитания), направлено на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения, а также ценностей жизни. Ведущей целью такого воспитания является научение и приучение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор духовных ценностей.

…Технократическая модель воспитания основана на положении, согласно которому процесс воспитания должен быть строго направленным, управляемым и контролируемым, технологично организованным, а значит, воспроизводимым и приводящим к проектируемым результатам. Представители данного направления в процессе воспитания видят реализацию формулы «стимул—реакция—подкрепление» или «технологию поведения» (Б. Скиннер). Воспитание в этом случае рассматривают как формирование системы поведения воспитуемого с помощью подкреплений, видя возможность конструировать «управляемого индивида», вырабатывать желаемое поведение в различных социальных ситуациях как социально одобряемые нормы, поведенческие стандарты.

В этом подходе таится угроза манипулирования человеком, воспитания че­ловека-функционера.

(Цитаты из работы: Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.А. Психология и педагогика – СПб., 2000. С.250-257)

Приложение 28

Е.Н.Степанов, Л.М.Лузина

Наши рекомендации