Деловая игра «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ»
Цель игры:Формирование умений:
· анализировать представленный материал, включающий индивидуальные данные на трудного ребенка;
· умения правильно технологически и содержательно наполнять этапы профилактической деятельности с трудными школьниками;
· умения корректировать
· использовать в составлении проектов и программ психолого-педагогическую литературу;
· использовать результаты анализа и данных психолого-педагогических источников для составления и защиты индивидуальных проектов;
· сотрудничать с коллегами по игре и принимать коллективные педагогические решения.
Для проведения игры группа разбивается на подгруппы. Каждая подгруппа получает задание и пакет документов. В качестве вспомогательных материалов могут выступать психолого-педагогические источники, которые студенты подготовили в ходе самостоятельного изучения темы. Игра выключает 5 этапов:
1 этап. Разъяснение педагогических задач игры и правил ее проведения. На этом этапе ставится цель проведения игры и дается характеристика материалов, которые получает каждая группа. В пакет материалов входит в «Банк данных», который включает следующие документы:
· макет характеристики на трудного ребенка:
· этапы профилактической деятельности с трудновоспитуемыми школьниками;
· примерная индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств
· примеры созидающих приемов;
· типы поведения трудных детей.
2 этап. Это этап анализа представленных педагогом и самостоятельно подготовленных студентами материалов.
3 этап. Защита подготовленных проектов профилактической работы с трудным школьником. От группы выступает один студент, наделенный полномочиями от группы представлять проект. Остальные участники могут уточнять и добавлять.
4 этап. На этом этапе проводится дискуссия по оценке представленных проектов. Студенты заранее получают критерии оценивания проектов профилактической работы с трудными детьми. Они могут включать следующие параметры:
· характеристика на трудного ученика составлена с учетом его индивидуальных особенностей:
· защита проекта профилактической работы с трудным школьником отражает требования, предъявляемые к защите подобных проектов, а именно:
проект логичен; в ходе его подготовки были использованы не только материалы, представленные педагогом, но и самостоятельно подготовленные материалы; этапы профилактической работы содержательно отражают цели профилактической работы и соответствуют задачам работы с конкретным школьником;
· индивидуальная программа по коррекции качеств трудного школьника включает конкретные мероприятия по коррекции имеющихся недостатков.
5 этап. Этот этап посвящен подведению итогов. В ходе подведения итогов необходимо остановиться на реализации цели профилактической работы в ходе игры. Сформулировать общие требования к индивидуальной работе с трудными детьми. Сфокусировать внимание на умениях, полученных студентами в ходе игры ( к примеру, таких умений, как: умение оценивать представленный педагогический материал; умение правильно отбирать необходимые элементы для индивидуальной работы с учениками; умения проектировать педагогическую деятельность с трудными детьми ; умение правильно представлять и защищать те положения проекта, которые студент выносит на защиту и пр.)
Задания к проведению игры.
1. Используя банк данных, составьте характеристику на трудного ребенка. Типаж может быть как реальный (к примеру, вы познакомились с таким ребенком в ходе практики), так и составленным по психолого-педагогическим материалам, с которыми студенты ознакомились в ходе подготовки к игре.
2. Разработайте проект профилактической работы с трудным ребенком.
3. Составьте индивидуальную программу коррекции «западающего» качества школьника.
4. Выберите от группы одного выступающего, который защитит коллективный проект.
5.Примите участие в дискуссии по результатам представленных проектов.
Банк данных.
Примерная модель характеристики трудного школьника.
1. Фамилия, имя, отчество.
2.Состояние здоровья.
3. Условия жизни в семье: родители имеют влияние на учащегося /да, нет;отношения в семье нормальные, ненормальные /подчеркнуть/
4.Материальное положение семьи: хорошее, нормальное, неудовлетворительной /подчеркнуть/
— бытовые условия семьи.
5. Отношение к учебе: добросовестное, активное; настойчивое,
любознателен, прилежен, ленив, небрежен /подчеркнуть/.
Избирательное отношение к отдельным предметам: положительное;
отрицательное; испытывает трудности в изучении /каких предметов/
6. Эмоциональные особенности, темперамент:
вспыльчивый, подвижный, инертный, раздражительный,
склонный к слезам, спокойный, уравновешенный, отличается
частой сменой настроения, быстро утомляется, неутомим.
/ подчеркнуть/;внимателен, рассеян /подчеркнуть/;память хорошая, плохая /подчеркнуть/, особенности памяти; волевой, безвольный /подчеркнуть/.
развитое чувство долга, чести, совести, коллективизма, чувство собственного достоинства; честный, правдивый, нечестный, лживый, активный, пассивный, безразличный, принципиальный, верен своему слову; скромный, самоуверенный, хвастливый, завистливый, самокритичный, исполнительный, недисциплинированный, безынициативный;
общительный, замкнутый, угрюмый, грубый, ласковый, отзывчивый, предупредительный.
7. Реакция на строгость / положительная, отрицательная/, на ласку /положительная, отрицательная/, на критику
/положительная, отрицательная/, на наказание /положительная,
отрицательная/ /подчеркнуть/.
8.Тип поведения /отчужденное, своевольное, агрессивное, преступное/.
9.Отношение к окружающим: родителям; старшим; младшим сверстникам;
10. Отношение к труду: в школе; в семье; режим дня.
11. Интересы: к труду /какому, виду труда/;к чтению /какой литературы/; к технике /какой/; к искусству /кино, музыка, прочее/;
к спорту.
12. Участие в общественной работе /поручения, виды работы,
отношения к поручениям, качества их выполнения/.
13.В каких кружках занимается.
14.Каким видом спорта увлекается, есть ли разряд.
15.С кем дружит учащийся?
16.Положение в коллективе: пользуется, не пользуется авторитетом в коллективе /подчеркнуть/; дорожит, не дорожит мнением коллектива /подчеркнуть/; бывают ли конфликты с учащимися, в чем их причины.
17.Сведения о поощрениях и наградах.
18. Дополнения к характеристике.
2. Этапы профилактической работы с трудновоспитуемыми школьниками. .(Материал взят из пособия Расчетиной С.А.(Дневник индивидуального подхода к педагогически запущенному подростку. – Л.,1986) и адаптирован к младшему школьному возрасту)
I этап: Диагностический.
1. Изучение личностных характеристик ребенка Выявление индивидуальных особенностей, повлиявших на затруднения, которые ребенок испытывает в:
· Отношениях к учителю (воспитателю).
· Отношениях к другим учителям, воспитателям.
· Отношениях со сверстниками.
· Отношении к учебной деятельности.
· Отношении к трудовой деятельности. Другие характеристики.
2. Изучение воспитательной ситуации в семье:
· Отношение родителей к нравственным ценностям; в сфере труда; в сфере досуга.
· Взаимоотношения родителей: дружны; ссорятся; грубо конфликтуют; семья неполная.
· Отношение родителей к ребенку: теплое; равнодушное;
· агрессивное; нестабильное.
· Педагогическая эрудиция родителей: допускают ошибки в постановке целей и задач воспитания; допускают ошибки в выборе методов и форм воспитания; не понимают возрастных и
индивидуальных особенностей; не умеют перестраиваться.
· Позиция ребенка в семье: кумир семьи; заброшенный; центр споров родителей.
· Отношение ребенка к семье: дорожит семьей; равнодушен к родителям.
3. Изучение воспитательной ситуации в коллективе.
· Нравственные ценности коллектива: отношение к делу;
· отношение к людям; отношение к ребенку;
· Общественное мнение коллектива о младшем школьнике: положительное ; отрицательное; нейтральное.
· Мера участия ребенка в коллективной деятельности:
· ребенок-организатор; ребенок-исполнитель; не имеет опыта участия в деятельности.
· Характер общения в коллективе: сверстники ищут общения с ним; сверстники избегают общения; ребенок ищет общения;
· Ребенок избегает общения.
· Ребенок переживает свое положение
в коллективе: ребенок равнодушен к коллективу;
II этап: Прогностический.
1. Прогнозирование результатов перестройки отношений школьника.
Снять настрой на ситуацию конфликта в отношениях с учителями; Снять настрой на ситуацию конфликт в отношениях со сверстниками; Перестроить отношения в учебной деятельности; Перестроить отношение к общественному поручению; Перестроить отношение к трудовой деятельности; Перестроить отношение младшего школьника к себе; Другие задачи.
2. Прогнозировние результатов перестройки воспитательной ситуации в семье.
Установление доверительных отношений с родителями и лицами, их заменяющими; Оздоровление нравственной атмосферы в семь; Совместная постановка целей; Совместная корректировка ошибок семейного воспитания; Другие задачи.
3.Прогнозирование результатов перестройки воспитательной ситуации в коллективе.
Преобразование форм взаимодействия коллектива и личности;
Формирование коллективных мнений о школьнике; Формирование коллективных оценочных суждений о школьнике; Перестройка общения ребенка со сверстниками в системе деловых и межличностных отношений: Включение ребенка в коллективно организуемые виды деятельности; Другие задачи: