Деловая игра «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ»

Цель игры:Формирование умений:

· анализировать представленный материал, включающий индивидуальные данные на трудного ребенка;

· умения правильно технологически и содержательно наполнять этапы профилактической деятельности с трудными школьниками;

· умения корректировать

· использовать в составлении проектов и программ психолого-педагогическую литературу;

· использовать результаты анализа и данных психолого-педагогических источников для составления и защиты индивидуальных проектов;

· сотрудничать с коллегами по игре и принимать коллективные педагогические решения.

Для проведения игры группа разбивается на подгруппы. Каждая подгруппа получает задание и пакет документов. В качестве вспомогательных материалов могут выступать психолого-педагогические источники, которые студенты подготовили в ходе самостоятельного изучения темы. Игра выключает 5 этапов:

1 этап. Разъяснение педагогических задач игры и правил ее проведения. На этом этапе ставится цель проведения игры и дается характеристика материалов, которые получает каждая группа. В пакет материалов входит в «Банк данных», который включает следующие документы:

· макет характеристики на трудного ребенка:

· этапы профилактической деятельности с трудновоспитуемыми школьниками;

· примерная индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств

· примеры созидающих приемов;

· типы поведения трудных детей.

2 этап. Это этап анализа представленных педагогом и самостоятельно подготовленных студентами материалов.

3 этап. Защита подготовленных проектов профилактической работы с трудным школьником. От группы выступает один студент, наделенный полномочиями от группы представлять проект. Остальные участники могут уточнять и добавлять.

4 этап. На этом этапе проводится дискуссия по оценке представленных проектов. Студенты заранее получают критерии оценивания проектов профилактической работы с трудными детьми. Они могут включать следующие параметры:

· характеристика на трудного ученика составлена с учетом его индивидуальных особенностей:

· защита проекта профилактической работы с трудным школьником отражает требования, предъявляемые к защите подобных проектов, а именно:

проект логичен; в ходе его подготовки были использованы не только материалы, представленные педагогом, но и самостоятельно подготовленные материалы; этапы профилактической работы содержательно отражают цели профилактической работы и соответствуют задачам работы с конкретным школьником;

· индивидуальная программа по коррекции качеств трудного школьника включает конкретные мероприятия по коррекции имеющихся недостатков.

5 этап. Этот этап посвящен подведению итогов. В ходе подведения итогов необходимо остановиться на реализации цели профилактической работы в ходе игры. Сформулировать общие требования к индивидуальной работе с трудными детьми. Сфокусировать внимание на умениях, полученных студентами в ходе игры ( к примеру, таких умений, как: умение оценивать представленный педагогический материал; умение правильно отбирать необходимые элементы для индивидуальной работы с учениками; умения проектировать педагогическую деятельность с трудными детьми ; умение правильно представлять и защищать те положения проекта, которые студент выносит на защиту и пр.)

Задания к проведению игры.

1. Используя банк данных, составьте характеристику на трудного ребенка. Типаж может быть как реальный (к примеру, вы познакомились с таким ребенком в ходе практики), так и составленным по психолого-педагогическим материалам, с которыми студенты ознакомились в ходе подготовки к игре.

2. Разработайте проект профилактической работы с трудным ребенком.

3. Составьте индивидуальную программу коррекции «западающего» качества школьника.

4. Выберите от группы одного выступающего, который защитит коллективный проект.

5.Примите участие в дискуссии по результатам представленных проектов.

Банк данных.

Примерная модель характеристики трудного школьника.

1. Фамилия, имя, отчество.

2.Состояние здоровья.

3. Условия жизни в семье: родители имеют влияние на учащегося /да, нет;отношения в семье нормальные, ненормальные /подчеркнуть/

4.Материальное положение семьи: хорошее, нормальное, неудовлетворительной /подчеркнуть/

— бытовые условия семьи.

5. Отношение к учебе: добросовестное, активное; настойчивое,
любознателен, прилежен, ленив, небрежен /подчеркнуть/.

Избирательное отношение к отдельным предметам: положительное;

отрицательное; испытывает трудности в изучении /каких предметов/

6. Эмоциональные особенности, темперамент:

вспыльчивый, подвижный, инертный, раздражительный,
склонный к слезам, спокойный, уравновешенный, отличается
частой сменой настроения, быстро утомляется, неутомим.

/ подчеркнуть/;внимателен, рассеян /подчеркнуть/;память хорошая, плохая /подчеркнуть/, особенности памяти; волевой, безвольный /подчеркнуть/.

развитое чувство долга, чести, совести, коллективизма, чувст­во собственного достоинства; честный, правдивый, нечестный, лживый, активный, пассив­ный, безразличный, принципиальный, верен своему слову; скромный, самоуверенный, хвастливый, завистливый, само­критичный, исполнительный, недисциплинированный, безы­нициативный;

общительный, замкнутый, угрюмый, грубый, ласковый, от­зывчивый, предупредительный.

7. Реакция на строгость / положительная, отрицательная/, на лас­ку /положительная, отрицательная/, на критику
/положительная, отрицательная/, на наказание /положительная,
отрицательная/ /подчеркнуть/.

8.Тип поведения /отчужденное, своевольное, агрессивное, пре­ступное/.

9.Отношение к окружающим: родителям; старшим; младшим сверстникам;

10. Отношение к труду: в школе; в семье; режим дня.

11. Интересы: к труду /какому, виду труда/;к чтению /какой литературы/; к технике /какой/; к искусству /кино, музыка, прочее/;

к спорту.

12. Участие в общественной работе /поручения, виды работы,
отношения к поручениям, качества их выполнения/.

13.В каких кружках занимается.

14.Каким видом спорта увлекается, есть ли разряд.

15.С кем дружит учащийся?

16.Положение в коллективе: пользуется, не пользуется авторитетом в коллективе /подчеркнуть/; дорожит, не дорожит мнением коллектива /подчеркнуть/; бывают ли конфликты с учащимися, в чем их причины.

17.Сведения о поощрениях и наградах.
18. Дополнения к характеристике.

2. Этапы профилактической работы с трудновоспитуемыми школьниками. .(Материал взят из пособия Расчетиной С.А.(Дневник индивидуального подхода к педагогически запущенному подростку. – Л.,1986) и адаптирован к младшему школьному возрасту)

I этап: Диагностический.

1. Изучение личностных характеристик ребенка Выявление индивидуальных особенностей, повлиявших на затруднения, которые ребенок испытывает в:

· Отношениях к учителю (воспитателю).

· Отношениях к другим учителям, воспитателям.

· Отношениях со сверстниками.

· Отношении к учебной деятельности.

· Отношении к трудовой деятельности. Другие характеристики.

2. Изучение воспитательной ситуации в семье:

· Отношение родителей к нравственным ценностям; в сфере труда; в сфере досуга.

· Взаимоотношения родителей: дружны; ссорятся; грубо конфликтуют; семья неполная.

· Отношение родителей к ребенку: теплое; равнодушное;

· агрессивное; нестабильное.

· Педагогическая эрудиция родителей: допускают ошибки в постановке целей и задач воспитания; допускают ошибки в выборе методов и форм воспитания; не понимают возрастных и
индивидуальных особенностей; не умеют перестраиваться.

· Позиция ребенка в семье: кумир семьи; заброшенный; центр споров родителей.

· Отношение ребенка к семье: дорожит семьей; равнодушен к родителям.

3. Изучение воспитательной ситуации в коллективе.

· Нравственные ценности коллектива: отношение к делу;

· отношение к людям; отношение к ребенку;

· Общественное мнение коллектива о младшем школьнике: положительное ; отрицательное; нейтральное.

· Мера участия ребенка в коллек­тивной деятельности:

· ребенок-организатор; ребенок-исполнитель; не имеет опыта участия в деятельности.

· Характер общения в коллективе: сверстники ищут общения с ним; сверстники избегают общения; ребенок ищет общения;

· Ребенок избегает общения.

· Ребенок переживает свое положение
в коллективе: ребенок равнодушен к коллективу;

II этап: Прогностический.

1. Прогнозирование результатов перестройки отношений школьника.

Снять настрой на ситуацию конфликта в отношениях с учителями; Снять настрой на ситуацию конфликт в отношениях со сверстниками; Перестроить отношения в учебной деятельности; Перестроить отношение к общественному поручению; Перестроить отношение к трудовой деятельности; Перестроить отношение младшего школьника к себе; Другие задачи.

2. Прогнозировние результатов перестройки воспитательной ситуации в семье.

Установление доверительных отношений с родителями и лицами, их заменяющими; Оздоровление нравственной атмосферы в семь; Совместная постановка целей; Совместная корректировка ошибок семейного воспитания; Другие задачи.

3.Прогнозирование результатов перестройки воспитательной ситуации в коллективе.

Преобразование форм взаимодействия коллектива и личности;

Формирование коллективных мнений о школьнике; Формирование коллективных оценочных суждений о школьнике; Перестройка общения ребенка со сверстниками в системе деловых и межличностных отношений: Включение ребенка в коллективно организуемые виды деятельности; Другие задачи:

Наши рекомендации