Методы психологич. воздействия.
Метод предъявления моделей — основан на использовании механизмов психич. заражения, внушения и подражания в процессе предъявления в кач-ве образцов: поведения др. людей, персонажей кинофильмов.• Дискуссия — обсуждение каких-либо проблем клиента с целью нахождения оптим. решений. Гл. мех-мом психологич. воздействия здесь выступает убеждение — процесс воздействия на сознание силой логич. доказательств.• Тренинг — метод воздействия, направл. на создание новых психич. образований, либо на изменение и развитие уже существующих. В ходе тренинга используются разл. Упр., ролевые игры, психогимнастика.
Психич. саморегуляция основана на произвол. Упр. своим собств. Психич. сост. Она предполагает наличие или выработку соотв. умений, в том числе умений психопрофилактики и
психогигиены. Для студента, напр., это след. умения:умение преодолевать в себе излишнее беспокойство; чувство неуверенности, страха и тревоги, нерешительности и скованности на семинарах, экзаменах, зачетах;умение предупреждать и снимать стрессовые проявления, излишнее напряжение и волнение;
умение мобилизовать свою волю или внутр. силы для создания рабочего настроения, необход. самочувствия;умение контролировать темп и тон своей речи, дыхания, мышечного напряжения и т.п.;умение производить разрядку в сменяющих учебу видах де-ти: физич. труд, фира, дискотека, кино, и т.д.
В практич. психологии разработаны разл. методики психофизич. саморегуляции. Наиб. известной из них является аутогенная тренировка. В плане психофизич. саморегуляции могут быть полезны книги америк. психолога и педагога Дейла Карнеги, др. психологов, а также спец. Методич. рекомендации, разработанные для этих целей.
14. Происхождение и виды способностейСпособности — это система качеств личности, позволяющая успешно выполнять опред. виды де-ти. Напр., способность к математике, музыке, технике и т.д.
Способности не тождественны знаниям, умениям и навыкам, хотя и взаимосвязаны с ними. По отнош. к знаниям, умениям и навыкам способности выступают как возможность их приобретать и наращивать с той или иной степенью быстроты и эффективности.
Способности чела обнаруживаются только в де-ти, причем лишь в той, кот. не может осущ. без наличия соотв. способностей.
Способности — это продукт общественно-историч. практики чела, результат взаимод. Биологич. и соц. факторов. Природными предпосылками способностей являются задатки.Задатки — это врожденные анатомо-физиологич. особенности человеч. Ор-ма, его нервной системы, органов чувств и т.д., составляющие природную основу формирования способностей.
По уровню развития способности бывают:— одаренность — это совокупность нескольких способностей, обуславливающая успешную де-ть чела в опред. Обл. и выделяющая его среди др. людей. Обычно одаренность проявляется в наличии разностор. способностей;— талант — совокупность способностей, кот. позволяет получать продукт де-ти, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и обществ. значимостью. Особенность таланта - высокий уров. творчества в процессе де-ти;— гениальность - высший уров. развития способностей, обеспечивающий достижение принцип. нового, имеющего большое историч. Знач.;
Выделяют также след. способности:
— общие — интегративные способности, необход. для успешного осущ. Разл. видов де-ти;
— спец. - способности,необход.для выполнения конкретн. видов де-ти;
— профессиональные способности, обеспечивающие успешную работу чела по той или иной профессии (часто успех в профес. Де-ти зависит не от одной какой-нить способности, а от их удачного сочетания, возможна и компенсация недостающей способности другими);— творч. — способности, позволяющие создавать новое, никогда ранее не сущ. (творч. способности чела могут проявляться в любой де-ти: научной, худ., производств., политич., экономич., педагогич. и др.).
15. Понятие о темпераменте
Темперамент — это индивид. своеобразная, при-родно обусловл. совокупность динамич. проявлений психики чела. Темперамент определяется интенсивностью, скоростью, темпом и ритмом протекания психич. процессов и изменения психич. состояний личности.В основе темперамента лежат особенности нервной де-ти чела, кот. характеризуется разл. соотношением возбужд. и торможения нервных процессов. Эти процессы в свою очередь характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью их протекания.
На основе разл. сочетаний этих показателей физиолог И.П. Павлов выделил 4 ярко выраженные типа высшей нервной де-ти:безудержный, сильный, инертный и слабый тип.
Оказалось, что они соответствуют известным со времен древнегреч. врача Гиппократа 4 типам темперамента:— холерик (безудержный тип) — преобладание возбуждения над торможением в нервн. системе, подвижность, бурные эмоции, резкие смены настроения, в критич. моменты — высокая концентрация сил;
— сангвиник (сильный тип) — характеризуется быстротой реакции, высокой психич. активностью, богатством мимики, контактностью, высокой сопротивляемостью трудностям, жизнерадостностью;
— флегматик (инертный тип) - связан с медлительностью, инертностью, устойчивостью в настроении, спокойствием, слабым проявлением эмоций, низкой психич. активностью, уравновешенностью;— меланхолик (слабый тип) — свойственны сдержанность речи и движений, низкий уров. Психич. активности, ранимость, преобладание отрицат. эмоций, замкнутость, впечатлительность, быстрая утомляемость.От темперамента как врожденной особенности психики зависят такие св-ва личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность и др.
В чистом виде ни одного из 4 типов темперамента не сущ.. Каждый чел. имеет индивид. темперамент. В семейной жизни часто супруги обладают противоположными темпераментами. И это, как правило, удачные браки. Дружат чаще люди одного темперамента.
Особенности темперамента личности обуславливают также индивид. стиль де-ти чела, кот. определяется, однако, и др. причинами, включ. в себя умения и навыки, формируемые под влиянием жизненного опыта.
В труд. Де-ти большое знач. имеет совместимость людей по темпераменту.
16.Характер личности
Характер — это психич. Св-во личности, представл. собой систему ее существенных и относит. устойчивых качеств (черт), обуславливающих повеление чела. Черты характера можно классифицировать по след. отношениям:• По отнош. к др. людям (общительность — замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.).• По отнош. к себе (скромность — самовлюбленность,самокритичность - самоуверенность и т.д.).• По отнош. к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие — леность и т.д.).• По отнош. к собственности (щедрость — жадность, бережливость - расточительность, аккуратность — неряшливость и т.д.).Структура и содерж. характераопределяется:
• Динамикой воли, т.е. тем, насколько она сильна или слаба (решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность и противоположные им черты характера).
• Спецификой проявления эмоций, кот. сопровождают поведение человека (порывистость, впечатлительность, инертность, безразличие и др.).
• Интеллект. особенностями личности (глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и т.п.).
Характер личности теснейшим образом взаимосвязан с др. ее св-вами: темпераментом, способностями, направленностью. Он формируется в теч. всей жизни на основе природных свойств в результате всевозм. действий и поступков чела. Большую роль при этом играют обучение и воспитание, семейные и обществ. условия, конкр. обстоятельства, в кот. проходит его жизненный путь.
Сущ. Разл. типологии характеров.Например, нем. психолог и психиатр Э.Кречмер выделил 3 типа характеров личности в связи с наиб. часто встречающимися типами строения тела человека:
• Астенический тип (шизотимик) - обычно худой человек, ср. или выше ср. роста, имеющий узкие плечи, тонкие руки, слаборазвитую грудную клетку (замкнутый, склонен к размышлениям и абстракции, с трудом приспосабливается к окр., чувствителен, раним).
• Атлетич. тип (искотимик) — имеющий развитую мускулатуру, он ср. или высокого роста, с мощной грудной клеткой и широкими плечами (бывает 2 видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный либо мало впечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления).
• Пикнический тип (циклотимик) - отличается сильно развитыми полостями тела, склонностью к ожирению, ср. роста, с короткой шеей (эмоции колеблются м/д радостью и печалью, общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах).
Согласно типологии К. Юнгалюдей можно разделить по характерам на экстравертов и интровертов:— экстраверт — заряжается энергией от людей и действий, направлен к внешнему миру, общителен;— интроверт — черпает энергию внутри себя, направлен внутрь себя, сконцентрирован на своем внутреннем мире, малообщителен.
В типологииЭ. Фроммавсе выделенные им типы характеров подразделяются на 2 группы: плодотворной и неплодотворной ориентации.Плодотворность по Э. Фрому — это реализация челом присущих ему возможностей, использование своих сил.
Неплодотв. ориентации: рецептивная, эксплуататорская, стяжательская и рыночная.
Плодотв. ориентации: деятельная, любящая и разумная.
Сущ. также психогеометрич. типология характеровна основе предпочитаемого выбора челом какой-либо из геометрич. фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и зигзаг. Автор этой типологии Сьюзен Далингер (США) Акцентуация характера — это понятие, означ. чрезм. выраженность отд. черт характера или их сочетаний. Акцентуации характера представл. собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.Психопатия — это болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта чела), в результате кот. резко нарушаются взаимоотношения с окр. людьми. Психопаты могут быть соц. опасны. В отлич. от психопатий акцентуации характера проявл. не постоянно, с годами могут сглаживаться, приближаться к норме.
Немецкий психиатр К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций.
• Гипертимический тип – чрезм. приподнятое настроение,стремление к лидерству, риску, авантюрам; не реагир. на замечания, теряет грань дозволенного и т.п.• Дистимический тип - постоянно пониженное настроение, замкнутость, немногословность,пессимистичность и т.п.• Циклоидный тип - общительность циклич. меняется в завис. от крайностей в настроении.
• Эмотивный тип – чрезм. чувствительность, ранимость, глубокое переживание малейших неприятностей, неудач.
• Демонстративн. тип - повышенное стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обморок, скандал, болезни, хвастовство, наряды, ложь и т.п.).
• Возбудимый тип — повышенная раздражительность,несдержанность, агрессивность, угрюмость, занудливость, хамство и т.п.).
• Застревающий тип (на мыслях, на действиях) - не может забыть обид, сводит счеты, несговорчивый, склонный к склокам и конфликтам.
• Педантичный тип - занудливый в виде переживания подробностей, изнуряет домашних чрезм. аккуратностью, сослуживцев и посетителей формальными требованиями и т.д.
• Тревожный тип — пониженное настроение, опасение за себя и своих близких, неуверенность, сомнение. • Экзальтированный тип - изменчивое настроение, повышенная отвлекаемость на внешние события и т.д.
• Интровертированный тип — малая общительность, замкнутость, погруженность в себя, о себе ничего не рассказывает, не раскрывает своих переживаний, холодное отношение к др., даже близким людям.
• Экстравертированный тип — высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, не самостоятелен, не организован, предпочитает быть как все, подчиняться.
17. Соц. психология изуч. закономерности поведения и де-ти людей, обусловленные фактом их включ. в соц. группы, а также психологич. Хар-ки этих групп. Вместе с тем, как пишут америк. психологи и педагоги Д. Майерс, Ш. Тейлор и др., соц. психология — это наука о том, как люди думают друг о друге, влияют др. на др. и относятся др. к др.Если психология личности сосредоточена на внутр. мире индивида и на индивид. различиях, то соц. психологи обращают внимание на то, что вообще свойственно большим и малым группам людей.Основные категории соц. психологии:
социум; соц. группа; соц. роль; соц. статус; соц. установка; социализация; общение; конфликт.
Поведение чела уже с рождения предопределяется соц. окружением. О том, как влияют люди на поведение др. людей, свидетельствуют след. Соц. процессы:— соц. фасилитация — это процесс повышения скорости или продуктивности де-ти индивида вследствие актуализации в его сознании образов др. людей, выступающих в кач-ве соперников или наблюдателей за его действиями. Например, улучшение спорт. результатов велогонщика, выступающего в групповом заезде, под влиянием соперников;— соц. ингибиция — процесс противоположный соц. фасилитации. Суть его в том, что иногда реальное или воображаемое присутствие др. людей ведет к ухудшению результатов де-ти. Чаще всего это происходит при выполнении не заученных и привычных задач, как при фасилитации, а при новых, сложных, творч. задачах, когда влияние др. людей подавляет, тормозит индивид. активность. Например, в работе диспетчера, конструктора, архитектора и т.д.;
— соц. научение - процесс, осущ. посредством психологич. механизмов заражения, подражания, внушения и т.д. На основе соц. научения происх. социализация индивида. Например, усвоение ребенком привычек вежливого обращения с людьми путем наблюдения за поведением взрослых в семье, на экране, на улице.— соц. контроль — система воздействия соц. общностей на индивида с целью регуляции его поведения. Воздействию соц. контроля в наибольшей степени подвергаются индивиды, чье поведение характеризуется как девиантное, то есть отклоняющееся от групповых норм.Различают позитивные и негативные способы соц. контроля. К негативным относятся: наказание, принуждение и т.д. К позитивным — поощрение, одобрение и т.п.
18. Виды и хар-ка малых групп
Малые гр. — это немногочисл. по своему составу (от 3 до 35 чел.) совокупности людей, объединенных опред. Де-тю или др. соц. отношениями. Например, семья, студенч. группа, производств. бригада и т.д. В малых гр. в процессе общения ее членов возникают эмоц. отношения, вырабатываются груп. нормы поведения, развиваются др. групп. процессы.По ур. развития или организованности выделяют след. разновидности гр.:— диффузная гр. — члены гр. вступают в отношения, кот. опосредуются не содержанием групп. Де-ти, а только личными симпатиями (гр. приятелей);
— ассоциация — члены гр. вступают в отношения, кот. опосредуются только лично значимыми целями (группа охотников, нумизматов и т.п.);— корпорация — члены гр. вступают в отношения, опосредуемые частно-груп. интересами или целями, не выходящими за рамки гр.;— коллективы — члены гр. вступают в отношения, опосредуемые единством личных, групп. и обществ. интересов.Выделяют 4 стадии развития труд. коллективов:
• Новички присматриваются друг к другу, совместно вырабатывая нормы делового взаимод., однако в личных отношениях руководствуются собств. понятиями о нормах и правилах поведения.
• Еще не все члены гр. принимают равное участие в выработке и принятии коллективных решений, формируется актив будущего труд. коллектива.• Формирование соц. ориентированной мотивации работников, т.е. усвоение коллективных норм поведения, идентификация (отождествление) своих личных интересов с коллективными.• Полное созревание коллектива, внешний контроль за де-тю членов гр. сменяется самоконтролем, коллектив становится самоуправляемым.
Разл. этапам развития малых гр. присущи и др. внутр. Соц.-психологич. процессы. Совокупность всех этих процессов называют внутригруп. динамикой. К процессам внутригруп. динамики относятся:руководство и лидерство, принятие групп. решений, групп. нормообразование, формирование функц.-ролевой структуры гр., сплочение, групп. давление, конформизм, конфликты и др.Структура малой гр. — это совокупность связей, складывающихся в ней м/д индивидами. Выделяют 2 вида таких связей:— связи, порождаемые совместной де-тю (функц., организац., экономич. и управленч.— связи, порождаемые общением и психологич. отношениями.
Для малой гр. характерна также социометрич. структура, т.е. совокупность соподчиненных позиций членов гр. в системе внутригруп. Межличн. предпочтений и отвержений, симпатий и антипатий Свое название структура получила от основного метода еедиагностирования — метода социометрии.Различают также группы членства и референтные (эталонные) гр., нормы и правила кот. служат для индивида образцом. Референтные группы могут быть реальные и воображаемые,позитивные и негативные, могут совпадать или не совпадать с гр. членства.Малые соц. Гр. подразделяют также на формальные и неформ., временные и стабильные, откр. и закр.
19. Понятие о конфликте и его фу-цияхИндивид. различия людей, различия в интересах и целях, в способах построения совм. жизни приводят к противоречиям м/д ними, обострение кот. и называют конфликтом.Конфликт — это столкновение противоположно направленных интересов, взглядов или позиций как отдельных людей, так и целых групп.Самые распространенные из конфликтов — это межличностные: м/д супругами, м/д родителями и т.д.
Конфликтное взаимод. отличается тем, что противостояние в нем служит для людей одновр. и связующим звеном. Чем большее зависимы межличн. отношения, тем более они чреваты конфликтами. Раз люди конфликтуют, то их непременно что-то объединяет. Поэтому конфликты могут быть носителями как созидательных, так и разрушит. тенденций,быть добром и злом одновр.Фу-ции конфликтов:• Стабилизирующая — укрепляются взаимоотн., нормы и ценности совместной жизнеде-ти людей.• Активизирующая — взаимод. Станов. более динамичным, что сказывается на развитии взаимоотношений.
• Сигнализирующая — выявляются причины, усл. и факторы неудовлетворенности сущ. положением дел.• Функция эмоц. разрядки ~ откр. выражение своих мыслей и чувств в конфликте позволяет людям снять эмоц. напряжение.
• Фу-ция инновации — конфликт как ср-во творч. инициативы, побуждение к обновлению.
• Профилактич. — своевременный конфликт предотвращает разрушит. поведение какой-либо из сторон
Структурные элементы конфликта:• Предмет конфликта — это реально существующая причина, из-за кот. стороны вступают в противоборство.• Конфликтн. ситуация — совокупность всех усл. конфликта и накопившихся противоречий, содержащих истинную причину конфликта.
• Инцидент — это стечение обстоятельств или совокупность действий участников конфликтн. ситуации, кот. провоцируют резкое обострение противоречий и начало конфликта.• Конфликтн. поведение — это действия, направл. на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов.• Разрешение конфликта — это преодоление конфликтн. поведения, конфликтн. действий.В завис. от остроты противоречийконфликты можно подразделить на типы: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда.
Осн. виды конфликтов:• По составу конфликт. сторон: внутриличн., межличн., внутригруп. и межгруп.• По своей значимости: конструктивные и деструктивные.
• По формам столкновения: откр. и скрытые.• По масштабам и продолжительности: общие и локальные, кратковрем. и затяжные.
• По способам урегулирования: антагонистические и компромиссные.
Причины возникн. конфликтов
Источники конфликтов подразделяют на 3 гр.: усл. функционирования соц. Гр., характер межличн. или деловых отношений и сами люди. Наблюдения показывают, что около 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. А непосредств. возбудителями конфликтов выступают так называемые конфликтогены, т.е слова, действия (или бездействия) потенц. участников. Суть конфликтов в том, что люди гораздо более чувствительны к словам и действиям др., нежели к тому, что говорят и делают сами, а также в желаниях защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства.Однако, одиночный конфликтоген не способен привести к конфликту. Должна возникнуть эскалация конфликтогенов, когда на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить еще более сильным. За конфликтогенами обычно скрываются взаимная неприязнь, обиды, зависть, стремление к превосходству, агрессивность, эгоизм, угрозы, насмешки, обман и т.д.Управление конфликтами
Конфликты — это явл. прогнозируемые. Они могут быть частично либо полностью управляемыми. При частичном разрешении конфликтов устраняются конфликтные действия, но сохраняются побуждения к конфликту. При полном разрешении конфликт преодолевается на уров. поведения и на уров. Внутр. побуждений.
Методы управления конфликтами:• Внутриличн. методы — касаются отд. личности и состоят в правильной организации своего собств. поведения. При этом нужно уметь высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции у оппонента. Не стоит и самому поддаваться действию закона эмоц. заражения.
• Межличн. методы — предполог. создание опред. Усл. Взаимод., кот. могут привести к конструктивному разрешению конфликта. Для обеспечения конструктивного поведения в конфликте важно создать атмосферу взаимн. доверия. После выяснения причин конфликта не менее важно найти взаимоприемлемое для конфликтующих решение.
• Структурн. методы — касаются преимущ. конфликтов в организациях. Для их эффективного разрешения психологи рекомендуют после выявления причин выбрать одну из пяти осн. стратегий поведения в конфликтн. ситуации:
• Настойчивость (принуждение). Тот, кто придерживается этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало. Его не интересуют мнения др. стороны. Эта стратегия может быть эффективной в ситуации, угрожающей существованию организации или достижению ее важных целей.
• Уход (уклонение) — стремление уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для чела большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой.
• Приспособление (уступчивость) — предполагает отказ чела от собств. интересов, готовность принести их в жертву др., пойти ему навстречу. Эта стратегия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для чела меньшую ценность, чем взаимоотношения с противополож. стороной.• Компромисс — характеризуется принятием точки зрения др. стороны, но лишь до опред. степени. Поиск приемлемого решения осущ. за счет взаимных уступок.• Сотрудничество — участники конфликта признают право друг друга на собств. мнение и выражают готовность ко взаимопониманию. Это дает возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.
20. Виды власти и стили руководства
Руководителю (в отлич. от неформ. лидера) для управления гр. требуются спец. властные полномочия, т.е возможность оказывать влияние на поведение людей, действия «сверху».
Виды власти руководителя:— власть, основанная на принуждении;
— власть, основанная на поощрении;— экспертная власть, основанная на спец. знаниях руководителя, кот. не имеют др.;
— эталонная власть или власть примера, когда подчиненные стараются быть похожими на своего руководителя;— законная или традиц. власть, когда один человек подчиняется др. в силу того, что они стоят на разл. Иерархич. ступенях в организации.Стиль руководства — это совокупность характ. методов, приемов и действий руководителя по отнош. к подчиненным. Стиль руководства определяется след. осн. факторами:— степень делегирования руководителем своих полномочий;— степень участия подчиненных в принятии решений;
— ур. информированности подчиненных о состоянии дел в организации;— виды власти, использ. руководителем. Осн. стили рук-ва:• Авторит. стиль — характеризуется концентрацией власти у одного рук. Он сам принимает решения и жестко определяет всю де-ть подчиненных. При этом они получают мин. Необход. инфы. Рук. применяет в осн. прямые методы побуждения: приказ, команду, распоряжение, требование. Де-ть подчиненных строго контролируется. Вступает с подчиненными только в деловые контакты, не принимает критику со стороны подчиненных. Преобладает власть, основанная на принуждении.
• Демократич. стиль — рук. децентрализует свою власть. Он консультируется с подчиненными, кот. также принимают уч. в выработке решений. Подчиненные получают достаточную инфу, чтобы иметь представление о перспективах своей работы. Их инициатива всячески стимулируется, рук. допускает элементы коллективного самоуправления. Чаще применяет косвенные методы побуждения: предложение, пожелание и т.п. Вступает с подчиненными не только в деловые, но и в доверит. личные отношения, принимает критику со стороны подчиненных, стараясь учитывать ее в дальнейшей работе. Использует все виды власти, но особенно власть, основанную на поощрении, и власть примера.
• Либерал. стиль — характеризуется мин. вмешательством руководителя в де-ть коллектива. Работникам предоставляется почти полная самостоятельность, возможность для творчества. Властные полномочия используются слабо. Воздействие на работников осущ. просьбами, иногда уговорами.
Руководство и управление гр. не одно и то же. Рук. выполняет лишь осн. Управленч. Фу-ции. Поэтому в психологии в последнее время все больше внимания уделяется так называемому партисипативному (соучаствующему) стилю рук-ва, когда к упр. широко привлекаются исполнители.
21. Понятие и структура общения
Общ. — это одна из основополаг. форм соц. взаимод. людей. В структуре любого общения (офиц. или неофиц.) выделяют 3 стороны: • Коммуникативная сторона состоит в обмене инфы м/д людьми. При этом инфа не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Осн. цель информац. обмена в общ. — это выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу разл. ситуаций и проблем.
• Интерактивная сторона представл. собой обмен не инфой, а действиями в процессе орг. и осущ. Взаимод. м/д людьми. Эта сторона общ. может проявл. в согласовании действий, распределении фу-ций, воздействии на настроение, поведение или убеждения партнера.
• Перцептивная сторона — это процесс восприятия партнерами друг друга, их внешнего облика и внутр. мира. Эффективность восприятия (перцепции) связана с соц.-психологич. наблюдательностью, позволяющей по внешним проявлениям индивида улавливать его существ. особенности и прогнозировать поведение.Осн. механизмы соц. перцепции:• Идентификация (уподобление) заключ. в попытках поставить себя на место партнера. Близким к идентификации явл. механизм эмпатии. Однако, при эмпатии происх. не рациональное понимание проблем др. чела, а стремление откликнуться на них эмоционально.
• Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспинимается партнером по общению.В процессе соц. перцепции важную роль играют установки, приводящие к след. Психологич. эффектам:
• Эффект ореола — когда ранее выработанные представления о человеке мешают видеть его действительные кач-ва.• Эффект новизны — когда в ситуации восприятия знакомого чела новая инфа о нем оказывается более значимой.• Эффект стереотипизации — когда воспринимаемый чел. соотносится с одним из известных людей. Сте-реотипизация упрощает процесс соц. перцепции, но, к сожалению, за счет искажения реальной сущности партнера.Виды общения:
Верб. — неверб.; контактное — дистантное;
Непосредств. — опосредованное; устное — письменное; межличн. — массовое; частное — офиц.(деловое); искреннее — манипулятивное.Каждый из видов общения имеет свои особенности. Например, кодекс делового общения содержит 7 принципов:
принцип кооперативности (твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора); принцип достаточности инфы (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент);принцип кач-ва инфы (не ври);принцип целесообразности (не отклоняйся от темы, сумей найти решение);выражай мысль ясно и убедительно; умей слушать и понять нужную мысль;умей учитывать индивид. особенности собеседника.
Этапы общения:
появление потребности в общении, а также намерения вступить в контакт; ориентировка в целях, в ситуации общ.;ориентировка в личности партнера;планирование содержания общ. (обычно бессознат.);бессознат. или сознат. выбор сре-в, фраз, манер поведения;
восприятие и оценка ответной реакции, установление обратной связи;корректировка направления и стиля общения.Ср-ва общения:
— язык — обеспечивающий взаимопонимание партнеров; встречающееся непонимание друг друга часто происходит из-за того, что собеседники придают разл. субъективный смысл употребляемым словам';— интонация;— мимика — движение лицевых мышц, выражающих внутр. душевное состояние;— позы, дистанция, взаиморасположение партнеров;— взгляды, контакты глаз;— жесты.Исследования показывают, что удельный вес слов в установлении взаимопонимания составляют 7%, интонаций - 38%, неверб. Взаимод. - 53%.
22. В структуре упр. как системе обычно выделяют след. компоненты: субъект управления, объект управл., цели управл., управленч. взаимод., фу-ции управл., мех-мы управл. и др. Сам же процесс управл. Включ. в себя принципы, методы и фу-ции управл.
Принципы — это правила, положения, требования, кот. руководствуются в управл. или менеджменте. Их можно разделить на 3 гр.: Общие принципы:
- п. планирования;- п. научной организации управленч. труда;
- п. компьютеризации;- п. инновации;- п. структ. перестроек. 2. П. управл. людьми:- партнерство в отношениях м/д руководителями и коллективом;- делегирование (передача) части полномочий подчиненным;- улучшение условий труда персонала;- отказ от необоснованных привилегий;
- использование мер поощрения (экономич., моральных, соц.);
- расширение сфер общ. с подчиненными;- поддержание хорошего психологич. климата в орг.3. П., связанные с формированием личности менеджера:— целенаправл. Воспит. и самовоспит. менеджеров;— спец. подготовка менеджерских кадров.
Методы управл. также можно разделить на 3 гр.:— экономич. методы, реализуемые путем мат. стимулирования труда работников (дифференцируемая зарплата, премии, персональные надбавки и т.п.);— педагогич. методы, включ. в себя индивид. и коллективную работу по инструктированию, обучению и воспит. персонала (собрания, совещания, беседы и т.п.);— администрат. методы, основанные на нормативах и правах рук. как единоначальника, предполаг. воздействие на коллектив и отд. его членов путем издания приказов, распоряжений, решений и т.п.Процесс управл. состоит из последоват. ряда управленч. действий, кот. Назыв. управленч. Фу-циями. Осн. из них: планирование — организация — координация — контроль. Кроме осн., можно назвать и др. фу-ции управл.: целеполагания, прогнозирования, операт. регулирования, учета и анализа, результатов де-ти. Особое место среди них занимает фу-ция мотивации или стимулирования, кот. как бы пронизывает все остальные фу-ции и представл. особый интерес с точки зрения психологии управл.. При этом управленч. Де-ть всегда циклична. Ч/з опред. промежутки времени (финансовый год, учебн. год, квартал, семестр и т.п.) она повторяется, начиная с нового планирования и заканчивая итог. контролем.
23. Психологизация управленч. Де-тиВ посл. десятилетия, как в науке, так и на практике, наблюдается так называемый процесс психологизации управленч. Де-ти. Совр. менеджмент основывается на признании приоритета личности через пр-во и сферу услуг. Во главу ставится не управление рабочей силой или кадрами, а управл. Человеч. ресурсами. На совр. предприятиях организуются службы управл. персоналом, имеющие в своем составе профес. психологов. И настоящий менеджер как профессионал в сфере управл. обязан сегодня знать психологич. основы управл. Поэтому сегодня активно разрабатываются научные основы психологии управл., в вузах вводятся дисциплины по психологии управл., деловой психологии, психологии менеджмента; в курсах менеджмента - разделы, отражающие соц.-психологич. проблемы и методы управл..
Осн. направлением психологизации практики управл. Явл. воздействие на эк. психологию работников. Субъект при этом взывает к совести работников как осн. источнику мотивов качественного и эффективного труда. Психологизация управл. Проявл. также в способах психологич. воздействия на личность с пом. личного примера, авторитета с сознат. применением приемов убеждения, заражения, внушения. Такие походы в своей совокупности позволяют воздействовать на всю психику чела, а не только на ее сознат. часть.Психологич. приемы и методы в практике менеджмента, как отмечает В.Г. Янчевский, используются в целях гармонизации взаимоотношений работников фирм и установления наиболее благоприятного психологич. климата. К ним относятся:— гуманизация труда, т.е. ликвидация монотонности, цветовая раскраска помещений и оборудования, использование спец. подобранной музыки;— психологич. побуждение через поощрение творчества, инициативы и самостоятельности;
— профес. отбор и обучение персонала фирм для эффективного применения индивид. способностей личности в труд. Де-ти;— отбор людей по психологич. Хар-кам и развитие необход. Психологич. Кач-в;— комплектование малых гр., исходя из критерия психологич. совместимости работников;
— установление норм. Взаимоотнош. м/д рук. и подчиненными.Психологизация управленч. Де-ти так или иначе затрагивает все фу-ции управл.
Так, например, психологич. факторы планирования зависят от индивид. особенностей личности руководителя, его способности составлять планы, разделять гл. и второстепенное, своеврем. их корректировать. Т.е проявлять гибкость в процессе планирования.
Психологич. проблемы, связ. с фу-цией орг., могут быть вызваны несвоеврем. реструктуризацией фирмы или предприятия, мелочным регламентированием, чрезм. централизацией власти, нечетко и т.д. И знания психологии управл. призваны помочь в их недопущении.Что касается фу-ции контроля, то психологич. Неподготовл. Рук. может, например, не объяснять цели и задачи контроля работникам, использовать контроль как ср-во психологич. давления. В итоге труд.коллектив может оказаться в сост. Психологич. неопределенности, подавленности.
Именно психологизация управл. помогает предотвратить подобные отрицат. Психологич. последствия, а также помогает в деле их преодоления.
24. Субъекты управл. - это отд. люди или гр. людей, наделенные управленч. полномочиями и осущ. или приним. участие в управленч. Де-ти. Это могут быть лица, принимающие управленч. решения, менеджеры, руководители, работники аппаратов управл., а также члены коллегиальных органов управления — советов, президиумов, комитетов, комиссий.
В широком смысле слова, к числу субъ<