Раскройте психологические основы нравственного сознания ребенка.
Ж. Пиаже, Л. Кольберг,Н.М. Трунова, Н.Э. Фокина, Н.С. Евланова.Нравственное развитие-важнейшая сторона становления психики ребенка.В нравственном развитии можно выделить по крайней мере ,две сферы- нравственное поведение и нравственное сознание. Нравственное поведение- добровольное следование нормам морали,если даже их нарушение сулит определенные выгоды. Нравственное сознание(когнитивный аспект)-это нравственные знания, представления и суждения.Кольберг,исследуя детей разного возраста, выделил шесть стадий моральных суждений, которые он объединил в три последовательных уровня.1.Доморальный-здесь дети ориентируются не на моральные принципы, а на возможность наказания(1 стадия) или поощрения(2 стадия).2.Ребенок принимает на себя роль «хорошего мальчика»,одобряемого другими или «хорошей девочкой» т.е принимает мораль,которая позволяет ему поддерживать свой авторитет среди окружающих(на 3 стадии-среди близких и взрослых, на 4- среди группы сверстников)Это мораль- зависящая от оценке окружающих.3. Уровень самостоятельно принятых моральных принципов(принци совести на 6 стадии).Это уровень различия морали отсутствует в 10 лет и начинает развиваться с 13,но даже к 16 достигает лишь 10%..Это автономная мораль,независимая от окружающих.
Нравственное развитие – важнейшая сторона становления психики ребенка. В нравственном развитии можно выделить, две сферы – нравственное поведение и нравственное сознание.
Нравственное поведение– добровольное следование нормам морали, если даже их нарушение сулит определенные выгоды.
Нравственное сознание (когнитивный аспект) – это нравственные знания, преставления и суждения. Вопросы, которые возникают в связи с исследованием нравственных аспектов сознания – как ребенок овладевает различными сторонами сознания, через какие стадии проходит становление этого когнитивного аспекта, какие факторы определяют переход от одной стадии к другой, как связаны когнитивный и поведенческий аспекты нравственного развития.
Изучение нравственного сознания было начато работой Ж.Пиаже о моральных суждениях детей. Овладение ребенком приемами морального суждения детерминировано теми реальными отношениями, в процессе которых он сталкивается с нормами, правилами и необходимостью им подчиняться.
Ж.Пиаже различает 2 типа таких отношений – принуждение и кооперация
Первый тип – отношения принуждения.В ситуации ребенок – взрослый они построены на одностороннем уважении того, кто принуждает.Правила поведения предписываются ребенку взрослыми, и он принимает их не потому, что сам убедился в их разумности и необходимости, а из-за чувств привязанности и уважения, которые испытывает к взрослому.Критерием моральной оценки для него является не собственно этическая ценность, а то, как поступок оценивается взрослым.
Другой тип – отношения кооперация, построенные на равноправии и взаимном уважении всех участников. По этому принципу строятся отношения между самими детьми. На основе равноправия и взаимного уважения могут строиться и отношения взрослый – ребенок, что требует специальных педагогических усилий со стороны взрослых.Правила в сознании детей выступают как необходимые и добровольно принимаемые.Ребенок осознает самостоятельную ценность правил.
Кольберг выделил 6 стадий моральных суждений, которые он объединил в 3 последовательных уровня: Первый уровень – доморальный, т.е. дети ориентируются не на моральные принципы, а на возможность наказания или поощрения.
Второй уровень – ребенок принимает на себя «роль хорошего ребенка», одобряемого другими. Принимает мораль, которая позволяет ему подерживать свой авторитет среди окружающих. Это – мораль, зависящая от оценки окружающих. Третий уровень – уровень самостоятельно принятых моральных принципов. Это – автономная мораль, независимая от окружающих. «Моральная автономия» означает применение своих принципов и ценностей без изменения даже в случаях социального давления или соблазнов.
Представления младших школьников о нравственности, о том, как надо себя вести, более правильны чем их поведение. Ребенок знает, как поступить, но не делает этого в соответствии с этими знаниями.Этот разрыв применительно к взрослому человеку рассматривается как безнравственное поведение. В младшем же школьном возрасте такой разрыв есть проявление возрастной особенности, определенный этп нравственного развития, когда малыш учится ориентироваться в жизненных ситуациях, делать выбор из них, сдерживать свои личные переживания.
Знание моральных норм – только один их факторов нравственного поведения ребенка.
И все-таки усвоение основ нравственных знаний, формирование нравственных представлений и понятий необходимы для полноценного нравственного развития младших школьников.