Тема 8. Педагогическая психология здоровья.

План:

  1. Подходы к изучению психологического здоровья.
  2. Здоровьесберегающие технологии обучения. Типы, критерии оценки.
  3. Здоровьесбережение в различных социальных системах и средах (образование, семья).
  4. Преемственность различных ступеней образования и проблема адаптации учеников.

Литература.

  1. Психология с человеческим лицом: перспективы гуманистической психологии в постсоветский период. /Под ред. Д.А. Леонтьева. М., 1998.
  2. Психология. /Под ред. А.А. Крылова.- СПб., 1998.
  3. Мир психологии. 2000. №1.
  4. Аносова М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения // Педагогика и психология здоровья. — М., 2003.
  5. Гуревич И.Н. Социальная психология здоровья. — СПб., 1999.
  6. Сенников СА., Костоеич Л. Школы укрепления здоровья // Школа здоровья. — 2001, № 1.
  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М., 2002.
  8. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. — М., 1988.

Задания первого уровня.

  1. Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.
  2. Опишите классификации здоровьесберегающих технологий.
  3. Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
  4. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
  5. Найдите дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.

Задания второго уровня.

  1. Сравните различные подходы к пониманию здоровьесберегающих технологий.
  2. Определите умения, необходимые педагогу и психологу для сохранения собственного психологического здоровья.
  3. Проведите анализ различных технологий (направлений) обучения с позиции здоровьесбережения.
  4. Определите негативные факторы, сильнее всего действующие на состояние здоровья учеников.
  5. Сравните определения психологического здоровья с точки зрения различных теорий личности. Идеи какой психологической теории наиболее часто используются в обучении?
Теория личности Показатели психологического здоровья Технология обучения, подход, направление обучения
1. Бихевиорально-научающая    
2. Гуманистическая К.Роджерса    
3. …    

Задания третьего уровня.

  1. Создайте систему критериев оценки психологического здоровья ребенка определенного возраста и обоснуйте выбор.
  2. Создайте собственную концепцию работы Школы Здоровья.
  3. Определите факторы сохранения психологического здоровья в образовательном процессе и обоснуйте выбор.


Тема 9. Педагог как субъект педагогической деятельности.

План:

1. "Я" – концепция учителя. Педагогические способности. Психологическая компетентность учителя.

  1. Имидж учителя как фактор профессионализма.
  2. Профессиональное развитие и профессиональные деформации личности учителя.
  3. Психологическое здоровье учителя: способы сохранения.

Литература.

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н /Дону, 1997. - С. 173-216.

2. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. - С.110-137.

3. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985.

4. Рогов Е.И.. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995. - С. 267-273.

5. Способности и склонности: комплексные исследования. - М., 1989.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. РнД., 2003.

Задания первого уровня.

1. Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.

2. Создайте аннотированный список литературы по проблеме.

3. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.

4. Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.

Задания второго уровня.

1. Дайте сравнительную характеристику

2. Какие существуют механизмы и возможности защиты и поддержания самоотношения учителя?

3. Как связаны образ Я и образ профессии и какую они играют роль в построении образа «Я - профессионал»?

4. Составьте портрет «идеального педагога» и «реального педагога» - объясните причины расхождения.

Задания третьего уровня.

1. Разработайте систему критериев диагностики педагогических способностей.

2. Разработайте и обоснуйте систему психолого-педагогического сопровождения психологического здоровья учителя.

3. Разработайте рекомендации по предупреждению профессиональных деформаций учителя.

Тема 10. Психология педагогической деятельности и общения

План:

5. Специфические особенности педагогической деятельности, ее структура.

6. Мотивация педагогической деятельности.

7. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

8. Педагогическое общение как взаимодействие,

9. Барьеры и конфликты в педагогическом общении.

Литература:

1. Ершов П.М., Ершова А.П., Булатов В.М. Общение на уроке или режиссура поведения учителя. - М.,1998. - С. 19-50.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н / Дону, 1997. - С. 343-372.

3. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.

4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.

Задания первого уровня.

1. Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.

2. Создайте аннотированный список литературы по проблеме.

3. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.

4. Почему учитель должен быть хорошим оратором? Перечислите приемы удержания внимания аудитории.

5. Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.

Задания второго уровня.

1. Как понять ученика и дать ему психологическую характеристику? Разработайте схему структурированного наблюдения за учеником.

2. Приведите примеры из практики, когда педагогический конфликт разрешался конструктивно, когда деструктивно, а когда – со смешанными последствиями.

3. Разработайте рекомендации по способами саморегуляции в конфликтном взаимодействии и конструктивному разрешению конфликтов.

4. Разработайте систему критериев оценки эффективного педагогического общения.

5. Сравните виды общения: личностное, деловое педагогическое.

Критерии сравнения Личностное общение Деловое общение Педагогическое общение
1. Цель. 2. Структура. 3. Содержание. 4. Эффективный тип. 5. Стили. 6. … (другие возможные критерии)      

Задания третьего уровня.

1.Разработайте систему критериев диагностики качества педагогической деятельности (профессиональной компетентности педагога).

2.Заполните таблицу, дополните ее собственными ситуациями:

Конфликтная ситуация Причины конфликта Конструктивный способ разрешения Деструктивный способ разрешения
1. Родители считают, что педагог предвзято относится и субъективно оценивает ребенка      
2. Администрация предъявляет неправомерные требования к стилю взаимодействия педагога и детей.      
3. Ученики не выполняют домашнее задание.      
4. Ученики закрылись в кабинете и педагог не может туда войти.      
5. Педагог оказался свидетелем драки учеников.      
6. …      

3. Опишите особенности проектирования педагогической деятельности педагога с формально-предметной направленностью и с гуманистической направленностью.

4. В педагогической деятельности выделается несколько функционально-ролевых позиций: коммуникатор, организатор, фасилитатор. Опишите специфику и меру представленности этих позиций в разных образовательных средах.

Образовательные среды. Коммуникатор Организатор Фасилитатор
Традиционное обучение      
Развивающее обучение      
Начальная школа      
Основная школа      
Высшая школа      

Тематика рефератов:

1. Психологические основы оценивания учебной деятельности.

2. Теория развития детского интеллекта Ж.Пиаже и практика европейского образования.

3. Развитие и обучение по Л.С. Выготскому.

4. Модели обогащения учебных программ (А.В. Запорожец, Дж. Рензулли и др.).

5. Творческая одаренность, проблемы её диагностики и развития в образовательной деятельности.

6. Индивидуальные особенности развития мышления детей.

7. Современные концепции развития лидерских способностей.

8. Академическая одаренность как социально-педагогическое явление.

9. Тестирование по системе «IQ» и практика образования.

10. Тренинговые методы в современном образовании.

11. Основные принципы построения системы выявления детской одаренности.

12. Анализ существующих подходов к дифференциации образования.

13. Индивидуализация обучения; современные подходы и решения.

14. Концепции содержания образования и проблема развития интеллектуально-творческого развития личности.

15. Психологический анализ наиболее популярных форм организации обучения.

16. Построение индивидуальной траектории развития ребенка в сфере образования.

17. Психологические основы создания учебной литературы.

18. Новые информационные технологии в обучении.

19. Психологический анализ образовательной среды.

20. Предметно-пространственная среда как фактор развития и обучения.

21. Принципы безопасной образовательной среды.

22. Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования.

23. Психология исследовательского поведения и исследовательская практика школьников.

24. Образование и развитие конвергентного мышления детей.

25. Образование и развитие дивергентного мышления детей.

26. Развитие когнитивных функций как проблема теории и практики образования.

27. Проблема развития познавательных интересов и потребностей у детей.

28. Конкурентные формы взаимодействия как средство развития личности.

29. Подготовка будущих лидеров как проблема современного образования.

30. Психологический анализ методик раннего обучения (обучение чтению, счету, «энциклопедическим» знаниям).

Наши рекомендации