Тема 8. Педагогическая психология здоровья.
План:
- Подходы к изучению психологического здоровья.
- Здоровьесберегающие технологии обучения. Типы, критерии оценки.
- Здоровьесбережение в различных социальных системах и средах (образование, семья).
- Преемственность различных ступеней образования и проблема адаптации учеников.
Литература.
- Психология с человеческим лицом: перспективы гуманистической психологии в постсоветский период. /Под ред. Д.А. Леонтьева. М., 1998.
- Психология. /Под ред. А.А. Крылова.- СПб., 1998.
- Мир психологии. 2000. №1.
- Аносова М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения // Педагогика и психология здоровья. — М., 2003.
- Гуревич И.Н. Социальная психология здоровья. — СПб., 1999.
- Сенников СА., Костоеич Л. Школы укрепления здоровья // Школа здоровья. — 2001, № 1.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М., 2002.
- Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. — М., 1988.
Задания первого уровня.
- Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.
- Опишите классификации здоровьесберегающих технологий.
- Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
- Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
- Найдите дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.
Задания второго уровня.
- Сравните различные подходы к пониманию здоровьесберегающих технологий.
- Определите умения, необходимые педагогу и психологу для сохранения собственного психологического здоровья.
- Проведите анализ различных технологий (направлений) обучения с позиции здоровьесбережения.
- Определите негативные факторы, сильнее всего действующие на состояние здоровья учеников.
- Сравните определения психологического здоровья с точки зрения различных теорий личности. Идеи какой психологической теории наиболее часто используются в обучении?
Теория личности | Показатели психологического здоровья | Технология обучения, подход, направление обучения |
1. Бихевиорально-научающая | ||
2. Гуманистическая К.Роджерса | ||
3. … |
Задания третьего уровня.
- Создайте систему критериев оценки психологического здоровья ребенка определенного возраста и обоснуйте выбор.
- Создайте собственную концепцию работы Школы Здоровья.
- Определите факторы сохранения психологического здоровья в образовательном процессе и обоснуйте выбор.
Тема 9. Педагог как субъект педагогической деятельности.
План:
1. "Я" – концепция учителя. Педагогические способности. Психологическая компетентность учителя.
- Имидж учителя как фактор профессионализма.
- Профессиональное развитие и профессиональные деформации личности учителя.
- Психологическое здоровье учителя: способы сохранения.
Литература.
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н /Дону, 1997. - С. 173-216.
2. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. - С.110-137.
3. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985.
4. Рогов Е.И.. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995. - С. 267-273.
5. Способности и склонности: комплексные исследования. - М., 1989.
6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. РнД., 2003.
Задания первого уровня.
1. Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.
2. Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
3. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
4. Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.
Задания второго уровня.
1. Дайте сравнительную характеристику
2. Какие существуют механизмы и возможности защиты и поддержания самоотношения учителя?
3. Как связаны образ Я и образ профессии и какую они играют роль в построении образа «Я - профессионал»?
4. Составьте портрет «идеального педагога» и «реального педагога» - объясните причины расхождения.
Задания третьего уровня.
1. Разработайте систему критериев диагностики педагогических способностей.
2. Разработайте и обоснуйте систему психолого-педагогического сопровождения психологического здоровья учителя.
3. Разработайте рекомендации по предупреждению профессиональных деформаций учителя.
Тема 10. Психология педагогической деятельности и общения
План:
5. Специфические особенности педагогической деятельности, ее структура.
6. Мотивация педагогической деятельности.
7. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
8. Педагогическое общение как взаимодействие,
9. Барьеры и конфликты в педагогическом общении.
Литература:
1. Ершов П.М., Ершова А.П., Булатов В.М. Общение на уроке или режиссура поведения учителя. - М.,1998. - С. 19-50.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н / Дону, 1997. - С. 343-372.
3. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.
4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.
Задания первого уровня.
1. Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.
2. Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
3. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
4. Почему учитель должен быть хорошим оратором? Перечислите приемы удержания внимания аудитории.
5. Найти дополнительную литературу (монографии и периодику) по теме семинара.
Задания второго уровня.
1. Как понять ученика и дать ему психологическую характеристику? Разработайте схему структурированного наблюдения за учеником.
2. Приведите примеры из практики, когда педагогический конфликт разрешался конструктивно, когда деструктивно, а когда – со смешанными последствиями.
3. Разработайте рекомендации по способами саморегуляции в конфликтном взаимодействии и конструктивному разрешению конфликтов.
4. Разработайте систему критериев оценки эффективного педагогического общения.
5. Сравните виды общения: личностное, деловое педагогическое.
Критерии сравнения | Личностное общение | Деловое общение | Педагогическое общение |
1. Цель. 2. Структура. 3. Содержание. 4. Эффективный тип. 5. Стили. 6. … (другие возможные критерии) |
Задания третьего уровня.
1.Разработайте систему критериев диагностики качества педагогической деятельности (профессиональной компетентности педагога).
2.Заполните таблицу, дополните ее собственными ситуациями:
Конфликтная ситуация | Причины конфликта | Конструктивный способ разрешения | Деструктивный способ разрешения |
1. Родители считают, что педагог предвзято относится и субъективно оценивает ребенка | |||
2. Администрация предъявляет неправомерные требования к стилю взаимодействия педагога и детей. | |||
3. Ученики не выполняют домашнее задание. | |||
4. Ученики закрылись в кабинете и педагог не может туда войти. | |||
5. Педагог оказался свидетелем драки учеников. | |||
6. … |
3. Опишите особенности проектирования педагогической деятельности педагога с формально-предметной направленностью и с гуманистической направленностью.
4. В педагогической деятельности выделается несколько функционально-ролевых позиций: коммуникатор, организатор, фасилитатор. Опишите специфику и меру представленности этих позиций в разных образовательных средах.
Образовательные среды. | Коммуникатор | Организатор | Фасилитатор |
Традиционное обучение | |||
Развивающее обучение | |||
Начальная школа | |||
Основная школа | |||
Высшая школа |
Тематика рефератов:
1. Психологические основы оценивания учебной деятельности.
2. Теория развития детского интеллекта Ж.Пиаже и практика европейского образования.
3. Развитие и обучение по Л.С. Выготскому.
4. Модели обогащения учебных программ (А.В. Запорожец, Дж. Рензулли и др.).
5. Творческая одаренность, проблемы её диагностики и развития в образовательной деятельности.
6. Индивидуальные особенности развития мышления детей.
7. Современные концепции развития лидерских способностей.
8. Академическая одаренность как социально-педагогическое явление.
9. Тестирование по системе «IQ» и практика образования.
10. Тренинговые методы в современном образовании.
11. Основные принципы построения системы выявления детской одаренности.
12. Анализ существующих подходов к дифференциации образования.
13. Индивидуализация обучения; современные подходы и решения.
14. Концепции содержания образования и проблема развития интеллектуально-творческого развития личности.
15. Психологический анализ наиболее популярных форм организации обучения.
16. Построение индивидуальной траектории развития ребенка в сфере образования.
17. Психологические основы создания учебной литературы.
18. Новые информационные технологии в обучении.
19. Психологический анализ образовательной среды.
20. Предметно-пространственная среда как фактор развития и обучения.
21. Принципы безопасной образовательной среды.
22. Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования.
23. Психология исследовательского поведения и исследовательская практика школьников.
24. Образование и развитие конвергентного мышления детей.
25. Образование и развитие дивергентного мышления детей.
26. Развитие когнитивных функций как проблема теории и практики образования.
27. Проблема развития познавательных интересов и потребностей у детей.
28. Конкурентные формы взаимодействия как средство развития личности.
29. Подготовка будущих лидеров как проблема современного образования.
30. Психологический анализ методик раннего обучения (обучение чтению, счету, «энциклопедическим» знаниям).