Тема: Семья, как одно из основных средств воспитания.
1. Значение семьи в формировании личности, характера ребенка, его социализации.
2. Влияние особенностей личности родителей на становление характера ребенка.
3. Влияние стилей семейного воспитания на процесс воспитания детей.
4. Значение эмоционального отношения родителей к ребенку.
5. Особенности воспитания в неполной семье.
6. Причины и виды семейного неблагополучия.
7. Отношения между (сиблингами) братьями и сестрами и их воспитательное значение.
Литература:
1. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. М.. 1988.
2. Бардиан А. Воспитание детей в семье. - М, Просвещение, 1972
3. Варга А.Я Структура и типы родительского отношения. М.,1987
4. Воспитание детей в неполной семье. /Под ред. Н.М. Ершовой. М., 1980.
5. Дала Торе А. Ошибки родителей. М., 1983
6. Джайнотт Х.Д. Родители и дети. М., 1986.
7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. Учебное пособие.- Самара: СИОКПП, 2001.
8. Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990.
9. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.
10. Макаренко А.С. Воспитание детей в семье. Избр. пед.соч. В 2 т. М., 1997. Т.2.
11. Матвеева Л. И др. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М., 1997.
12. Матейчек 3. Родители и дети. — М., 1992.
13. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. М.,2000.
14. Овчарова Р.В. Психология родительства. – М., 2009.
15. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., Просвещение, 1981
16. Сагатовская Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива.- Томск.,1971
17. Спиваковская А.С. Как быть родителями. - М., Знание, 1986
18. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Избр. пед. соч. М., 1981. Т.3.
19. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. — М., 1989.
20. Целуйко В.М. Родители и дети. Психология взаимоотношений в семье.- Мозырь «Содействие», 2006.
Самостоятельная работа (обязательная форма):
1. Представить перечень диагностических методик по выявлению семейного неблагополучия; стилей семейного воспитания (не менее трех методик с кратким описанием) (от 1-3 баллов)
2. Написать рефераты (с учетом всех требований к написанию рефератов) (от 5-10 баллов):
- Авторитет в семейном воспитании.
- Отклоняющееся поведение ребенка, как следствие педагогических ошибок родителей.
- Стили семейного воспитания детей в историческом контексте
- Современные представления о стилях и результатах семейного воспитания детей
- Особенности родительской любви и ее значение в становлении личности ребенка и его социализации.
- Девиантное поведение детей, как следствие семейного воспитания.
Самостоятельная работа на выбор:
1. Написать конспект по книге Я.Корчак Как любить ребенка. М., 1990. (1-3 балла)
Семинар 4
Тема: Коллектив как средство воспитания.
1. Роль коллектива в развитии личности учащегося.
2. Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А.С.Макаренко.
3. Этапы и уровни развития учебно- воспитательного коллектива.
4. Положение ученика в системе личных взаимоотношений.
5. Межличностные отношения как средство, способствующее формированию и изменению социальных установок.
Литература:
1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.,1983
2. Березовин Н. А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Мн., 1975.
3. Классному руководителю о воспитательной системе класса /Под ре. Е.Н. Степанов. М., 2000.
4. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. — Минск, 1984.
5. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива//Эмоциональные потенциалы коллектива. Ярославль, 1977.
6. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. М.,1940
7. Минияров В.М. Педагогическая психология. - Самара., 2010. – С.386.
8. Немов Р.С. Кирпичик А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива.- М.,1988.
9. Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов. Кострома.,1976
10.Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива) - М.,1975.
11.Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.
Самостоятельная работа (обязательная форма):
1. Написать рефераты (с учетом всех требований к написанию рефератов) (от 5-10 баллов):
- Воспитание толерантности в ученическом коллективе.
- Социально- психологический климат и его влияние на воспитание детей.
- Отрицательное влияние коллектива на личность ребенка.
2. Подберите диагностические методики изучения социально-психологического климата в классе и кратко опишите их (не менее трех) 1-3 балла
Самостоятельная работа на выбор:
1.Составьте методические правила создания и развития ученического коллектива (1-3 балла)
Промежуточная аттестация: