Речь, ее основные функции и свойства.

Речь является формой существования мысли; деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения - посредством языка.

Речь — вербальная коммуникация, т.е. процесс общения посредством языка.

Посредством слова обозначается предмет, действие, состояние, т.е. у человека со словом связано представление о предмете или явлении.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Коммуникация состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств и тем самым в воздействии друг на друга.

.Суть внутренней речи состоит в том, что при подготовке к устной, а особенно, к письменной речи имеется фаза внутреннего проговаривания речи про себя.

Внешняя речь бывает устной и письменной.

В письменной речи условия общения опосредствованы текстом. Письменная речь более концентрирована по содержанию, нежели устная, разговорная. Под письменной речью понимают речь с использованием письменных знаков. Письменная речь — процесс, в котором имеется образуемый из сложного соотношения речевых звуков, воспринимаемых слухом букв, видимых зрением, и производимых человеком речедвижений.

Слышимая речь, которая кем-то произноситься, называется устной речью. При изменении условий, характеристики речи обычно меняются. Особенно значительно изменяется характер речевого общения при теле- радиовещании, когда слушающий не имеет возможности подать реплику и получить на нее ответ.

Устная речь может быть монологической и диалогической.

Общение — многообразный процесс взаимодействия и взаимовлияния людей др на др.

С коммуникативной стороны, общение — это обмен информацией. В процессе общения

инф не только передается, но и формируется, уточняется и развивается. Коммуникация — это не простое движение инф, а взаимное информирование субъектов в процессе налаживания их совместной деятельности (анализ мотивов, целей, установок партнёра). Обмен инф предполагает психологическое влияние на партнёра, его поведение. Коммуникативное влияние как рез-т обмена инф, возможно лишь тогда когда участники общения обладают единой системой кодирования (один язык). В условиях коммуникации могут возникать барьеры, носящие соц и психол хар-р (непонимание из-за соц, политич, религ, профессиональных различий).иметь и достоинства и недостатки.

Общение имеет ряд функций, как для личностного плана, так и для социального:

знания;

признание людей;

самореализация личности;

удовлетворяют потребность в солидарности, причастности;

социальная функция;

через общение осуществляется социально-психологический контроль.

В общении выделяют три аспекта:

в общении люди обмениваются информацией (коммуникации);

взаимооценка (перцепция);

взаимодействие (интеракция).

Коммуникация - обмен информацией через каналы:

вербальный - речевой, словесный невербальный - паралингвистика (38%), мимика (55%).жесты, пантомимика.

Виды информации:

Объективная - не относящаяся к общающимся, лежит вне нашего существования; передается вербально (обучение, данное для деятельности). Эту информацию можно получить от машины (ЭВМ), но у нее есть психологический аспект. Всякая информация передается и воспринимается в определенном психологическом контексте. При обмене информацией существуют психологические фильтры, которые существуют и у передающего и у принимающего информацию. Существует различие между тем, что сказано и тем, что понято..

Требования к письменному тексту:

конкретность, последовательность действий;

максимальное количество рисунков, чертежей, схем.

Субъективная - информация о самом человеке, о его статусе, характере. Темпераменте, эмоциональном состоянии, отношении к партнерам по общению, мотивах.

Паралингвистика - тон, громкость, быстрота речи, заполненные и незаполненные паузы. Высокий тон, быстрая тихая речь - слабость неуверенность. Низкий тон, громкий голос - доминирование.

Мимика - особенно выразительны глаза. Можно определить отношения между людьми.

23. Проектирование учебного занятия

Занятие - это определенным образом организованное общение педагога и студентов, студентов между собой. Усвоение знаний, навыков и умений, формирование отношений и творческой деятельности успешнее протекает в общении людей. Общение - универсальный источник формирования знаний и умений человека.

Общение на занятии часто называют дидактическим. Преподаватель ведет, помогает, создает условия, спрашивает, стимулирует, передает, корректирует, оценивает. Студент воспринимает, обдумывает, отвечает, записывает, спрашивает, эскизирует, запоминает, регулирует свои действия, оценивает себя. Так, в течение занятия педагог успевает задать студентам от 30 до 70 вопросов и получить в полтора раза больше ответов. Это занимает не менее 20 - 25 минут времени.

Есть и недостатки у занятия. Чрезвычайная педагогическая сложность, (чтобы подготовить и провести занятие, надо знать всю теорию педагогики); отсутствие условий для связи теории и практики; жесткая регламентация во времени; консерватизм структуры; сложность реализации индивидуального подхода к студентам. Названное убеждает в еще не исчерпанных его возможностях, побуждает к его совершенствованию.

Для проектирования педагогу следует знать о занятии все. Во-первых, его функции. Воспитательная функция занятия заключается в направлении его содержания, методов и средств на достижение целей развития личностного потенциала студентов. Образовательная функция занятия состоит в его способности формировать у студентов знания, навыки, умения, составляющие содержание профессионального потенциала будущих специалистов. Развивающая функция занятия - нацеленность занятия на развитие психологических качеств студентов. Эти функции занятия характеризуют его широкие педагогические возможности, что в конечном итоге сказывается на его проектировании.

Во-вторых, любой педагог должен знать типы занятий, выделяемые на основе ведущих дидактических задач организации познавательного процесса студентов. К дидактическим принято относить задачи, которые характеризуют логические операции учебной деятельности студентов и дидактической деятельности преподавателя: обобщение, повторение, формирование новых знаний и умений, усвоение, проверка знаний и умений. На основе дидактических задач выделяют следующие типы занятий: вводный, усвоения новых знаний и умений, повторения и закрепления знаний, их обобщения и систематизации, контроля и проверки, комбинированный (смешанный), интегративный.

В-третьих, необходимо знать виды занятий. Они определяются на основе различий применяемых методов и простых форм (занятие-лекция, занятие-дискуссия, занятие-семинар, занятие-беседа, занятие-экскурсия, занятие-встреча, кинозанятие, телезанятие, занятие-треннинг (в производственном обучении), занятие-лабораторная работа, занятие-игра и др.

В-четвертых, педагогу следует знать об учебной деятельности и ее формах.

Учебная деятельность предполагает: а) выполнение студентами соответствующих действий с учебным материалом; б) превращение усваиваемого материала в прямую цель этих действий.

Учебная деятельность способствует развитию разнообразных приемов не только преподавания, но прежде всего учения.

Приемы учебной деятельности студентов: слушание, наблюдение, рассматривание, переписывание, конспектирование, заучивание, пересказ, зарисовывание, сравнение, анализ, объяснение, словесное описание, формулировка вопросов, проблем и определений, решение учебных проблем, моделирование, конструирование, измерение и т.д. Эти приемы учебной деятельности студентов используются в разных формах организации учебного процесса.

Содержанием учебной деятельности является овладение студентами отношением к действительности и соответствующим ему способом ориентации в ней. Следовательно, в учебной деятельности идет формирование теоретического сознания, базирующегося на освоении понятий.

.24. Тенденции развития высшего образования в России на современном этапе, актуальные проблемы

Высшее.

В отличие от начального и среднего, высшее образование даже в развитых странах не является всеобщим. В наиболее развитых странах через систему высшего образования проходит до половины населения. Она сама по себе является значимой отраслью экономики, как источник научных знаний и образованных работников для прочих отраслей.

Традиционно высшее образование разделяется на два этапа: бакалавриат и магистратура / аспирантура, но в России до присоединения к Болонскому процессу такое разделение относилось только к аспирантуре, а вместо бакалавров и магистров советские вузы готовили специалистов. Основными учреждениями высшего образования являются университеты и колледжи. Выпускники вузов обычно получают диплом, а аспирантам по итогам защиты кандидатской диссертации может быть присуждена учёная степень. На последнем этапе обучения студенты и аспиранты обязаны не только получать образование в обычном смысле этого слова, но и принимать непосредственное участие в научных исследованиях, а получение диплома или учёной степени зависит от результатов научной работы.

1. Основные направления развития образования в современном мире

Стратегические направления развития образовательных систем в современном обществе очевидны: интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную целесообразную деятельность в различных областях знания.

1. перестройка школьной системы образования;

2. рассмотрение принципов самостоятельной активности и осознанности познания в качестве ведущих принципов обучения и воспитания;

3. интеграция средств информационных технологий в образовательный процесс.

Однако важно иметь в виду, что каждая из этих задач не может рассматриваться в качестве самостоятельной. Только глубокая интеграция всех трех направлений, их взаимодействие и взаимообусловленность создают верный стратегический курс для современных систем образования.

2. Основные тенденции развития современного образования

Системы образования призваны способствовать реализации основных задач социально - экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеют чрезвычайно важное значение..

Отсюда современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

· самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

· грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

· быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

· самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

25 Контроль успеваемости учащихся. Виды контроля.

Текущий контрольуспеваемости осуществляется учителем в ходе повседневной учебной работы, как правило, во время урока.

Он заключается в систематическом наблюдении за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности, проверке знаний, умений и навыков учащихся, сочетаемой и изучением нового материала, его повторением, закреплением и практическим применением. Этот вид контроля успеваемости имеет большое значение для стимулирования у учащихся привычки систематической самостоятельной работы по выполнению учебных заданий и воспитанию чувства ответственности.

Периодический контрольуспеваемости проводится обычно после изучения логически законченной части (раздела) программы или в конце учебного периода (четверти или полугодия) с учетом данных текущего контроля. Он состоит в проверке знаний, умений и навыков учащихся, охватывающей сравнительно большой материал.

Итоговый контроль проводится в конце каждого учебного года, а также при окончании курса обучения в основной и полной средней школе.

Итоговый контроль за курс полной средней школы в большинстве регионов России проводится по системе ЕГЭ.

Индивидуальный опрос имеет своей целью основную проверку знаний, умений и навыков отдельных учащихся.

Учащиеся вызываются, как правило, к доске хотя возможны ответы и с места, если не требуется записи, за которой должен следить класс, или использовать наглядные пособия.

Чрезвычайно важно привлечь внимание всех учащихся класса к ответу товарища, обеспечить их активное участие в этой части урока, которая отведена опросу.

Достигается это таким приемами, как постановка вопроса (или задания) всему классу, а затем вызов для ответа намеченного ученика, привлечение всех учащихся к комментированию отдельных положений, оригинальных способов выполнения упражнений и т.д. практически, таким образом, индивидуальный опрос сочетается с фронтальным.

Уплотненный (комбинированный) опрос, его особенностью является одновременный вызов для ответа сразу нескольких учеников, из которых один отвечает устно, один-два готовятся к ответу, выполняя на доске различные записи, а остальные выполняют за отдельными столами индивидуальные письменные или практические задания учителя.

Достоинство уплотненного опроса состоит в том, что за небольшое время можно основательно проверить несколько учеников.

Недостаток данного метода состоит в том, что снижается обучающая функция контроля, т.к. учащиеся, принимающие участие в самостоятельном выполнении заданий, не принимаю участие в работе класса и результаты их работы часто проверяются за пределами урока. Кроме того, при отсутствии у учителя необходимого опыта в проведении такого вида контроля, управляемость классом оказывается затруднительной и плодотворной работы всех учащих не получается.

26.Методы обучения

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения. В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:

*по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: лекция; беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; решение задач; работа с книгой;

*по источнику получения знаний: словесные; наглядные: (демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование технических средств; просмотр кино- и телепрограмм; ) *практические: (практические задания; тренинги; деловые игры; анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д )

*по степени активности познавательной деятельности учащихся: (объяснительный; иллюстративный; проблемный; частичнопоисковый; исследовательский;) *по логичности подхода: (индуктивный; дедуктивный; аналитический; синтетический. )

Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

объяснительно-иллюстративный метод;

репродуктивный метод;

метод проблемного изложения;

частичнопоисковый, или эвристический, метод;

исследовательский метод

В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации
Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется
Частичнопоисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

27.Процесс воспитания, виды воспитания

Воспитание в педагогическом смысле

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Роль воспитания оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Зависимости воспитания от степени развития

.Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет вперед развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

Виды и классификация воспитания, цели воспитания

Умственное воспитание

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.

.Задачи умственного воспитания:

усвоение определенного объема научных знаний;

формирование научного мировоззрения;

развитие умственных сил, способностей и дарований;

развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;

развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Физическое воспитание

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:

укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

повышение умственной и физической);

формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;

развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения,

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи(27)политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества.

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников.Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;

формирование эстетических знаний и идеала;

воспитание эстетической культуры;

Воспитательный процесс в школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание..

Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

28.Содержание образования

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В педагогике наметилось 2 подхода к пониманию сущности этого явления:

В традиционной педагогике, для которой характерен знание-ориентированный подход содержание образования - этосовокупность систематизированных знаний, умений и навыков; а также определенный уровень развития познавательных сил, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Этот подход во главу угла ставит знания, которые рассматриваются им как отражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе исторического опыта. Конечно знания – это важные социальные ценности, поэтому данный подход имеет безусловное значение. Однако он заслоняет собой самого человека.

В связи с эти в последнее десятилетие все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход рассматривает содержание образования как педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества. Итак, при личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек.

29.Средства обучения

Средства обучения в педагогике – это все материалы, которые использует преподаватель для осуществления учебного процесса. Вместе с живым словом преподавателя они представляют собой важный компонент образовательного процесса, а также элемент учебно-материальной базы образовательного учреждения..

Средства обучения в педагогике делят на идеальные и материальные. Идеальные средства – это полученные ранее умения и знания, которые использует преподаватель и учащиеся для получения и освоения новых знаний. Материальныепредставляют собой физические объекты, которые используются учащимися и преподавателем для детализированного обучения. Если говорить о субъекте деятельности, то все средства обучения условно можно разделить на средства учения (чаще используется учащимися, реже – преподавателями) и средства преподавания (используются в большинстве случаев учителем). В свою очередь идеальные и материальные средства делятся на:

· Печатные пособия – картины, графики, учебники, таблицы и т.п.

· Объемные пособия – модели, приборы, коллекции, аппараты и т.п.

· Проекционный материал – видеофильмы, слайды, кинофильмы.

Современная типология классифицирует средства обучения в педагогике следующим образом:

· Печатные – книги для чтения, учебники, учебные пособия, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, атласы и т.д.

· Наглядные плоскостные – карты настенные, магнитные доски, плакаты, иллюстрации настенные.

· Демонстрационные – макеты, стенды, гербарии, модели в разрезе, муляжи и т.д.

· Электронные образовательные ресурсы – мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы и т.д.

· Аудиовизуальные – слайды, образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.

· Учебные приборы – колбы, барометр, компас и т.п.

· Спортивное оборудование – тренажеры, гимнастическое оборудование, мячи, спортивные снаряды и т.д.

На сегодняшний день наибольшее воздействие на учащихся оказывают современные средства обучения в педагогике: аудиовизуальные и мультимедийные. Именно их считают самыми эффективными средствами обучения и воспитания.

Оборудование должно полностью соответствовать предъявленным педагогическим требованиями: наглядно и понятно воспроизводить существенное в явлении, иметь эстетический вид, быть легко обозримым и воспринимаемым, и т.д.

· Средства обучения должны своим количеством полностью должны обеспечивать материальные потребности учебного процесса.

30.Формы организации обучения

Форма организации обучения — это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения, способ его существования.

Обычно выделяются три группы форм обучения:

фронтальные,

групповые,

индивидуальные.

Классификация носит эмпирический характер, так как в её основе лежит количественная характеристика: если осуществляется общеклассная работа, то есть акт обучения осуществляется в отношении всего учебного коллектива (класса), то это фронтальные формы; если класс делится на относительно автономные части (группы), то групповые; а если каждый ученик класса работает обособленно, независимо от остальных, то индивидуальные.

При этом, по сути, способ упорядочивания взаимодействия участников обучения во фронтальной (общеклассной) форме и в групповой может быть одинаковым..

.Согласно этим четырём структурам взаимодействия людей имеют место быть только четыре следующих базисных формы организации обучения:

индивидуально-опосредованная форма организации обучения — соответствует опосредованному общению (индивидуальная работа обучающегося с учебным материалом, посредством которого он находится в ситуации общения с другим человеком);

парная — соответствует взаимодействию в обособленной паре (результаты его не используются в других парах);

групповая — соответствует общению в группе, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем. Осуществляется такое взаимодействие в рамках всего коллектива или в рамках небольшой группы — сути не меняет;

коллективная — соответствует взаимодействию в группе, когда общение происходит в парах сменного состава.

Коллективная форма организации обучения не является частным случаем парной формы. Если общению в парной форме свойственна автономия, независимость от других пар, то в коллективной форме общение осуществляется в группе, при этом пары функционально и содержательно зависят друг от друга, благодаря изменению состава пар результаты учебного взаимодействия используются другими участниками группы.

]На уровне учебного занятия[1] конкретными формами организации обучения являются:

в эмпирической типологии учебных занятий — урок, лекция, семинар, экскурсия, конференция и т. д.

в теоретической типологии:

индивидуальное учебное занятие,

групповое учебное занятие,

коллективное учебное занятие.

На институциональном уровне (уровне образовательного учреждения) конкретными формами организации обучения являются системы обучения: Классно-урочная система обучения, Лекционно-семинарская система обучения, система, Классно-предметная система обучения[2], Система коллективного обучения по индивидуальным образовательным программам[3] и др.

31.Деятельность педагога и деятельность учащихся

Деятельность учителя и ученика в видах обучения. В

зависимости от характера организации процесса преподавания и усвоения знаний,

от специфики построения содержания учебного материала можно выделить несколько

основных видов обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемное,

программированное, машинное и др.

Типы обучения: объяснительно-иллюстративное. Учитель: информирует учеников о новых элементах знаний и умений,используя разные средства наглядности, объясняет наиболее важные моменты, организует осмысливание учебной

информации, организует обобщение знаний, организует применение знаний путем постановки практических задач, организации выполнения упражнений, трудовых заданий. Ученик: воспринимает учебную информацию, усваивает наиболее важные моменты в общем виде, обнаруживает первичное понимание материала, углубляет понимание учебного материала, обобщает усвоенный материал, применяет изученное в ходе выполнения упражнений, трудовых заданий. Укрепляет материал.

Проблемное. Учитель: ставит перед учеником проблемную задачу в виде вопроса, опыта, организует размышления учеников над поставленной задачей,предлагает доказать справедливость выдвинутого варианта решения задачи, при ошибочном варианте предлагает найти ошибку, ставит уточняющую задачу или конкретизирует ее, ставит вопросы в целях закрепления новых знаний, предлагает

упражнения по применению знаний на практике. Ученик: воспринимает задачу и начинает осмысливать возможные решения, высказывает возможные варианты ее решения, доказывает рациональность одного из вариантов решения задачи, делает выводы и обобщения, ищет верное решение при ошибке, закрепляет полученные знания путем повторения выводов, самоконтроля, выполняет упражнения для закрепления.

Программированное. Учитель: сообщает, объясняет дозу материала, ставит контрольный вопрос, если ответ правильный, то сообщается вторая доза материала. После всего изученного материала дает задания на закрепление, на

применение изученного. Ученик: воспринимает, осмысливает содержание и суть первичного материала, отвечает на вопросы, выполняет задания на закрепления,применение изученного.

32.Дидактика как отрасль педагогической науки. Основные дидактические категории

Дидактика (didaktos – поучающий, didasko – изучение (от греческого)) – часть педагогики, которая изучает проблемы обучения и образования (теория обучения).

Впервые слово дидактика ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке. Трактовал дидактику Я. А. Коменский, как универсальное искусство обучения всех всему. В начале 19 века немецкий педагог Гербарт ввел в дидактику теорию воспитательного обучения.

Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях и содержании, методах, средствах и достигнутых результатах.

К основным категориям дидактики относятся:

1) преподавание – упорядоченная деятельность педагога по передаче ЗУНов, их осознании и практическом применении;

2) учение – процесс, в ходе которого на основе ЗУНов, упражнений и социального опыта возникают новые формы поведения и деятельности;

3) обучение – систематический целенаправленный специальноорганизованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на передачу ЗУНов и развитие творческих способностей;

4) образование – результат обучения, система объема ЗУНов полученных в процессе обучения;

5) знания – понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения;

6) умения – овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности;

7) навык – автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия);

8) учебный предмет – область научных знаний;

9) учебный материал – содержание учебного предмета, которое определяется ГОСТом;

10) цель обучения – то, к чему стремится обучение и на что направлены его усилия;

11) содержание обучения – система научных знаний, практических умений и навыков, способов мышления и деятельности, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения;

12) метод обучения – способ достижения цели;

13) средства обучения – предметная поддержка учебного процесса (голос учителя, классное оборудование, ТСО);

14) результаты обучения – то к чему приходит обучение, конкретная реализация намеченных целей.

Предмет, задачи и противоречия дидактики:

Дидактика охватывает всю систему обучения по всем предметам.

Дидактика бывает:

Общая - понятие преподавание, учение; факторы, влияющие на процесс обучения; условия, в которых осущ

Наши рекомендации