Деятельность. Виды деятельности.
Деятельность – целенаправленная активность, процесс взаимодействия человекас миром, причём пр-с активный и сознательно регулируемый. Специфические черты деятельности: 1)порождаясьпотр-ю, деят-ть управляется осознаннойцелью; 2) деят-ть неразрывно связана с познанием и волей; 3) деят-ть –внутренняя (или психич-ая) и внешняя (или физич.) активность человека,которая регулируется осознанной целью; 4) деят-ть связана с сознанием =>формируясь в деят-ти, сознание в ней же и проявляется; 5) человек в деят-ти
выступает как личность. Структура деятельности: 1) ПОТРЕБНОСТЬ (нет потр-ти – нет деят-ти) – по происхождению разделяются на естественные и
культурные; по предмету – материальные и духовные. Материальные потр-тиотражают зависимость человека от предметов материальной культуры; духовныепотр-ти – зависимость чел-ка от продуктов общественного сознания. 2) МОТИВЫ(побуждения к действиям) – предмет потр-ти, побуждающий деят-ть иопределяющий её направленность. 3) ЦЕЛЬ – заранее осознанный и планируемыйрезультат деят-ти. Цель реализует человеч. потребность и выступает в кач-
ве образа конечного рез-та деят-ти. 4) ДЕЙСТВИЯ - процесс, подчинённыйосознанной цели. Виды деятельности: учение, труд, игра.
Понятие личности в психологии.
Индивид–биологический организм, носитель общих генотипических наследственных св-в биологического вида. Таким образом, в понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.
Личность – это человек как общественное существо. Чем активнее деятельность человека, тем отчётливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Совокупность особенностей качеств личности, образующих её неповторимый облик, принято называть индивидуальность личности. Индивидуальность личности складывается из особенностей различных черт личности, причём влияние социального и биологического в них далеко не одинаково. Имеются качества личности, в развитии которых роль биологического, врождённого велика (например, темперамент), но имеются качества (мышление, память, воображение и т.д.), в развитии которых доминирующую роль начинают играть особенности обучения. Ещё более возрастает роль обучения в развитии знаний, навыков, умений. Определённую группу составляют качества направленности личности (интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение и т.д.), в формировании которых роль биологического ничтожна, зато роль социального опыта, и в особенности воспитания, исключительно велика.
Развитие личности.
Факторы, влияющие на развитие личности:
-Воспитание (или педагогические факторы): образование, воспитание, обучение, самовоспитание
-Биологические факторы развития: наследственность, задатки, способности
-Социальные факторы развития: среда обитания, политические, географические
Развитие личности представляет собой процесс, который определяется внутренними и внешними факторами. Происходит он:
-во-первых, в зависимости от внутреннего мира личности, ее внутренних побуждений, присущих ей субъективных потребностей, интересов и мотивов,
- во-вторых, в зависимости от меняющихся условий внешней среды и обстоятельств ее жизни.
Человек развивается непрерывно с момента рождения и до смерти, проходя ряд последовательно сменяющихся стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Все они накладывают свой отпечаток на его образ жизни и поведение.
Процесс развития личности глубоко индивидуален. У разных людей он протекает по-разному. У одних быстрее, у других медленнее. Зависит это от социально-психологических особенностей личности, ее социального положения, ценностных ориентаций, конкретно-исторических условий бытия. Свою печать на ход развития личности накладывают конкретные жизненные обстоятельства
Потребности, мотивы и цели.
Деятельность – целенаправленная активность, процесс взаимодействия человека с миром, причём пр-с активный и сознательно регулируемый. Структура деятельности: 1) ПОТРЕБНОСТЬ (нет потр-ти – нет деят-ти) – по происхождению разделяются на естественные и культурные; по предмету – материальные и духовные. Материальные потр-ти отражают зависимость человека от предметов материальной культуры; духовные потр-ти – зависимость чел-ка от продуктов общественного сознания. 2) МОТИВЫ
(побуждения к действиям) – предмет потр-ти, побуждающий деят-ть и определяющий её направленность. 3) ЦЕЛЬ – заранее осознанный и планируемый результат деят-ти. Цель реализует человеч. потребность и выступает в кач-ве образа конечного рез-та деят-ти. 4) ДЕЙСТВИЯ - процесс, подчинённый осознанной цели.