Рефлексивное управление учением
Согласно исследованиям психологов и педагогов, рефлексивное управление рассматривается как неотъемлемая характеристика любого взаимодействия.
Качественной характеристикой рефлексивного управления является тот факт, что результат взаимодействия управляющего и управляемого выражается в том, чтобы у последнего развивались способности к самоуправлению своей деятельностью.
Сущностной характеристикой рефлексивного управления являеп делегирование многих полномочий и ответственности за результат учебы и труда самих участников образовательного процесса.
Специфика рефлексивного управления состоит в том, что оно побуждает собственную активность и самостоятельность управляемых, влияет на процессы самоуправления и тем самым обеспечивает и« субъектную позицию в образовательном процессе.
В основе технологии рефлексивного управления — управленческие функции и действия, которые присущи традиционной технологии управления, но каждый такой акт включает в себя цикл рефлексивного управления. Предлагаемая модель рефлексивного управления предполагает ее построение в соответствии с четырьмя стадиями, составляющими своеобразный цикл этого управления. Под циклом рефлексивного управления мы понимаем цикл взаимодействия управляющего и управляемого (преподавателя и учащегося), который приводит к расширению субъектных функций управляемого, переходу из позиции «реагирования» («исполнителя») в позицию организатора собственной деятельности и соорганизатора образовательного процесса, возрастанию самостоятельности в ходе выполнения деятельности.
Каждый такой цикл может быть представлен, как уже отмечалось, последовательностью стадий:
1) стадией рефлексивного анализа;
2) конструктивно-ориентационной стадией;
3) стадией стабилизации;
4) стадией системной рефлексии.
Рефлексивное управление вновь и вновь повторяется в соответствии с приведенной логикой. Меняются управленческие функции: от анализа к планированию и проектированию, далее к организации, контролю и коррекции, меняются объекты управления и уровни, но цикл повторяется в каждой управленческой функции.
Рассмотрим каждую стадию цикла рефлексивного управления.
Стадия рефлексивного анализа. Эта стадия имеет особенно важное значение в целостном цикле рефлексивного управления, так как ее назначение состоит в выявлении и раскрытии субъектного опыта участников образовательного процесса и в определении его желаемого состояния.
Осуществляемый рефлексивный анализ, являясь началом цикла рефлексивного управления, с полным основанием следует расценивать как стремление преподавателя во взаимодействии с учащимися исследовать ту «почву», на которой возникнут идеи и предположения относительно последующей совместной и индивидуальной деятельности. Необходимо помнить, что системное представление, например преподавателя о субъектном опыте учащихся, основывается на выборе этого представления самими обучающимися.
Рефлексивный анализ в отличие от других видов педагогического анализа обеспечивает педагогу описание исходного субъектного опыта учащихся на основе учета позиций самих учащихся и собственного опыта в том или ином виде деятельности.
Резюмируя сказанное, отметим, что рефлексивный анализ: не просто фиксирует начальное состояние личного опыта учащихся, и дает картину того, как осуществляется взаимодействие преподавателя и учащихся;
выявляя возможности учащихся в том или ином виде самоуправленской деятельности, определяет предпосылки включения субъектного ||.1та непосредственно в образовательный процесс.
Итак, учащийся раскрыл свой субъектный опыт, осуществил самопознание. Преподавателю далее важно на организационном и операционально-технологическом уровне обеспечить наращивание субъектных функций учащегося.
Конструктивно-ориентационная стадия состоит в том, что на основе данных рефлексивного анализа обосновываются интенсифицирующие управленческие воздействия, обеспечивающие стимулирование учащихся к самоопределению в рамках своей учебной деятельности. Наметим, что интенсифицирующее воздействие преподавателя не должно и не может носить характер административного принуждения, оно должно создавать условия (содержательные, организационные, операционально-технологические и методические), при которых бы учащийся сам определялся в деятельности таким образом, чтобы эффективно использовать свои возможности и возможности окружающей его среды. Иными словами, интенсифицирующие управленческие воздействия являются конструктивными по своей сущности.
Сопоставим управленческие воздействия преподавателя, интенсифицирующие самоопределение учащегося с позиции раскрытия своих возможностей и, наоборот, препятствующие в какой-то степени разворачиванию учащимся своего личностного потенциала.