Проектирование воспитательных систем
Воспитательная система — сложное социальное психолого-педагогическое, саморегулирующееся и управляемое образование, охватывающее весь педагогический процесс, интегрирующее учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение».
Воспитательная система — это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.
В структуре воспитательной системы школы (учреждения образования, детского объединения или организации) выделяют следующие компоненты:
1)теоретическая концепция (цели, задачи, принципы, совокупность педагогических идей, теорий, положительный педагогический опыт), для реализации которой создается воспитательная система;
2)содержание системы (научные знания, информация, ценности, достижения культуры и т. п.), в том числе системообразующая творческая, коллективная и личностно-значимая деятельность в сфере учения, труда, досуга и т. д. , способствующая реализации целей и теоретических идей системы;
3)субъекты деятельности как ее участники и организаторы;
4) развитые формы общения и гуманистические отношения;
5) управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в целостную систему, а также ее развитие;
6) внутренняя и внешняя среда системы, освоенная ее субъектами. На основе анализа процесса развития конкретных воспитательных систем исследователи (В. А. Караковский, А. М. Сидоркин) выделили этапы, которые проходит воспитательная система школы в ходе своего развития. Первый этап — становление воспитательной системы. Осуществляется разработка теоретической концепции, моделируется структура воспитательной системы, устанавливаются связи между компонентами.
Главная цель первого этапа — формирование коллектива единомышленников на основе нового педагогического мышления. В этот период преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск (формулируется цель воспитательной системы, определяются технологии и т. п.), зарождаются традиции, коллективные ценности, правила жизни, формируются стили общения.
Второй этап — отработка системы. Происходит развитие коллектива, органов соуправления и самоуправления, утверждаются избранные школой системообразующие виды деятельности, укрепляются традиции, отрабатываются наиболее эффективные формы и методы воспитания, педагогические технологии.
Третий этап — окончательное оформление системы. Школьный коллектив — содружество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества и сотворчества. Усиливается внимание коллектива к каждой личности. Идет интенсивная интеграция учебно-познавательной и внеурочной воспитательной деятельности.
Четвертый этап — обновление, перестройка системы. Этот этап может быть связан с кризисным периодом в развитии системы (вызывается, например, усталостью в коллективе, остановкой в совершенствовании деятельности, дефицитом новизны, творчества и т. п.).
Важным аспектом проблемы воспитательных систем является идея создания единого воспитательного пространства, то есть целенаправленного освоения школой окружающей среды. Это делает школу «открытой» воспитательной системой. Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова и др. условно разделили критерии эффективности воспитательной системы на две группы: критерии факта и критерии качества.
Критерии факта включают следующие основные показатели:
1) упорядоченность жизнедеятельности школы;
2) наличие сложившегося единого школьного коллектива;
3) интегрированность воспитательных воздействий в комплексы, в крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела и т. п.).
Критерии качества представлены показателями:
а) степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы;
б) общий психологический климат школы, стиль общения и отношений в ней, самочувствие ребенка и учителя, их социальная защищенность и комфорт;
в) профессионализм и педагогическая культура учителя;
г) уровень воспитанности и ценностные ориентации учащихся, прежде всего выпускников.
Главная тенденция развития школы — это преобразование её из школы обучающей в школу воспитывающую.
1)Целью, а также субъектом и критерием эффективности такой воспитательной системы школы является образованная, творческая, социально ответственная личность.
2)Ядром воспитательной системы является школьный коллектив как единство первичных коллективов детей и взрослых.
3)Создание и развитие воспитательной системы предполагает реализацию идеи интеграции педагогических взаимодействий.
4) Школьная воспитательная система как процесс управляемый включает педагогическое руководство, самоуправление, саморегуляцию.
В качестве концептуальных основ при проведении экспертизы системы воспитательной работы образовательного учреждения (ОУ) могут быть рассмотрены следующие.
Система воспитательной работы ОУ предполагает наличие совокупности идей, которыми реально руководствуются педагогический коллектив и руководитель ОУ. Эти идеи могут быть представлены в деятельности участников педагогического процесса и сформированы на уровне концепции.
Экспертиза воспитательной системы осуществляется как на уровне осознания идей, так и через анализ практической деятельности.
На уровне сознания:
концептуальные идеи представлены у руководителя ОУ;
механизм реализации идей представлен у заместителя директора по воспитательной работе;
педагогов, учителей, классных руководителей и др.;
учащихся.
На уровне деятельности:
у учащихся (по специально разработанным технологиям);
у педагогов, учителей, классных руководителей (анализ текущей документации);
у заместителя директора по воспитательной работе (план работы на год);
у руководителя ОУ (перспективное планирование).
Первичным источником экспертной оценки воспитательной системы в образовательном учреждении является представленная документация.
При заполнении материалов самоанализа в качестве такой документации ОУ может представить:
план воспитательной работы ОУ на учебный год (за 3 последних года);
отчет о выполнении годового плана;
протоколы педсоветов по анализу воспитательной работы;
планы воспитательной работы классных руководителей;
документы, характеризующие деятельность социального педагога;
концепция воспитательной системы в рамках авторской образовательной модели.
Возможными дополнительными источниками для углубленной экспертизы воспитательной системы ОУ могут быть и результаты мониторинга участников воспитательного процесса, и другие материалы, отражающие специфику системы воспитательной работы в ОУ.
Основным результатом экспертизы может стать выявление соответствия и степени расхождения идейного обоснования системы воспитательной работы с ее реальным воплощением в образовательном учреждении. Результатом экспертизы является определение реально действующей модели воспитательной системы ОУ.
Основанием для экспертизы содержания воспитательного процесса служит соотнесенность системы воспитательной работы ОУ с социумом.
Результатом экспертизы содержания воспитательного процесса является оценка адекватности избранной ОУ модели взаимодействия с социумом.
Экспертиза проводится как с использованием основных документов, так и дополнительных. Для проведения экспертизы и заполнения листа самоанализа воспитательной системы ОУ предлагается определенная система показателей и критериев их оценки.